В статье рассматриваются отдельные аспекты преодоления негативных последствий ошибок в государственной кадастровой оценке земельных ресурсов и недвижимости в контексте формирования единого цифрового информационного ресурса.
Ключевые слова: государственная кадастровая оценка, регистрация прав, Единый государственный реестр недвижимости, земельные ресурсы, данные, Единый информационный ресурс.
В настоящее время законодательство Российской Федерации направлено на оптимизацию налогообложения и формирование новой экономической среды.
Вовлечение земли в экономический оборот и получение средств от налога на землю является важным источником пополнения местного бюджета. Важным элементом в налогообложении земельных участков и недвижимости является кадастровая стоимость, как результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату на основе различных подходов.
При проведении государственной кадастровой оценки, регистрации прав и кадастрового учета нередко возникают спорные вопросы из-за неполных, противоречивых, задублированных, ошибочных исходных данных, которые приводят к дополнительным расходам, связанным с судебными разбирательствами.
Согласно отчету о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2020 года в судах было рассмотрено по существу с вынесением решения
148 553 споров, связанных с землепользованием, при этом всего в суды поступило 188 593 заявлений по данной категории дел. Для сравнения: в суды общей юрисдикции в 2019 году поступило 115 773 дела, связанных с применением земельного законодательства [3].
Таким образом, анализируя статистические данные, можно сделать вывод, что количество земельных споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, достаточно велико и имеет тенденцию к росту за непродолжительный период времени и эта тенденция сохраняется [4].
Поэтому для решения этой проблемы необходимо рассматривать и систематизировать причины ошибок, которые приводят к неверно начисленному налогу, судебным издержкам и другим проблемам, связанным с некачественно оказанными государственными услугами, в том числе государственной кадастровой оценкой и государственной регистрацией прав, а также в целом провести реорганизацию системы учета сведений об объектах недвижимости с приведением сведений в единую общедоступную базу данных.
В 2020 году в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержалось более 200 млн. записей в отношении различных объектов недвижимости и благодаря развивающемуся рынку недвижимости, количество записей увеличивается в среднем на 6 млн. в год и среди этого количества записей существуют ошибочные сведения.
На рисунке 1 представлены статистические данные за 2021 год о количестве имеющихся ошибочных и отсутствующих сведений.
Рис. 1. Статистические данные ЕГРН за 2021 г.
Накопленные ошибки приводят к экономическим рискам и потерям на всех уровнях бюджетной системы России и препятствуют территориальному развитию.
Кроме того, существует множество проблем в области управления пространственными данными — от различий в подходах государственных органов к учету и использованию данных до отсутствия современных российских геоинформационных технологий.
Также существует проблема в самом определении ЕГРН.
Согласно актуальному законодательству, ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях [6].
То есть закон делает сведения точными «по умолчанию» и приводит не только к конфликтным ситуациям между пользователями, что является наименьшей проблемой, но и в целом усложняет государственные процессы [7].
И в настоящее время принимаются меры на законодательном уровне, чтобы свести к минимуму недостоверные сведения об объектах недвижимости.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предполагается обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономической и социальной сферах и без цифровизации государственного управления достичь этой цели невозможно [5].
Каждое ведомство разрабатывает программы цифровой трансформации, в частности, Росреестр получил собственную госпрограмму «Национальная система пространственных данных», рассчитанную на 2022 –2030 годы.
30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон № 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр», предусматривающий образование публично-правовой компании «Роскадастр», направленной на разработку, внедрение и поддержание Единого информационного ресурса.
В рамках реализации собственной государственной программы Росреестр занимается консолидацией пространственных данных для создания полного и достоверного реестра, государственной геодезической сети программно-аппаратного комплекса, единой электронной картографической основы, иными словами, предполагается создание цифровой модели территории России [7].
Реализация стратегии цифровизации Росреестра поможет качественно оценить экономический потенциал развития территорий во всех регионах России, в том числе повысит эффективность использования земель за счет сбора данных о доступных для застройки участках, а также упростит получение государственных услуг в сфере регистрации прав на недвижимость для предприятий и граждан путем создания сервиса, оказывающего услуги по принципу «единого окна».
