Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи
Автор: Богатырева Алла Вячеславовна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 8869 раз
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1625/ (дата обращения: 17.12.2024).
Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.
Речь тесно связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи. (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.
Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Хорошая память необходима в дальнейшем для успешного обучения в школе. При оценке готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является уровень развития памяти.
У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с ОНР включает в себя не только развитие речи, но и развитие всех психических процессов.
Специально подобранные игры и упражнения помогают развивать у детей все виды памяти.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Виды памяти: Образная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи.
‒ Двигательная память (моторная) — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.
‒ Эмоциональная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.
‒ Словесно-логическая — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.
- Образная память — образная память может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.
Зрительная память
Игры для развития зрительной памяти:
1). Игра «Озорной котенок»
Оборудование: картинка с предметами, стоящими на столе. Около ножки стола сидит котенок.
Ход игры. Ведущий показывает картинку и рассказывает историю, как один озорной котенок играл на кухне и зацепился за скатерть, предметы стали подать вниз. Ребенку предлагается запомнить предметы, которые могут упасть. Картинка убирается. Ребенок должен назвать, в какой последовательности упадут предметы, если котенок зацепился за скатерть с левого (правого) края.
2). Игра «Радуга»
Оборудование: цветные карандаши (фломастеры) или полоски цветной бумаги. Цветов может быть много.
Ход игры. Ребенку рассказывается история о том, что прошел дождь, и на небе появилась радуга, но это была необычная радуга.На столе выкладывается 5–6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 с внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета в волшебной радуге. Правильность выполнения задания проверяется. Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается. Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество.
3). Игра «Художник»
Ход игры. На доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только то, что попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы...
Слуховая память
1). Игра «Я возьму с собой …»
Ход игры. Дети садятся в кружок. Оговаривается тема, куда дети пойдут сегодня (в зоопарк, в поход, на рыбалку, в Африку и т. д.) или откуда будут возвращаться. Затем первый игрок называет первое слово, чтобы он взял с собой, собираясь пойти, или, чтобы она взял с собой, собираясь оттуда уходить. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т. д. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
2). Игра «Скороговорки»
Ход игры. Ребенку предлагается повторить скороговорку. Задание можно усложнять и делать легче, изменяя количество и сложность слов.
3). Игра «Где чей дом?»
Ход игры. Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить.
Воробей живет под крышей,
В темной норке — домик мыши,
У лягушки дом — в пруду,
Домик пеночки — в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом.
(Т.Волгина)
После прослушивания ребенку задаются вопросы: кто живет в темной норке? Где находится домик лягушки? и т. д.
Осязательная память
1). Игра «Чудесный мешочек»
Оборудование: небольшой мешочек, геометрические фигуры, карточки с приклеенными геометрическими фигурами из бархатной бумаги, повязка на глаза.
Ход игры. Ребенку завязывают глаза и предлагают пощупать карточку с приклеенной фигурой из бархатной бумаги. Карточка убирается, повязка снимается, ребенка предлагают найти такую же геометрическую фигуру в мешочке, не заглядывая в него.
2). Узнай предмет.
Оборудование: повязка на глаза, предметы, сделанные из разных материалов, разные по весу и форме.
Ход игры. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3–10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.
Обонятельная память
1). Игра «Что растет в лесу?»
Оборудование: баночки с небольшим количеством отличающейся по запаху ароматической соли (ель, ромашка, смола, лимон и т. д.)
Ход игры. Ребенку предлагается прогуляться в сказочный лес, который нельзя увидеть, его можно только понюхать. Ребенок должен понюхать соль и догадаться, какое растение так пахнет.
Вкусовая память
1). Игра «Я бы съел…».
Ход игры. Дети садятся в круг. Каждый придумывает себе продукт, который хотел бы съесть. По одному дети описывают, какой этот продукт на вкус, остальные ребята стараются догадаться.
2). Игра «У меня на язычке…»
Оборудование: фрукты и овощи, нарезанные маленькими кусочками, повязка для глаз.
Ход игры. Ребенку завязывают глаза, после этого на язык ему кладется маленький кусочек фрукта или овоща. Ребенок должен догадаться, что же он только что съел.
- Двигательная память
1). Игра «Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».
2). Игра «Кукловоды»
Ход игры:Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4–5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5–6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
3). Игра «А ну попробуй, повтори»
Ведущий показывает одно движение, ребенок должен повторить все движения, показанные ему ранее, если таковые были, и то движение, которое ему только что показал ведущий.
4). Игра «Удивительный мир вокруг»
Ребенку предлагается вспомнить, а потом показать: как ходит корова, прыгает лягушка, кошка лежит на солнышке, как тормозит машина на светофоре, как человек поднимается по лестнице, как бабушка поправляет очки и т. д.
- Эмоциональная память
1). Игра «Расскажи»
Хо игры. Ребенку предлагают вспомнить, где он был в выходные, что делал, что чувствовал, какие испытывал при этом эмоции. Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами составить наиболее полную эмоциональную картину
2). Игра «Посмотри и опиши»
Оборудование: детский мультфильм, оборудование для просмотра мультфильма.
Ход игры. Дети смотрят мультик, а потом стараются вспомнить, какие эмоции испытывали сказочные герои.
- Символическая (словесно-логическая память)
1). Игра «Представь себе».
Ход игры. Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку: Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в супе. Миндальное печенье в коробочке в форме ромба. Молния в темноте. Пятно на любимой рубашке. Капли дождя, сверкающие на солнце. Крик ужаса в ночи. Друг, ворующий любимую игрушку. После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы (или нарисовать).
2). Игра «Назови предмет»
Ход игры. Ребенку предлагается отгадать предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает. И т. д.
Литература:
- Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М., Просвещ., 1995.
- Венгер Л. А.,Венгер А. Л. Готовливаш ребенокк школе? — М.: Знание, 1994
- Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003.
- Инна Светлова: Большая книга заданий и упражнений по развитию памяти — М., ЭКСМО, 2007
- Гаврина С. Е. Развиваем память. Рабочая тетрадь / 6–7 лет «Школа для дошколят» — М., Росмэн, 20015
- Гаврина С. Е. 6–7 лет. Внимание и память. Проверяем готовность к школе. ФГОС, 2016
- Козырева Л. М. Учись сравнивать и запоминать — Ярославль «АКАДЕМ. РАЗВИТИЯ» 2005