Целесообразность превращения транспортно-пересадочных узлов в многофункциональные центры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Ржевцев, С. И. Целесообразность превращения транспортно-пересадочных узлов в многофункциональные центры / С. И. Ржевцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81907/ (дата обращения: 22.11.2024).



В апреле 2019 года в аэропорте Чанги (Сингапур) открылся рекреационный комплекс названный «The Jewel», что в переводе с английского означает «драгоценный камень». Крайне претенциозное название для блока в рамках крупного ТПУ. Однако и сам Аэропорт Чанги можно назвать «жемчужиной» Юго-Восточной Азии.

Аэропорт Чанги — это международный авиационный транспортный узел, являющийся одним из крупнейших транспортных хабов Азии, единственный аэропорт Сингапура. Аэропорт занимает 19 место в списке аэропортов по количеству обслуживаемых пассажиров. Также аэропорт является самым загруженным по количеству груза [7].

На данный момент в аэропорту функционирует 5 терминалов. Терминалы с 1-го по 3 непосредственно соединены с общей транзитной зоной, пассажиры могут непосредственно перемещаться между терминалами, не проходя иммиграционный контроль. Для быстрого перемещения между терминалами существуют траволаторы и система Skytrain, хотя также возможно перемещение пешком. Рядом с Терминалом 2 находится JetQuay, в котором находятся стойки регистрации для пассажиров бизнес-класса и откуда можно попасть в самолёт на индивидуальном транспорте. Бюджетный терминал, созданный специально для бюджетных перевозчиков, физически отделён от главных терминалов к югу, из него можно попасть в Терминал 2 с помощью бесплатных автобусов. Общая пропускная способность всех пяти терминалов составляет 68,7 млн пассажиров в год, их общая площадь — 1 045 020 м 2 .

Тем и интереснее свежая пристройка к терминалам аэропорта, так как она не является функциональным объектом ТПУ, за действенным непосредственно в перевозке пассажиров и товарно-материальных ценностей. На самом деле это крупный торгово-развлекательный комплекс. Однако всё же, за счёт его строительства зал прибытий и пространство под сбор багажа было увеличено на 70 %. Целью строительства этого комплекса было удержание Аэропортом Чанги статуса основного авиационного хаба со стороны азиатской стороны Тихого океана [6].

«Драгоценный камень» был официально торжественно открыт 18 октября 2019-го года премьер-министром Синагпура Ли Хсен Лонгом, шесть месяцев спустя после введения в эксплуатацию.

В подобных транспортных узлах магазины и бутики работают дольше, чем в городе, на арендованных площадях, что является существенным преимуществом перед обычными ТЦ, не связанными с ТПУ. Также непосредственно сам «Jewel» содержит в себе такие достопримечательности как древесный парк, лабиринт из кустов, искусственно-посаженный тропический лес, внутри-павильонный водопад с лазерной проекцией экрана.

Стоит отметить, что сам аэропорт находится в черте города, а если быть точнее в 30 минутах езды от центра города. Встаёт вопрос, возможно ли повторение подобного опыта с другими видами транспорта. Может ли ТПУ превращается из объекта инфраструктура в часть культурной жизни города.

Прежде чем перейти от ТПУ как простой точки пересадки с одного вида транспорта на другой к важной части жизни пассажира, необходимо взглянуть на промежуточную ступень между этими двумя крайностями: ТПУ как зона розничной торговли.

Сегодня многие ТПУ, в частности небольшие пересадочные пункты в городских агломерациях имеют при себе хотя бы одного частного предпринимателя или магазин крупной франшизы. Чаще всего это съестные продукты, а также продукты первой необходимости. Причину успеха таких «торговых точек» была указана выше, они часто работают дольше, чем большинство магазинов и бутиков в торговых центрах, однако это не единственная причина [3].

Основные показатели успеха торговли в ТПУ включают в себя:

1) Близкое расположение маршрута до конечной цели. Если есть возможность приобрести необходимый товар без необходимости увеличения время-затрат на поиск товара. Такой эффект вероятен даже при условиях наличия до открытия в ТПУ торговой точки с нужным продуктом ранее сосуществовавшего магазина с выстроенным уровнем доверия. Как бы пользователь не привык брать нужный ему продукт в доверенном мест, если появится возможность купить тот же продукт с меньшими затратами времени — пользователь скорее предпочтет сэкономить время.

