Развивающие игры и упражнения по подготовке детей 5–7 лет к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Царёва, М. Н. Развивающие игры и упражнения по подготовке детей 5–7 лет к школе / М. Н. Царёва, Л. В. Гулина, И. А. Полухина, Т. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86281/ (дата обращения: 21.12.2024).



Готовность к школе или школьная зрелость предполагает достижение определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития.

Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.

Предлагаем упражнения, не требующие от вас много времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задачи можно изменять, дополнять. В большинстве случаев вы сами сможете придумать аналогичные.

Упражнения необязательно выполнять по порядку. Начните с тех, которые более интересны вам и вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое похожее, придумайте подобное самостоятельно или вернитесь к нему через некоторое время.

Ребенку будет намного проще рисовать завитки заглавных букв, если он часто делает:

– лепит из пластилина, глины;

– рисует ломаные, волнистые линий;

– играет с мелкой мозаикой;

– застёгивает пуговицы, шнурует обувь.

Подготовка детей к обучению письму включает:

– гимнастика пальцев и рук;

– ориентация на листе бумаги;

– формирование элементарных графических навыков.

Сначала разогрейте пальцы: сгибание и разгибание. Для этого можно использовать резиновые игрушки.

Затем выполняются упражнения на расслабление пальцев и рук.

«Покраска забора» — движение руками вверх-вниз, затем влево-вправо.

«Погладить котенка» — плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной рукой, затем другой.

«Цыпленок пьет воду» — локти упираются в стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные изгибы рук вперед.

«Суп посолить» — локти упираются в стол, пальцы обеих рук повторяют соответствующие движения.

Затем упражнения на удержание позы руки. Сначала ребенок действует каждой рукой по очереди, постепенно переходя к движению обеими руками одновременно.

Упражнения на автоматизацию движений и развитие внимания :

«Пальцы приветствуются» — кончик большого пальца последовательно касается остальных. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем двумя.

«Человечек бежит» — указательный и средний пальцы «бегают по столу». Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой рукой, затем двумя руками вместе.

Ребенок кружит над «клубочком». Он начинает с самого большого поворота и, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, делает все меньшие и меньшие повороты. И наоборот, он постепенно увеличивает обороты до максимального размаха. Работу на бумаге желательно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/088f/00166336-7e5107df/hello_html_m79aa1b88.png

Ребенок учится рисовать волнистые линии, полуовалы, овалы, петли; волны; чешуя, покрывающая рыбу; огурцы и помидоры для наполнения банок и т. д. Затем мы учимся рисовать прямые линии и штриховать различные геометрические фигуры.

При этом ребенок должен соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не выходя за контур рисунка, только в заданном направлении и соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Предлагаю некоторые виды занятий, не требующие дополнительного оборудования или особых условий.

– Гуляя с ребенком по улице, предложите ему соревнование: кто посчитает больше всего зеленых машин, проезжающих мимо.

– Дома. Конфеты для тех, кто называет самые белые вещи в этой комнате.

– «Индейцы». Давайте послушаем и расскажем, какие звуки до нас доносятся (капает вода, за окном шумит проезжающая машина и т. Д.)

Игра «да» и «нет» не говорите, «черными» и «белыми» не называйте .

Смысл игры в том, чтобы игрок контролировал (был предельно внимателен) к тому, что он говорит. Ведущий ищет в его ответах «запрещенные» слова: да, нет, черный, белый. Если он находит это, ролями поменялись.

Примерный список вопросов:

Вы любите смотреть мультфильмы?

Какого цвета снег?

Какая кошка должна переходить дорогу, чтобы целый день не

счастливчик?

Важно: во всех задачах и играх позволяйте ребенку побеждать хотя бы в 50 % случаев. Дайте небольшой приз.

Игра «Вежливость».

Согласитесь с ребенком, что выполняются только те запросы, которые содержат слово «пожалуйста».

– Вставайте со стула.

– Подойдите, пожалуйста, к окну.

– Мяу-мяу три раза, пожалуйста, и т. д.

Игра «Прыжки — не прыжки». Попросите ребенка прыгнуть, если вы называете

то- что прыгает, и стоять, не двигаясь, в противном случае. Произносите, ровным голосом с небольшими паузами: кузнечик, парашютист, табурет, мяч, слон, воробей, заяц и т. д.

Упражнение «Графический диктант»

Предложите ребенку лист бумаги и карандаш. Отметьте начало точкой. Дайте инструкции: Будьте осторожны: перед вами очень трудная задача.

Проведем с вами графический диктант. Поднесите карандаш к точке и внимательно слушайте:

2 ячейки вправо, 1 ячейка вверх, 1 ячейка вправо,

1 ячейка вверх, 1 ячейка вправо, 1 ячейка вниз,

1 ячейка вправо, 1 ячейка вниз, 2 ячейки вправо,

1 ячейка вниз, 7 ячеек вниз,1 клетка вверх.

