Коммуникативная стратегия объекта культуры на примере МХАТ имени М. Горького | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 03.06.2021

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Куцурубова, А. К. Коммуникативная стратегия объекта культуры на примере МХАТ имени М. Горького / А. К. Куцурубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81940/ (дата обращения: 24.11.2024).



Статья посвящена актуальной теме — применению PR-технологий в рамках коммуникативной стратегии современного объекта культуры. Рассмотрены ключевые инструменты PR-продвижения театра на примере МХАТ им. М. Горького.

Ключевые слова: коммуникативная стратегия, PR, объект культуры, театр, МХАТ им. М. Горького .

Современные объекты культуры в настоящее время вынуждены активно конкурировать с иными учреждениями досуга. Это приводит к необходимости выстраивания грамотной коммуникативной стратегии развития.

В данной статье мы будем опираться на определение коммуникативной стратегии как части бренда объекта культуры. Основной целью такой стратегии является взаимодействие объекта культуры со внешней и внутренней средой с использованием механизмов PR.

Наиболее привлекательными для общественности становятся те театры, которые активно применяют PR-технологии. Это может отражаться в создании положительного имиджа театра, участии в событиях социальной сферы и благотворительности, активном присутствии в медиа с целью привлечения спонсоров.

Необходимо отметить, что далеко не все театры разрабатывают PR-стратегии. Многие выпускают сжатые информационные сообщения и афиши. Этот вопрос является крайне актуальным, поскольку государственное финансирование остаётся на прежнем уровне, в то время как конкуренция и низкая посещаемость растут. Проведение эффективной PR-кампании заметно повышает конкурентоспособность и привлекает больше людей.

МХАТ им. М. Горького относится к ведущим российским театрам. Отличительная особенность данного театра заключается в творческих экспериментах, а также всестороннем использовании современных PR-механизмов. Рассмотрим самые эффективные с нашей точки зрения инструменты, используемые МХАТ для взаимодействия с аудиторией.

Необходимо отметить, что всё больше современных театров дистанцируются от классического понимания театра и превращаются в культурные центры. Для посетителей важно разнообразие возможностей. Поэтому современные театры предоставляют не только возможность посетить спектакль. При театрах создаются лектории, библиотеки, а также театральные магазинчики с мерчем. Меняются не только инструменты, но и каналы коммуникации. МХАТ активно использует такие возможности: в 2020 г. в театре открылся концептуальный магазин «МХАТ.МЕСТО», ориентированный на творчество российских дизайнеров, основанное на русских традициях, а также фирменную символику театра. Ещё одним нововведением стал книжный магазин «МХАТ. Книги», в пространстве которого регулярно проводятся специальные мероприятия.

Специальные мероприятия можно выделить как отдельный эффективный инструмент позиционирования МХАТ. В современной теории PR их относят к наиболее важным механизмам взаимодействия с общественностью. Они позволяют выстраивать коммуникацию с целевыми группами: во-первых, поддерживать взаимодействие с партнёрами в сфере культуры и искусства, а во-вторых, обеспечивать интерес широкой аудитории. Специальное мероприятие является детально запланированной акцией, являющейся частью общей коммуникативной стратегии. Непосредственно в рамках проведения специального мероприятия имеется возможность для максимального наполнения информационного поля вокруг PR-объекта.

В целом МХАТ можно назвать примером крайне удачного ребрендинга. Логотип, цветовая гамма и фирменный шрифт не претерпели практически никаких изменений, будучи удачно вписанными в новый и современный контекст. Таким образом удалось сохранить узнаваемый и привычный для постоянной аудитории имидж театра.

Одним из наиболее важных инструментов для взаимодействия с общественностью является сайт театра. Он является неотъемлемой частью имиджа театра и должен соответствовать общей концепции бренда. Необходимо отметить, что к целевой аудитории, с учётом восприятия которой создаётся и поддерживается сайт, можно отнести не только зрителей. Важно также учитывать представителей медиа, партнёров и спонсоров, потенциальных сотрудников и конкурирующие организации. Веб-сайт должен по мере необходимости обновляться с учётом актуальности информации и технических аспектов.

Вместе с тем в настоящее время веб-сайты как возможность продвижения организации в Интернете значительно уступают позиции так называемым социальным медиа. К последним относятся социальные сети, мессенджеры и блоги, позволяющие эффективно создавать и распространять информацию и являющиеся менее затратными, чем иные инструменты. Блоги и социальные сети являются перспективной возможностью, позволяющей театру привлечь новых зрителей. Кроме того, непосредственно контент в условиях развития современных медиа также может выступать творческим продуктом.

Рассмотрим, как МХАТ использует возможности социальных медиа на примере аккаунта в социальной сети Instagram.

Аккаунт поддерживается сотрудниками рекламно-информационного отдела МХАТ. Он открыт для свободного доступа и в настоящее время имеет около 6 тыс. подписчиков. Необходимо отметить, что аккаунт полностью обновлённый и первая публикация датируется 2020 г.

В аккаунте содержатся контактные данные театра и ссылка на веб-сайт, а большая часть постов представляет собой анонсы предстоящих мероприятий. Кроме того, в Instagram-аккаунте театра часто публикуются материалы, посвящённые репетициям и закулисной жизни театра. МХАТ, как и большинство организаций в настоящее время, использует в социальных сетях достаточно неформальный подход к преподнесению информации.

