В данной статье речь идет о компаундировании как о процессе словообразования в рамках теоретической основы морфологии, основанной на лексемах. Он обеспечивает систематический анализ двух типов компаундирования во французском языке: нативного компаундирования, основного типа, и неоклассического компаундирования, которое является весьма маргинальным. В нем представлены различные правила: нативные словосочетания прототипически состоят из двух лексем и образуют третью; они преимущественно эндоцентрические; управляющая составляющая и составная голова, если таковая имеется, находятся слева и контролируют семантические отношения между двумя составляющими, будь то скоординированные, атрибутивные или подчиненные. Неоклассические соединения прототипически построены из связанных неоклассических элементов и образуют прилагательные; они часто экзоцентрические; правящая составляющая находится справа. Флексия в природных соединениях сложна.
Этот термин не используется последовательно в литературе и обозначает различные сложные лексические единицы, анализируемые с помощью различных подходов. В целом можно выделить два общих подхода. Первый рассматривает любую сложную лексическую единицу, состоящую из двух или более терминов, как составное слово, независимо от процесса образования (морфологического или синтаксического). Основное внимание в этом подходе уделяется лексическим свойствам составного слова — их синтаксической независимости и интеграции в лексикон. Второй подход фокусируется на процессах компаундирования. Этот подход обычно исследует (i) образование синтаксических и морфологических соединений и внутри морфологического компонента, (ii) границу между сложным составом и производным. Эта статья относится ко второму подходу. Он фокусируется на сложном словосочетании как процессе словообразования в рамках теоретической основы морфологии, основанной на лексемах, которая рассматривает морфологию и синтаксис как два отдельных грамматических компонента. В данном исследовании рассматриваются только морфологически сформированные соединения, за исключением лексикализованных сложных синтаксических последовательностей.
Цель этой статьи — представить морфологические правила сложения французского языка, а также их фонологические, категориальные и семантические ограничения. В статье проводится систематический анализ двух основных типов компаундирования во французском языке: нативного компаундирования, который является основным типом, и неоклассического компаундирования, весьма маргинального. Эти типы различаются по двум основным критериям — типу входной единицы и порядку внутренней структуры между двумя составляющими. Нативное соединение (1) прототипно образовано из двух лексем текущего лексикона французского языка без какого-либо связующего элемента; внутренний порядок составляющих — XY, где X — управляющий элемент (подчеркнут в примерах).2 (1) poisson-chat wagon-fumeur ouvre-boîte sh-catcar-smoker open-can 'cat sh '' курительная машина '' консервный нож 'Неоклассическое соединение (2) прототипом состоит из двух оснований греческого или латинского происхождения, которые не являются синтаксически автономными во французском языке, соединенных соединяющим элементом; внутренний порядок составляющих — YX, где X — управляющий элемент. (2) ludo-thèque homi-cide cyno-céphale game-library human-kill dog-head.
Обобщение Гевары и Скализ (2009) о том, что сложное слово универсально состоит из двух основных лексических категорий, идеально применимо к французскому языку. Тем не менее в литературе по составлению слов традиционно ставится под вопрос статус задействованных единиц: слова, лексемы, основы или корня. В предположении, что морфология и синтаксис независимы друг от друга, каждый из двух компонентов использует свои собственные отдельные единицы в качестве входных данных, лексемы в морфологии (абстрактные единицы лексической структуры) и слова в синтаксисе (элементы с синтаксически релевантными свойствами). Существует определенный консенсус в отношении рассмотрения лексем как прототипов строительных блоков морфологического соединения (Corbin 1992; Bauer 2001; Fradin 2003, 2009; Booij 2005, Scalise and Vogel 2010; Montermini 2010). Поскольку лексемы фонологически реализуются как одна или несколько основ (Aronoff 1994; Stump 2001; Bonami and Boyé 2003), ожидается, что единицы, которые появляются в составных словах, соответствуют двум основам лексем. Большинство французских данных соответствуют этому анализу. Тем не менее, многие типы составных слов демонстрируют менее канонические структуры: компоненты, которые являются словами (вставленные единицы), а не основы, или даже неавтономные синтаксические единицы, не связанные с какой-либо лексемой.
Граница между сложным составом и производным является повторяющейся проблемой при определении процессов морфологического конструирования. Традиционным критерием является автономия составляющих: соединения состоят из двух свободных форм, а производные состоят из свободной формы и связанной формы. Этот критерий порождает множество хорошо известных проблем Первая проблема касается связанных форм — будь то архео-составляющие или фракто-составляющие — в неоклассических соединениях. Согласно критерию ограниченности, эти составляющие должны анализироваться как слагаемые Однако неоклассические элементы могут сочетаться друг с другом (если их анализировать как слагаемые, такие последовательности создают конструкции, которые не поддаются самому фундаментальному определению происхождения. В ответ на эту трудность многие исследования начали признавать, что неоклассические элементы включают одни элементы, которые следует анализировать как префиксы, и другие, которые следует рассматривать как лексические. Были предложены различные критерии, позволяющие отличать элементы от лексических архео-составляющих Здесь мы сосредотачиваемся на наиболее центральных критериях: структурные свойства (архео-составляющая может занимать обе позиции сложного паттерна и может служить основой для слияния; оба невозможны для слияния); семантические свойства (архео-составляющая имеет денотационное семантическое содержание описательного характера, в то время как аффикс является показателем правила построения лексемы, имеющим функциональное, обучающее значение).