Остальгия в немецкой литературе конца 1990-х гг. (на примере повести Томаса Бруссига «Солнечная аллея») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 27.05.2021

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Тувалкина, А. Ю. Остальгия в немецкой литературе конца 1990-х гг. (на примере повести Томаса Бруссига «Солнечная аллея») / А. Ю. Тувалкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81611/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья посвящена феномену остальгии в немецкой литературе 1990-х гг. на примере повести Томаса Бруссига «Солнечная аллея».

Ключевые слова: Восточная Германия, берлинская стена, воссоединение Германии, остальгия.

В ночь с 9 на 10 ноября в 1989 году Берлинская стена прекращает своё существование, её падение обозначило конец крайне непростой и противоречивой эпохи. Для Германии, в особенности для востока страны воссоединение Германии и свержение коммунистической идеологии, стало важнейшим событием конца XX века. Реакцией на него, в том числе, стали многочисленные исследования в различных областях науки, статьи, художественные произведения, которые стали появляется практически сразу после произошедшего, и продолжают появляться по сей день. Помимо всего вышеперечисленного, после воссоединения Германии, появился любопытный культурный феномен, связанный с самоидентификацией жителей бывшей ГДР, получивший название «остальгия». В целом остальгию можно определить как тоску по временам ГДР, как ностальгию по безвозвратно ушедшему прошлому, по сути, по тому самому социалистическому миру восточной Германии, от которого мечтали избавиться до объединения Германии. Изначальное стремление перебраться на Запад с Востока, превратилось в тоску бывших восточных немцев по тем самым временам, а социалистическое прошлое отчасти стало мифологизироваться и приобретать черты, в некоторых случаях полностью отличные от исторических фактов.

Остальгия, во всех её проявлениях стала культурным германским феноменом и нашла своё отражение в литературе, так или иначе эта тема поднимается в произведениях многих немецких писателей, в первую очередь тех, произведения которых причисляют к «роману поворота».

Томас Бруссиг рассказал о повседневной жизни ГДР крайне иронично и насмешливо, автор, словно одновременно и принимает, и понимает феномен остальгии и одновременно иронизирует над ним. Его произведение прощание и даже некая рефлексия с ушедшей в прошлое Германией.

Повесть «Солнечная аллея» была опубликована в 1999 году. Происхождение повести необычно, изначально это был сценарий для фильма «Солнечная аллея» режиссёра Л. Хаусманна. Только позже Бруссиг переделал сценарий в повесть, так как считал, что в произведение следует включить и другие идеи.

Главный герой произведения — Миха Куппиш. Он живёт со своей семьёй, состоящей из его родителей и брата с сестрой, в небольшой квартире, которая слишком мала для такой семьи на улице Солнечная аллея, разделённой на две неравные части берлинской стеной. Цель Михи на протяжении всего повествования — завоевать сердце Мириам, своей одноклассницы.

Герои повести — подростки, которые демонстрируют иронический подход, когда дело доходит до встречи с представителями системы. Повествование состоит из нескольких эпизодов, в которых история любви между Михой и Марьям, самой прекрасной девушкой на всём свете — главная. Остальные сюжетные линии, которые наполнены гротескными повседневными ситуациями, так или иначе, относятся к истории Михи и Мариам.

Быть с Мириам также недоступно для Михи, как оказаться в ФРГ. Его попытки завоевать её внимание вызывают смех у неё и его друзей. Однако, всё-таки он добивается её внимания, но различные обстоятельства не дают возможности ему закрепить свой успех.

На первый взгляд «Солнечная аллея» — произведение для подростков, потому что его главными героями являются собственно подростки, а основной темой повествования их жизнь в ГДР и взаимоотношение с социумом. Но также его повесть неразрывно связана с вопросами национального менталитета и идентичности западных немцев. Бруссинг пишет о прошлом на основе неких субъективным, местами вымышленных воспоминаний, словно доказывая мысль о том, что в истории часто нет объективности, особенно в истории, создающейся на основе ностальгических воспоминаний людей.

Некоторые критики обвиняли Бруссига в том, что он создал образ ГДР как безобидной сказочной страны, забывшей все невзгоды и заключившей недопустимый мир с прошлым.

Бруссиг в повести описывает события перед «эпохой перемен», отражая действительность ГДР. Ирония и элементы сатиры присущи всем произведениям Бруссига, ирония, также присутствует и в данном произведении. «Солнечная аллея» — попытка демифологизации восточногерманского прошлого.

По сути, повесть является неким актом переписывания прошлого и переоценки своей истории. Уже с первых страниц, Бруссиг начинает переписывать историю ГДР. Описывая воображаемую встречу Сталина, Черчилля и Трумэна, Бруссиг показывает как главную точку конфликта между востоком и западом улицу Солнечная аллея.

Повесть Бруссига — это коллекция историй, происходивших в восточной части Солнечной аллеи, и эти рассказы становятся его собственной версией истории ГДР. Это сборник того, что становится городскими легендами и слухами, современной мифологией — которая переписывает историю ГДР с точки зрения повседневного опыта жителей Восточной Германии и личного сопротивления отдельных граждан.

Мифологизация к которой стремятся жители бывшей ГДР, стремление к памяти о прошлом в изменённом виде, отсюда следует остальгия. Бруссиг подчёркивал, что воспоминания граждан бывшей восточной Германии, иногда заметно отличаются от реальности, но это несоответствие не имеет значения. Акт запоминания и переписывания своего прошлого через память является важнейшей частью человеческого существования.

Литература:

  1. Абэ Т. Остальгия: опыт восточных немцев после объединения Германии / Т. Абэ — Москва: Мысль, 2017. — 112 с.
  2. Бруссиг Т. Солнечная аллея / Т. Бруссиг — Москва: Слово, 2004. — 186 с.
  3. Роганова И. С. Исторические ракурсы в немецкоязычной литературе конца XX века / И. С. Роганова. — Москва: Глобус, 2007. –99 с.
Основные термины (генерируются автоматически): берлинская стена, воссоединение Германии, Восточная Германия, произведение, Солнечная аллея, бывшая ГДР, история ГДР, повесть, прошлое.


Ключевые слова

восточная Германия, Берлинская стена, воссоединение Германии, остальгия

Похожие статьи

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов

В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»

В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.

Хрущевская оттепель как явление в литературном пространстве СССР

В статье исследуется понятие термина «хрущевская оттепель» и ее проявление на примере литературного пространства СССР.

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Критический реализм в Германии на примере творчества Теодора Фонтане

В статье автор рассматривает становление критического реализма в Германии и обращается к творчеству Теодора Фонтане, которое является важной частью немецкой национальной культуры.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Похожие статьи

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов

В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»

В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.

Хрущевская оттепель как явление в литературном пространстве СССР

В статье исследуется понятие термина «хрущевская оттепель» и ее проявление на примере литературного пространства СССР.

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Критический реализм в Германии на примере творчества Теодора Фонтане

В статье автор рассматривает становление критического реализма в Германии и обращается к творчеству Теодора Фонтане, которое является важной частью немецкой национальной культуры.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Задать вопрос