В данной статье описано проведение комплексных кадастровых работ как наиболее точного метода постановки на государственный кадастровый учет недвижимого имущества. Данный относительно новый метод применяется на территории Российской Федерации с 2017 года. Проведение комплексных кадастровых работ помогает восполнить достоверность и полноту сведений Единого государственного реестра недвижимости за счет средств различных уровней бюджета. На примере земельного участка, как объекта недвижимости, будет показано, как при проведении комплексных кадастровых работ можно усовершенствовать систему кадастрового учета и регистрации права собственности объекта недвижимости.
Ключевые слова: Единый государственный реестр недвижимости, комплексные кадастровые работы, земельный участок, объект недвижимости, межевание, местоположение границ.
Потребность в качественной и достоверной информации о точных границах объектов недвижимого имущества, а именно земельных участках, для четкого планирования и развития территории растет стремительно из года в год. Такая информация прежде всего необходима для усиленного и четкого контроля за использованием земельными ресурсами. Кадастровая деятельность, как таковая, предусматривает выполнение работ в отношении объектов недвижимости, в результате которых подготавливаются документы для постановки на государственный кадастровый учет и внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).
Согласно опубликованной статистике Росреестра, земельных участков с уточненным местоположением границ по состоянию на 1 января 2017 г. — 29,2 млн, 1 января — 31,1 млн и 1 августа 2018 г. — 31,7 млн земельных участков. Их рост составил 4–6 %. За январь-июнь 2019 года прирост внесенных в ЕГРН сведений о земельных участках с установленными границами составил 1 %. По итогам I квартала 2020 года доля земельных участков составила 60,5 % (36 739 254 ед.) при их общем количестве 60 719 141, местоположение границ которых установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства. Такой минимальный прирост отмежеванных земель обусловлен тем, что на сегодняшний день данная процедура не является обязательной для собственников земельных участков, которые не стремятся нести финансовые и временные затраты для проведения межевания и оформления необходимых документов. При всем этом, на территории одного кадастрового квартала как правило работают несколько кадастровых инженеров, что в основном приводит к разночтениям, неточностям и ошибкам при проведении межевания, а также возникают проблемы с согласованием границ.
В кадастровой деятельности существует немало проблем, одной из которых является неполнота и недостоверность сведений об объектах недвижимости в ЕГРН, или же их низкое качество. В последние десятилетия стало массовым явление самовольного занятия земельных участков и строительство на них объектов капитального строительства. Некоторая часть земельных участков используется не по назначению, либо неэффективно, а часть вообще не используется. Также стоит отметить, что местные и региональные бюджеты страдают от нехватки денег, по причине отсутствия налоговых поступлений с недвижимого имущества.
В связи с этим возникла необходимость организации таких мероприятий, которые позволят быстро и точно восполнить недостающие сведения ЕГРН. Таким решением стали комплексные кадастровые работы.
Под комплексными кадастровыми работами понимаются работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов. Заказчиком комплексных кадастровых работ является орган местного самоуправления. Выполнение комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов или муниципальных районов. Исполнителем выступает кадастровый инженер на основании специального контракта.
Проведение комплексных кадастровых работ выполняется в несколько этапов. Первый этап заключается в сборе необходимой информации и документов, извещении о проведении комплексных кадастровых работ правообладателей объектов недвижимости. На втором этапе осуществляется определение местоположения границ земельных участков в соответствии с правоустанавливающими документами (проект межевания территории). Третий этап включает в себя подготовку проекта карты-плана территории и проведение согласования границ. Заключительный этап предполагает подготовку XML-схемы карты-плана территории и ее представление в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о земельных участках и местоположении на них объектов капитального строительства.
Согласно официальной информации, предоставленной Росреестром, в 2017 г. комплексные кадастровые работы проведены в трех пилотных регионах — Республике Тыва, Белгородской и Астраханской областях, в 2018 году Росреестром были заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета с тринадцатью субъектами Российской Федерации: Республики Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальский, Камчатский, Пермский и Хабаровский края, Амурская, Вологодская и Псковская области, город Севастополь, в 2019 году комплексные кадастровые работы за счет средств федерального бюджета были проведены в тридцати трех субъектах Российской Федерации: Республиках Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Удмуртской и Саха (Якутия), Пермском, Ставропольском, Хабаровском и Камчатском краях, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Пензенской, Псковской, Ульяновской и Магаданской областях, городе Севастополе, в 2020 году в пятнадцати субъектах Российской Федерации: Республика Бурятия, Дагестан, Тыва, Пермским, Хабаровский краям, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Магаданской, Новгородской, Омской, Сахалинской, Челябинской областях, город Севастополь.
Рис. 1. Ситуации, необходимые для разработки проекта межевания территории
Приобретенный опыт проведения комплексных кадастровых работ на территориях пилотных регионов позволил определить ряд существенных проблем, мешающих их правильному и полноценному применению. Основным и обязательным на законодательном уровне условием является наличие проекта межевания территории, однако его разрабатывают лишь при определенных ситуациях (рисунок 1), поэтому, если вышеперечисленные участки не соответствуют требованиям, данное условие не может быть соблюдено.
Для ускорения процедуры проведения комплексных кадастровых работ и ее существенного облегчения, новым разрабатываемым законопроектом предлагается использовать возможность применения технических паспортов объектов недвижимости, оценочной и инвентаризационной документации.
На сегодняшний день комплексные кадастровые работы внедряются как один из способов постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.
В данной работе было рассмотрено само понятие комплексных кадастровых работ, порядок их проведения в настоящее время. Такой вид работ проводится на территории одного или нескольких кадастровых кварталов. В конечном результате проведения комплексных кадастровых работ разрабатывается карта-план территории. Проведение комплексных кадастровых работ позволяет упростить процедуру регистрации права собственности на объекты недвижимости, исправлять реестровые ошибки, уменьшать количество земельных споров, защитить права собственников земельных участков, а также пополнить бюджет за счет налоговых поступлений.
Литература:
- Асаул А. Н. Особенности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, Д. А. Заварин. // Таврический научный обозреватель, 2015. № 5–1. С. 107–115
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О кадастровой деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019)
- https://rosreestr.ru/site/activity/kompleksnye-kadastrovye-raboty/.