Признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит примеры различных классификаций памяти, останавливается на самом процессе постепенного развития памяти, его возрастных особенностях. В работе уделено внимание современным приёмам, способам и методам развития памяти у дошкольников, их действенности и целесообразности.
Ключевые слова: дошкольное образование, память, дошкольный возраст, игра.
Специалистам, осуществляющим свою деятельность с дошкольниками, хорошо известно, что новые ФГОС дошкольного образования [5] всесторонне отражают современные подходы к модернизации ДО, тем самым обозначая единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка. Внедрение Федеральных стандартов в дошкольное образование направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.
Российское образовательное учреждение каждого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Отсюда закономерным является процесс обновления содержания дошкольного образования в общем и педагогических технологий, в частности [5].
Это обстоятельство требует от воспитателей детских садов обращения к новым формам работы с дошкольниками. Таким, как, совместная деятельность с педагогом и самостоятельная деятельность детей, позволяющие воспитателям обучать детей таким образом, чтобы малыши об этом даже не подозревали. Становится понятным, что развитие ребенка должно осуществляться в любимой детьми игре, а не в навязанной им учебной деятельности. В процессе игры педагог, не особо нагружая сознание ребёнка, может многому научить последнего и развить в нём самые лучшие человеческие качества.
Память — основа личности, самая долговечная из наших способностей. «Без памяти, — отмечал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [4, c. 209].
Психологи отмечают проявление памяти уже в самом раннем возрасте. Это преимущественно память на эмоционально насыщенные ситуации, предметы. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже в состоянии запоминать не очень длинные стихотворения. Довольно высокого уровня достигает механическая память. Она является преобладающей и в детском саду, и в самом начале школьного обучения. За счет многократных повторений дети запоминают необходимый материал [1, с. 139].
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то в настоящий момент положение коренным образом изменилось.
Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень быстро — уже в раннем дошкольном возрасте. И память является важным аспектом в развитии детей дошкольного возраста. Психология — одна из тех наук, знания которой помогают педагогу находить правильный подход к каждому ребенку, применять соответствующие индивидуальным особенностям ребенка приемы обучения и воспитания.
В настоящее время психологами используется множество принципов классификации типов памяти. Наиболее используемый из них — деление памяти на виды, к коим относится:
— образная память (запоминание образов);
— словесно-логическая (запоминание, сохранение, воспроизведение событий, понятий, мыслей, словесных формулировок);
— моторная или двигательная память (запоминание и воспроизведение движений и их систем);
— эмоциональная память (состоит из пережитых чувств, набора эмоций);
— произвольная и непроизвольная память (зависит от степени волевой регуляции, а также от цели и способов запоминания и воспроизведения).
Современные эксперты весьма позитивно относятся к делению типов памяти исходя из длительности сохранения информации:
— кратковременная память;
— память долговременная;
— оперативная память [4, с. 87].
Формировать, тренировать и развивать память ребёнка следует начинать с самого его раннего возраста. Не секрет, что хорошая, «послушная» память существенным образом окажет влияние на образовательно-воспитательный процесс сначала в школе, затем в вузе. Значительно облегчит его. Школьнику, обладающему развитой с детства, гибкой памятью, будет даваться легко не только запоминание стихов, различных исторических дат, событий и фактов, но и решение математических задач с помощью давно пройденного материала.
Как известно, воспитание, обучение и благополучное развитие дошкольников реализуется в процессе всевозможной деятельности ребенка как с взрослыми (воспитателями, психологами, членами семьи), так и в коллективе его сверстников. Особая роль специалистами отводится игровой деятельности.
Через игру гораздо легче научить ребёнка убирать за собой посуду со стола, складывать игрушки, нежели «читать нотации» и сетовать, что он неряшлив и неаккуратен. Игра в дошкольном возрасте, безусловно, имеет развивающее значение, в том числе и для тренировки памяти [3, с. 43].
В самой младшей группе детского сада малышам можно предложить внимательно посмотреть и запомнить пять, разложенных на столе предметов. Затем дети отворачиваются, а воспитатель убирает одну фигурку, которую повернувшиеся дети должны назвать. Постепенно задание усложняется [2, с. 62].
В старшей группе можно предложить детям «сходить в магазин и купить» следующие продукты: хлеб, сметану, кефир, печенье. А также молоко, сливочное масло, яблоки, апельсины, сухой корм для кота. Дошкольники должны повторить весь список, который со временем несколько дополняется воспитателем [2, с. 76].
В подготовительной к школе группе воспитанники уже должны справляться с более сложным заданием: найти на двух картинках 12 (или 15) отличий. Такое упражнение может быть как коллективным, так и индивидуальным. Заметим, что тренировка, развитие детской памяти должно осуществляться целенаправленно и константно [2, с. 85].
К примеру, каждое утро будет правильным задать детям вопрос: «Посмотрите внимательно, что изменилось в нашей комнате?» (другие занавески, на подоконнике появился новый цветок, со стола воспитателя исчезли карандаши, ручки и журнал, на двери прикреплён календарь на следующий год и т. д.). Вечером, перед уходом домой по заданию воспитателя дети должны вспомнить, чем они занимались на протяжении дня, чему новому научились, что им больше всего понравилось, какие полезные дела им удалось реализовать. Подобные, на первый взгляд ничего не означающие вопросы, весьма активно участвуют в процессе развития детской памяти.
Взрослым нельзя забывать и о разучивании с детьми стихов, песен, небольших рассказов, постановки мини-спектаклей, разыгрывания сценок.
Подводя черту под всем, выше нами рассмотренным, считаем необходимым отметить: какие бы новые приёмы и методы развития детской памяти не предлагались современными специалистами в сфере дошкольного образования и воспитания, наиболее действенным и эффективным способом была и остаётся дидактическая игра, которая любима и востребована детьми всех возрастов.
Литература:
- Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. М., Педагогика, 1978. 374 с.
- Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. И. Соловьева. М.: Просвещение, 2016. 160 с.
- Миленко В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное оно воспитание. 2014. № 4. 119 с.
- Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. М.: Просвещение, 2016. 298 с.
- ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.