Для улучшения информационного обеспечения транспортно-пересадочного узла возможен ввод информационного терминала. Основное предназначение информационного терминала состоит в том, чтобы помочь людям быстро сориентироваться в незнакомом городе и иметь возможность узнать о маршрутах транспорта, гостиницах и развлекательных учреждениях. Также с помощью терминала можно будет забронировать номер в гостинице, билет в кино или театре, так как многие приезжие не имеют доступа в интернет, не знают нужных номеров телефонов и достопримечательностей города.
Информационный терминал будет содержать в себе информацию о самом городе, будет содержать обширный список организаций, красивых мест и ближайших грядущих событий.
Устройство
Терминал может быть разработан на базе существующих решений терминалов, которые представляют собой компьютер с сенсорным экраном, и необходимым программным обеспечением.
В качестве предполагаемого аппаратного обеспечения может быть использован промышленный компьютер, имеющий достаточную для нужд терминала мощность (современные недорогие решения с процессором от 1 ГГц). Промышленный компьютер имеет малые размеры (меньше школьного учебника) и пассивное охлаждение, то есть никаких движущихся частей, что обеспечивает длительный срок службы. Также большинство готовых терминалов имеют интегрированные матричные принтеры, которые печатают на узких полосах бумаги. В основном они используются для печати чеков в терминалах оплаты, а в случае информационного терминала их можно использовать для распечатки квитанций о бронировании, а также, любых адресов, телефонов, названий улиц, организаций и тому подобного.
В качестве программного обеспечения можно использовать решения на базе семейства операционных систем с открытым исходным кодом (UNIX, Linux).
Основная информация будет расположена на локальном жестком диске внутри самого терминала, что позволит сделать часть функций независимыми от стабильности интернет-соединения и уменьшить трафик по сравнению с онлайн-решением. Однако, интернет необходим для бронирования и заказа такси. Можно использовать существующие Wi-Fi точки вокзала. Новая информация будет загружаться в терминал удаленно операторами.
Внешний вид информационного терминала изображен на рисунке 1.
Рис. 1. Внешний вид информационного терминала
Основные разделы терминала
Карта — один из важнейших элементов, необходимый практически всем приезжим. Для создания виртуальной карты города можно использовать один из сервисов — Google Maps API, 2gis API, yandex maps API и другие.
На карте будут показаны все улицы и дома города с информацией об организациях, а также можно будет узнать кратчайший способ добраться до нужного места. Все последующие функции терминала имеют ссылки на карту.
Каталог организаций — список зарегистрированных организаций города с указанием телефонов, адресов и часов работы. Организации, предоставляющие услуги по бронированию, а также какие-либо другие услуги, которые можно получить по подтверждающему чеку терминала, будут сгруппированы в разделе бронирование .
Бронирование . В этом разделе можно будет забронировать номер в гостинице, билет в кино, столик в ресторане или кафе, место на экскурсию и тому подобное. После подтверждения бронирования будет распечатан чек с указанием забронированной услуги, уникального номера, места и времени.
Заказ такси . Существует множество служб онлайн-заказа такси, и многие из них захотят предоставлять свои услуги посредством разрабатываемого терминала. Так же в этом разделе будет список обычных телефонных номеров такси.
Маршруты — интегрированный с картой раздел, позволяющий рассчитать оптимальный маршрут для пешехода, на общественном транспорте и на машине. Необходимые функции по вычислению маршрутов встроены в API, предоставляющее карту.
События — раздел, содержащий грядущие в городе мероприятия — традиционные праздничные представления, выставки, акции, выступления музыкантов и тому подобное.
Места — раздел, интегрированный с картой, содержащий красивые места города, парки, достопримечательности, рестораны, кафе, развлекательные учреждения. Главная особенность этого раздела — фотографии указанных мест, которые позволят оценить их привлекательность.
Обратная связь — в этом разделе пользователи смогут оставить свои отзывы и предложения по поводу вокзала и терминала в частности.
Обслуживание
Механики-программисты должны будут выполнять следующие функции для обслуживания терминала:
— Замена использованных картриджей с чернилами и загрузка лент для печати.
— Обновление информации через удаленное подключение. В большинстве случаев необходимо будет лишь скопировать текст и фотографии в соответствующие разделы.
— Устранение неполадок в работе терминала, извлечение застрявших квитанций, а также (в перспективе) оставленных банковских карт.
Перспективы развития
При наличии интереса к информационному терминалу в транспортно-пересадочных узлах можно будет внедрить следующие улучшения:
— Прием наличных платежей и платежей с электронных банковских карт. Это позволит расширить функционал самого терминала и будет дополнительным каналом прибыли.
— Возможность не только бронирования, но и оплаты билетов в кино, номеров в гостиницах и тому подобное.
— Печать фрагментов карты и других экранов терминала на листах формата A4 за небольшую плату. Данная функция будет особенно востребована для тех, кому необходимо сориентироваться в незнакомом городе.
— Расширение ПО — аналитика использования терминалов. В каждом терминале будут запоминаться действия пользователей и их реакция на рекламу, частота нажатий различных элементов на экране, что позволит улучшить интерфейс.
— Выделенный сервер, через который можно будет осуществлять централизованное управление и обновление информации всех терминалов. При наличии нескольких терминалов, это позволит существенно облегчить работу для операторов и централизацию аналитики.
Литература:
- Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. О классификации транспортно-пересадочных узлов // Мир транспорта. — 2011. — № 5. — С. 130–132.
- Правдин Н. В. Технология работы вокзалов и пассажирских станций / Н. В. Правдин, Л. С. Рябуха, В. И. Лукашев. — М.: Транспорт. 1990. — 319 с.
- Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. Транспортно-пересадочные узлы — основа мультимодальных пассажирских перевозок // В книге: Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2019. Материалы двенадцатой международной конференции Научное электронное издание. Под общей ред. С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. 2019. С. 662–665.
- Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы: монография / Д. Н. Власов. — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 192 c.
- Евреенова Н. Ю. Качество услуг ТПУ: интерес и спрос // Мир транспорта. — 2015. — № 1. — С. 108–114.
- Единые требования к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО «РЖД»: учебное пособие / Е. В. Копылова, Е. Б. Куликова // М.: МИИТ, 2016. — 89 с.
- Вакуленко С. П. Моделирование пассажиропотоков в ТПУ / С. П. Вакуленко, В. В. Доенин, Н. Ю. Евреенова // Мир транспорта. 2014. № 4. С. 124–131.
- Евреенова Н. Ю. Моделирование функционирования транспортно-пересадочного узла // Мир транспорта. 2014. № 4. С. 170–176.
- Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. Планировочная структура транспортно-пересадочных узлов // Мир транспорта. — 2012. — № 5. — С. 100–104.