Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых архитектурно-градостроительных решений, которые порой разрушают историческую ткань. Приречные города имеют особенность, которая выражается в планировочной связности прибрежной территории и исторической застройкой. Наличие удачных видовых точек способствует привлечению внимания корыстных застройщиков, стремящихся возводить как можно более высокие жилые объекты, резко диссонирующие с соседней исторической средой. В свете данных проблем проанализирована современная ситуация в г. Ростове-на-Дону и предложены пути избегания указанных выше конфликтов.
Ключевые слова: историческая среда, градостроительное развитие, приречные города, Ростов-на-Дону, трансформация исторического центра, речной фасад.
Large cities and regional centers have intensive urban development, including the development and transformation of historical territories. The development of historical territories causes many conflicts related to the quality of the proposed architectural and urban planning solutions, which sometimes destroy the historical fabric. Riverside towns have a peculiarity that is expressed in the planning connectivity of the coastal area and historical buildings. The presence of good vantage points helps to attract the attention of self-serving developers who seek to build the highest possible residential buildings, sharply discordant with the neighboring historical environment. In the light of these problems, the current situation in Rostov-on-Don is analyzed and ways to avoid the above conflicts are proposed.
Keywords : historical environment, urban development, riverside cities, Rostov-on-Don, transformation of the historical center, river facade.
К настоящему времени все муниципальные образования на территории России (городские округа, городские и сельские поселения) оснащены полным комплектом градостроительной документации, необходимой для управления территориями. К таким документам, прежде всего, относятся генеральные планы и правила землепользования и застройки. Периодически в данные документы вносятся изменения, отражающие интересы текущего времени. Наибольшего внимания требует к себе градостроительная документация крупнейших городов, т. к. ткань таких градостроительных образований весьма неоднородна, а территории центральной — исторической — части городов являются поприщем для битвы интересов как частных, так и коллективных.
В тех случаях, когда территория исторического центра прилегает к реке, сложность градостроительного управления значительно возрастает по следующим причинам:
1) возникает необходимость осуществления природоохранных мероприятий, которые большей частью связаны со значительными затратами на инженерную защиту территории от затопления, подтопления или боковой эрозии реки;
2) обостряется борьба интересов застройщиков с целью размещения высотного «элитного» жилья с пейзажными видами из окон, что постепенно с помощью правовых уловок приводит к сокращению территорий общего пользования у воды и нарушению исторического масштаба панорамной застройки так называемого «речного фасада» города;
3) в случае, если река судоходна, в районе исторического центра нередко можно обнаружить крупные портовые территории, блокирующие непосредственную связь некоторых частей центра с рекой; в случае упразднения подобной функции новое строительство на высвободившейся крупной территории грозит полностью изменить привычный масштаб застройки исторического центра;
4) все неприятные обстоятельства и последствия, сопровождающие процесс «точечной» застройки, возникающий из-за отсутствия конкретных юридических инструментов для обуздания этого в высшей степени деструктивного для исторических центров городов явления;
5) отсутствие культуры населения в вопросах эксплуатации личного транспорта, что обнажает проблему нехватки автостоянок и парковок;
6) отсутствие программ, популяризирующих градостроительство и архитектуру, что ведёт к всеобщему упадку качества архитектурных решений;
7) отсутствие специалистов-реставраторов либо полное их безволие и бессилие по отстаиванию своего мнения в отношении реставрации архитектурного наследия.
Рассмотрим некоторые намерения по трансформации исторического центра Ростова-на-Дону.
Материалом для анализа послужили генеральный план, правила землепользования и застройки города, а также кадастровые планы территорий.
Историческим центром Ростова-на-Дону считается территория, ограниченная магистральными улицами общегородского значения: ул. Сиверса, пр. Театральным, ул. Текучёва и рекой Дон. Планировочная структура данной местности, представленная прямоугольной сеткой кварталов брандмауэрной застройки размерами приблизительно 50х200, 100х200, 150х200, является объектом охраны. Застройка преимущественно 2–4-этажная в южной половине центра значительно вырастает по этажности в зонах, прилегающих к магистральным улицам Красноармейской и Текучёва. Среди застройки встречается большое количество объектов культурного наследия различного значения (от местного — до федерального уровня).
Очевидной неприятной особенностью существующего положения исторического ростовского центра является нехватка рекреационных территорий у воды. Длина речного фасада центральной части (меж створами ул. Сиверса и пр. Театрального) составляет порядка 4-х километров. Совокупная длина благоустроенной набережной (между Халтуринским и Кировским за вычетом здания речного вокзала) не дотягивает и до 2-х км.