Что у тебя получилось? (Кораблик)

Подобным образом можно диктовать простые узоры из нескольких повторяющихся фрагментов, а затем предложить ребенку самому продолжить.

Хорошо развивает внимание игра в лото , прохождение лабиринтов .

Игра «Съедобное — несъедобное»

Взрослый называет какой-либо предмет и бросает ребенку мячик. Если этот предмет съедобный, малыш должен поймать мяч, если несъедобный — отбросить. Возможны варианты, другой игры, например, если предмет большой — мяч отбросить, маленький — поймать; летает — поймать, не летает — отбросить.

Упражнение «Найди букву»

Предлагаем ребенку листок с крупным печатным текстом и просим найти и вычеркнуть какую- нибудь букву. Для детей, не знакомых с алфавитом, это должны быть самые простые по написанию буквы, например 0,П,Г. Следите, чтобы он двигался по строкам и не пропускал ни одной буквы. Отмечайте время, за которое он просматривает 3–5 строк, количество ошибок. Если в следующий раз он лучше справился с заданием, обязательно похвалите его, дайте небольшой приз.

Игра «Это движение запрещено»

Взрослый человек показывает движение, которое нельзя повторять. Затем он выполняет разные движения руками, ногами и т. Д. Если ребенок повторил «запрещенное» движение, то он проиграл, следовательно, вы можете поменяться ролями. Ребенок должен смотреть, чтобы «поймать» взрослого.

Упражнения и игры для развития мышления

Игра «Лишнее слово»

Просим ребенка назвать лишнее слово из перечисленных и объяснить почему.

– Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова

– Яблоко, цветок, птица, виноград

– Ухо, голова, нос, рот, глаз

– Диван, кровать, шкаф, письменный стол, блокнот

– Рысь, медведь, тигр, кот, лев

– Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик

– Молоко, сливки, сыр, бекон, сметана.

Для развития наглядно-образного мышления можно предложить ребенку сложить вырезанную картинку, пройти лабиринт.

Игра «Лишняя картинка»

Можно выкладывать предметы, показывать картинки. Назвать, что не подходит к трём остальным картинкам или предметам и почему.

Яблоко, груша, картофель, слива

Шапка, брюки, пальто, сапоги

Чашка, ваза, миска, ложка

Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка

Упражнения на развитие памяти

Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью — это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяли должного внимания и которых учили, что у них плохая память. Важнейшее условие развития памяти — это особые усилия ребенка — что-то запомнить, чтобы потом вспомнить. Не менее важная задача — дать детям средства и рациональные приемы, которые помогут им сохранить в памяти и воспроизвести необходимую информацию в нужное время.

«Запомни и повторяй»

Ребенку выдают бумагу, карандаши, образец с любым простым рисунком, который предъявляют на 1–2 минуты. А потом взрослый просит его нарисовать по памяти точно такой же. Подобное задание можно дать на создание простой постройки из строительного материала. Вам дается возможность рассмотреть его 1–2 минуты, а затем предлагается воспроизвести по памяти по вашим кубикам.

Можно дать образец на бумаге, а детям предложить выполнить задание из кубиков или любых других объемных фигур.

«Чего не хватает?"

Картины (или игрушки) раскладываются перед ребенком — до 10 шт. Он смотрит на них 1–2 минуты, потом отворачивается, а вы что-то меняете, убирая или переставляя. Ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. Обладая хорошей зрительной памятью, ребенок легко замечает исчезновение или движение 1–3 игрушек.

«Слушайте и повторяйте»

Стучите по столу или барабаньте определенное количество раз, и пусть ваш ребенок повторяет то, что вы слышите. Затем попросите ребенка дать вам задание и контролировать, насколько ты сделаешь это правильно.

«Какая картина исчезла?"

На стол выкладываются 10 предметных картинок, ребенок их рассматривает. Затем убирается одна картинка, и ребенок должен сказать, какая именно исчезла.

Дети счастливы и гордятся своими успехами, обретают уверенность в эффективности своей деятельности. А, как известно, успех пробуждает в дальнейшем желание учиться. Доброе отношение к детям, умение вовремя и разумно их похвалить должно сочетаться с достаточно высокой требовательностью. Ребенок должен понимать, какие конкретные действия, поступки, поступки вызвали одобрение, а что еще у него не получается, чему он должен научиться.

Терпения и успехов вам и вашему малышу в нелегком деле подготовки к тренировкам.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, упражнение, ячейка, рука, ваш ребенок, движение руками, лист бумаги, небольшой приз, развитие внимания.


Похожие статьи

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству

Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе

Похожие статьи

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству

Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе

Задать вопрос