2) Продолжительность работы торговых точек в ТПУ — это действительно по очевидным причинам важный фактор. Также он интересен тем, что делает магазины при ТПУ более конкурентноспособными, ибо так они охватывают хоть и небольшую, но существующую категорию лиц, ходящих по магазинам после времени закрытия большинства предприятий розничной торговли.

3) Последним фактором выступает принцип «излома воли».

Изломом Воли называется явление, при котором за счёт регулярного столкновения покупателя с продуктом, он его покупает, хоть и не нуждается в нем. Пример такого агрессивного маркетинга, построенного на принципах социальной инженерии, можно наблюдать в индустрии видеоигр, где в продукт внедряется возможность получить опциональный бонус за дополнительные капиталовложения. Специальные баннеры работают как напоминание пользователю. Большинство игроков изначально отказываются от данной услуги, но по мере того, как она постепенно чаще появляется, происходит «сдача» на подсознательном уровне, и покупатель делает дополнительную покупку услуги, в которой обычно не нуждается для использования медиапродукта. Аналогичная ситуация иногда возникает и при продаже узкопрофильных товаров в ТПУ. При наличии небольшой потребностей в продукции данной категории, скорее всего потребитель не будет заходить в данную торговую точку после рабочего дня. Однако, чем чаще будет его столкновение с ней, тем выше, что рано или поздно он посетит её. К тому же с действием этого принципа соприкасается категория продаж, сделанная под воздействием ярких эмоций — например покупки в зонах беспошлинной торговли Аэропортов.

Эти методы можно часто наблюдать в европейских железнодорожных вокзалах. Например, на вокзале Wien Hauptbahnhof, где за счёт многоуровневой системы путей-эстакад помимо освобождения прилегающего пространства от перегрузки железнодорожными коммуникациями, также образуется большое пространство под торгово-развлекательный комплекс [4].

Данная практика несёт в себе довольно глубокий исторический процесс. Формирование ТПУ, а именно пересечение как разных, так и одного вида коммуникаций и появление около него предприятий торговли — взаимосвязанные и взаимо-заменяющие процессы. На примере истории мы можем наблюдать, что города или примитивные городские агломерации приводили к усложнению сети дорого вокруг них, так и сами формировались на пересечении торговых путей. Сегодня эти закономерности легли в основу логистики как дисциплине об оптимизации маршрутизации, однако удивляет хаотичность, совмещающаяся с естественностью образования подобных прото-ТПУ во времена развития буржуазных отношений. Подобно само-регуляции экономических областей, охарактеризованной выдающимся ученым Адамом Смитом, как «невидимая рука рынка», так и в данном случае торговые зоны и прилегающие к ним пути появлялись сами, когда они были нужны.

Держа в уме три охарактеризованных нами принципа продаж в ТПУ, задаем вопрос «возможно ли выделить процесс формирования в ТПУ культурных под-центров?» и сразу же зададимся вторым «возможно ли этот процесс контролировать?».

На первый вопрос ответ — отрицательный, а вот второй же — является положительным. В отличие от единого процесса развития инфраструктуры и торговли, создание таких объектов культурной жизни потребителей как парки и места рекреации — не вызваны естественной потребностью, ибо не касаются основной функции ТПУ — обеспечение быстрой и комфортной смены транспортного средства и осуществления поездки. Создание подобных секторов в рамках ТПУ — является осознанным решением, исполняемым для расширения спектра предоставляемых услуг и повышение имиджа и класса ТПУ.

Однако из этого ответа следует третий вопрос — «может ли опыт аэропорт Чанги быть спроецирован и применен на Российские реалии?». Здесь ответ и отрицательный, и утвердительный.

У упомянутого ранее аэропорта Чанги есть ряд особенностей не встречающихся у Российских, в частности Московских аэропортах. Сингапур — это маленькое островное государство с крупной плотностью населения, от того и появляется необходимость в размещении аэропорта так близко к жилым кварталам. Московские же аэропорты вынесены далеко за черту МКАД, чтобы шум от взлетающих самолетов не вредил здоровью жителей. От этого обнаруженный нами фактор популярности торгово-развлекательного комплекса у посетителей ТПУ, не использующих его для пересадки — почти полностью нивелируется.