Ширина данной общегородской рекреационной зоны весьма скромна, и в самой широкой части составляет 45 метров.
Условия земельного регулирования были использованы таким образом, что за последние 5–6 лет на набережной между Будённовским и Газетным выросли шесть павильонов-кафе (не считая временного сооружения кафе-мороженого). Все эти объекты нуждаются в стоянках, парковочных местах, специальных пешеходных подходах к ним, что затрудняет продольное движение пешеходов вдоль набережной и значительно снижает количество зелёных насаждений в данной рекреационной зоне.
В настоящее время актуальным является вопрос о выносе из центральной части города Первого грузового района Ростовского порта.
Градостроительные намерения, которые так хорошо видны по генеральному плану и правилам землепользования и застройки, не сулят развития набережной в восточном направлении, о чём издавна мечтали известные ростовские градостроители. Зона с маркировкой «РФ» (речной фасад), простирающаяся до самой воды, допускает размещение объектов торговли, развлечений, административных и деловых зданий, объектов науки и просвещения и др. Кроме того, условно-разрешённым видом использования данной территориальной зоны является размещение малоэтажной многоквартирной жилой застройки, что совсем уж не сочетается с массовым гулянием вдоль реки.
Не отражено достойное продление набережной и в материалах генерального плана. Масштаб, в котором разрабатывался данный документ, (1:10000) позволяет изображать линейные элементы природно-ландшафтного каркаса города преувеличенно, чтобы они были хорошо заметны на чертеже. Мы же видим на карте функциональных зон, что добрую половину ширины полоски между Береговой и урезом воды занимает общественно-деловая зона, а не рекреация. Между тем, расстояние от Береговой до воды составляет всего лишь 50–60 метров. Очень верным решением было бы отвести всю данную полосу под бульвар вдоль реки.
В связи с этим градостроительная реконструкция исторического центра Ростова-на-Дону должна вестись с учётом следующих принципов и рекомендаций:
— максимальное сохранение существующей планировочной структуры; в случае укрупнения кварталов (объединения в красных линиях двух мелких кварталов в один более крупный), улица между ними не упраздняется, а сохраняется в качестве внутриквартального проезда;
— применение высотной застройки лишь в ритме вдоль магистралей или узловым способом, подчёркивающим значимость «узла» (например, на пересечениях магистральных улиц общегородского значения);
— разработка программы или нескольких программ, нацеленных на создание инвестиционных возможностей для комплексной реконструкции кварталов;
— поэтапное освоение подземного пространства: почти все исторические здания имеют развитые подвальные этажи, соединив которые между собой можно создать целый подземный город;
— сдерживание аппетитов инвесторов по отношению к территориям общего пользования методами градостроительного зонирования установления адекватных градостроительных регламентов и формированием ясной позиции администрации города по сохранению исторической среды и повышению благоустроенности приречных территорий.
Литература:
- Город и его общественный центр, В. А. Лавров, Издательство литературы по строительству, Москва, 1984г.
- Формирование городских центров, Е. С. Пронин, Москва, Стройиздат, 1983г.
- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)
- Основы градостроительства / Учебное пособие: -М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004–120с.
- Градостроительство и планировка населенных мест / А. В. Севостьянов, Н. Г. Конокотин, Л. А. Кранц и др.; 2012–398с.
- Основы территориально-пространственного развития городов/ М. В. Перькова. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2010.
- Архитектура общественных зданий. — М.: Стройиздат, 2014. — 256 c.
- Смоляр И. М. Градостроительство и общество // http://www.asm.rusk.rU//00/asm2/asm2_5.htm
- Градостроительные технико-экономические показатели. / В. И. Артемчук. Артемчук, В.И. — Москва: Наука, 2018. — 208 c.
- Реконструкция живой застройки городов.- Касьянов В. Ф.: Изд. ABC, 2002.
- Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. — М.: Кудрявцев О. К. — Стройиздат. 1985г.
- Предтеченский, В. М. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков / В. М. Предтеченский, А. И. Милинский. — М.: Стройиздат, 2021. — 376 c
- Руководство по преобразованию жилой застройки в сложившихся частях городов. — М.: Стройиздат, 2021. — 169 c
- Соколов, Л. И. Административно-деловые комплексы и центры / Л. И. Соколов. — М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2020. — 144 c.