Данная программа направлена на решение проблемы недостоверных сведений о земельных участках и недвижимости с перспективой создания цифровой мультимасштабной карты России и уникального единого цифрового сервиса.
На рисунке 2 отражены основные причины, способствовавшие созданию Единого информационного ресурса.
Рис. 2. Причины, способствовавшие созданию Единого информационного ресурса
В настоящий момент перед государством стоит большая задача оперативно собрать сведения о как можно большем количестве объектов недвижимости. Этому способствуют вводимые упрощённые процедуры кадастрового учета и регистрации прав: дачная, гаражная амнистии, ограничивание полномочий государственных регистраторов с передачей ответственности за обоснование характеристик и достоверность информации кадастровым инженерам [2].
Становится, очевидно, что в результате упрощенной и «поточной» регистрации в сведениях ЕГРН будет накоплено множество недостоверных данных, что приведет к еще большему росту судебных разбирательств.
В настоящий момент пилотный проект Единого информационного ресурса о земле проходит тестирование в 4 регионах России: Краснодарском крае, Республике Татарстан, Пермском крае, Иркутской области. В рамках этого эксперимента созданный прототип геопортала содержит данные из информационных ресурсов, таких как, Росреестр, Росимущество, Рослесхоз, Минсельхоз, а также региональных систем, связанных с земельными участками и недвижимостью. К концу 2022 года планируется подвести итоги эксперимента и интегрировать на другие регионы в следующем году.
Планируемые результаты реализации Единого информационного ресурса к 2025 году представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Планируемые результаты реализации Единого информационного ресурса
Ожидается, что актуализация пространственных данных будет способствовать запуску инфраструктурных проектов, повышения инвестиционной привлекательности регионов, а также эффективности использования земельных участков.
В настоящий момент в результате взаимодействия органов исполнительной власти и Росреестра на публичной кадастровой карте доступно два сервиса «Земля для стройки» и «Земля для туризма», где доступна информация о земельных участках, которые пригодны для жилищного строительства и развития туризма.
Международный опыт крупнейших стран, лидирующих в сфере цифровизации позволяет Росреестру реализовывать передовые идеи, так как становится очевидно, что мир стремится к реорганизации и оптимизации взаимодействия граждан, предпринимателей и государственных органов и существует необходимость идти в ногу со временем.
Так, например, в ОАЭ и Катаре успешно существует цифровой сервис, где пользователи могут совершать сделки с недвижимостью, включая покупку, продажу, аренду и оформление ипотечных кредитов.
В Австралии разработан проект, аналогичный российским «Госуслугам», где можно оформить любую услугу: от проезда на общественном транспорте и уплаты налогов до получения медицинской помощи.
Таким образом, реализация Единого информационного ресурса позволит развить инфраструктурные проекты, повысить достоверность сведений ЕГРН, которые являются ключевым фактором, влияющим на учет, использование и оборот недвижимости в стране и выйти на качественно новый уровень оказания государственных услуг.
Литература:
1. Афанасьева, А. В. Повышение качества кадастровой информации в едином государственном реестре недвижимости / А. В. Афанасьева, А. М. Таранникова. — Текст: непосредственный // Вавиловские чтения. — Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит», 2019. — С. 297–300.
2. Григорьев, С. А. Разработка научных основ кадастрового аудита объектов недвижимости: специальность 25.00.26 «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель»: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Григорьев Сергей Александрович; Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). — Москва, 2021. — 192 с. — Текст: непосредственный.
3. Подболотова, Л. П. Анализ судебной статистики в отношении земельных споров как инструмент управления земельными ресурсами / Л. П. Подболотова. — Текст: непосредственный // Аудиторские ведомости. — 2020. — № 4. — С. 112–115.
4. Умеренко, Ю. А. Судебные экспертизы по земельным спорам в арбитражном процессе: практические аспекты / Ю. А. Умеренко. — Текст: непосредственный // Арбитражный и гражданский процесс. — 2016. — № 6. — С. 38–43.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/, (дата обращения 13.11.2022).
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/, (дата обращения 11.11.2022).
7. Федеральный закон от 30.12.2021 № 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр» [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405431/, (дата обращения 12.11.2022).