Несомненно, будет целесообразно создание культурно-развлекательных площадок, например кинотеатры, концертные залы. В рамках железнодорожных вокзалов Москвы, таких как Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы. Они послужат не только хорошей заменой или дополнением к привычным зонам ожидания, но и также как в случае аэропорта Чанги — поднимут имиджевый уровень своих ТПУ.

Однако существует и другая альтернатива. На станции метро «Выставочная» функционирует небольшое арт-пространство, на котором московский метрополитен проводит регулярные выставки фотографии. В силу специфики конструкции вестибюля станции. Экспонаты можно посмотреть как с платформы, так и при переходе. Подобная галерея инкорпорирует в себя три. Во-первых, такая галерея работает от открытия до закрытия метро, во-вторых, даже не заинтересованный человек невольно пройдёт мимо и войдёт с ней со временем во взаимодействие, в-третьих, самая главная особенность — взаимодействие совершается параллельно с выполнением основной функции ТПУ.

Таким образом можно сказать, что такие интегрированные в саму площадь ТПУ культурные пространства — российская альтернатива дорогим торгово-развлекательным центрам при крупных вокзалах и аэропортах. Они идеально подходят для сегодняшних реалий нагрузок в ТПУ и при этом могут быть реализованы и на небольших транспортно-пересадочных комплексах.

Литература:

  1. Вакуленко, С. П. Техническое оснащение и технология работы транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта: учебное пособие / С. П. Вакуленко, Н. Ю. Евреенова. — М.: МИИТ, 2015. — 195 с.
  2. Вакуленко, С. П. Проблемы и перспективы малоинтенсивных линий / Вакуленко С. П., Колин С. В., Роменский Д. Ю., Евреенова Н. Ю. // Автоматика, связь, информатика. 2017. № 6. С. 7–10.
  3. Вакуленко, С. П. Взаимодействие видов транспорта: Учебное пособие / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова, М. Н. Прокофьев. — М.: МИИТ, 2020. — 156 с.
  4. Евреенова, Н. Ю. Выбор параметров транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта: дисс. канд. технических наук: 05.22.08 / Евреенова Надежда Юрьевна. — Москва, Московский государственный университет путей сообщения, 2015. — 197 с.
  5. Гринёв, А. А. Мультимодальные перевозки: конспект лекций / А. А. Гринёв, Н. Ю. Евреенова. — М.: МИИТ, 2013. — 176 с.
  6. Википедия статья про Аэропорт Чанги [Электронный ресурс]. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Changi_Airport/ (дата обращения: 31.05.2021)
  7. Видео про Аэропорт Чанги youtube-канала Business Insider [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=G6-tFi2mXf4&t=7s/ (дата обращения: 30.05.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): аэропорт, терминал, вид транспорта, основная функция, продукт, розничная торговля, сам аэропорт, сингапур, торгово-развлекательный комплекс.


Похожие статьи

Риски и ожидаемые выгоды при создании в регионе опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров

Факторы формирования объемно-планировочных решений реабилитационных центров для онкологически больных детей

Значимость микрообъектов в процессе расследования и раскрытия преступлений

Целесообразность развития творческого компонента технологической подготовки школьников

Потенциальные возможности расширения круга задач, решаемых с помощью мониторинга в транспортном комплексе

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях

Проблемы и перспективы развития деятельности микрофинансовых организаций

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров России на региональном уровне

Особенности построения системы обслуживания покупателей на потребительском рынке

Значение и роль логистики для строительной отрасли в условиях загруженности территории г. Москвы

Похожие статьи

Риски и ожидаемые выгоды при создании в регионе опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров

Факторы формирования объемно-планировочных решений реабилитационных центров для онкологически больных детей

Значимость микрообъектов в процессе расследования и раскрытия преступлений

Целесообразность развития творческого компонента технологической подготовки школьников

Потенциальные возможности расширения круга задач, решаемых с помощью мониторинга в транспортном комплексе

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях

Проблемы и перспективы развития деятельности микрофинансовых организаций

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров России на региональном уровне

Особенности построения системы обслуживания покупателей на потребительском рынке

Значение и роль логистики для строительной отрасли в условиях загруженности территории г. Москвы

Задать вопрос