Помимо этого, МХАТ начал использовать современный инструмент взаимодействия с аудиторией, которым достаточно часто пользуются организации и медийные личности и сравнительно редко объекты культуры, а именно — конкурсы и розыгрыши подарков. Этот способ является достаточно эффективным для поддержания интереса зрителей и вовлечения их в интерактивные действия.

Визуальное восприятие в настоящее время играет важнейшую роль для большинства подписчиков, и наличие качественных фотографий в Instagram-аккаунте является частью успешного имиджа театра.

Также МХАТ активно использует возможности социальной сети «Вконтакте», в группе театра регулярно размещаются актуальные материалы. При наличии у организации аккаунтов в нескольких социальных сетях необходимо избегать кросспостинга. В данном случае МХАТ является успешным примером, поскольку в группе акцент делается в большей степени на персоналии, исторические материалы и видеоматериалы.

К другим инструментам продвижения относятся проведение рекламных кампаний и взаимодействие с представителями СМИ.

Анализ внешней и внутренней среды театра позволяет сделать следующие выводы. Благодаря традициям театра и эффективному ребрендингу сложился его успешный имидж. МХАТ им. М. Горького использует новые инструменты коммуникации с медиа и аудиториями и реализует проекты, трансформирующие театр в современное культурное пространство. Театр активно использует механизмы PR-продвижения и создаёт множество информационных поводов в медиа. Подобные инструменты позволяют сократить дистанцию между зрителем и «классическим» театром и приблизить его формат к современному пониманию арт-пространства.

Литература:

  1. Горчакова, В. Г. Прикладная имиджелогия. — М.: Феникс, 2016. — 480 c.
  2. Кожемякин Е. А. Основы теории коммуникации. — М.: Инфра-М, 2021. — 189 с.
  3. Козлова, Т. В. PR в деятельности учреждения культуры — М.: Содействие, 2008. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): МХАТ, театр, коммуникативная стратегия, взаимодействие, возможность, время, имидж театра, инструмент, социальная сеть, специальное мероприятие.


Ключевые слова

театр, PR, коммуникативная стратегия, объект культуры, МХАТ им. М. Горького

Похожие статьи

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Авторская маркетинговая стратегия продвижения образовательных услуг в вузах культуры

Автор рассматривает маркетинг образовательных услуг высшей школы. Выявлено значение разработки новых организованно-экономических механизмов управления вузов. Представлено, что в качестве наиболее эффективной выступает маркетинговая концепция управлен...

Мировой опыт применения коммуникационных стратегий и PR-технологий в туризме

В статье авторы проводят анализ использования коммуникационных стратегий и PR-технологий в туризме на примере различных стран.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Организация креативного производства в редакциях региональных СМИ

Статья посвящена процессу управления креативной деятельностью журналиста в рамках редакции регионального СМИ. Автор предлагает классификацию существующих научных подходов к управлению творчеством в СМИ, выделяет несколько основных направлений, исслед...

Имитация инноваций как средство технологического совершенствования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты стратегии инновационной имитации, затронут вопрос эффективности проведения данной стратегии для российской экономики, раскрыты положительные стороны стратегии инновации.

Разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции на рынок

В работе рассмотрено основное понятие маркетинговой стратегии. Изучены теоретические основы понятия продвижения товара, подробно описано понятие продвижения бренда. Выявлен объективный взгляд на знания и умения в области продвижения.

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Данная статья посвящена формированию и развитию креативных способностей личности посредством ТРИЗ-технологии. Автор раскрывает сущность таких понятий, как «креативность», «педагогическая технология», «ТРИЗ-технология», «ТРИЗ-педагогика».

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Похожие статьи

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Авторская маркетинговая стратегия продвижения образовательных услуг в вузах культуры

Автор рассматривает маркетинг образовательных услуг высшей школы. Выявлено значение разработки новых организованно-экономических механизмов управления вузов. Представлено, что в качестве наиболее эффективной выступает маркетинговая концепция управлен...

Мировой опыт применения коммуникационных стратегий и PR-технологий в туризме

В статье авторы проводят анализ использования коммуникационных стратегий и PR-технологий в туризме на примере различных стран.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Организация креативного производства в редакциях региональных СМИ

Статья посвящена процессу управления креативной деятельностью журналиста в рамках редакции регионального СМИ. Автор предлагает классификацию существующих научных подходов к управлению творчеством в СМИ, выделяет несколько основных направлений, исслед...

Имитация инноваций как средство технологического совершенствования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты стратегии инновационной имитации, затронут вопрос эффективности проведения данной стратегии для российской экономики, раскрыты положительные стороны стратегии инновации.

Разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции на рынок

В работе рассмотрено основное понятие маркетинговой стратегии. Изучены теоретические основы понятия продвижения товара, подробно описано понятие продвижения бренда. Выявлен объективный взгляд на знания и умения в области продвижения.

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Данная статья посвящена формированию и развитию креативных способностей личности посредством ТРИЗ-технологии. Автор раскрывает сущность таких понятий, как «креативность», «педагогическая технология», «ТРИЗ-технология», «ТРИЗ-педагогика».

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Задать вопрос