Внедрение профессиональных стандартов в систему управления персоналом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Плутова, М. И. Внедрение профессиональных стандартов в систему управления персоналом / М. И. Плутова, О. Н. Анагуричи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 516-519. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81390/ (дата обращения: 28.01.2022).



Данная статья представляет собой кейс — описание практического опыта по решению конкретной проблемы перехода на профессиональные стандарты и определении требований к квалификации работников бывшего учебного заведения.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, компетенции, квалификация работников, квалификационный справочник.

This article is a case — a description of practical experience in solving the specific problem of transition to professional standards and determining the requirements for qualifications of employees of a former educational institution.

Keywords: professional standard, competencies, qualifications of workers, qualification reference book.

Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики России возникает необходимость в пересмотре условий взаимодействия на рынке труда. Уровень и темпы развития экономики связаны в том числе и с несоответствием профессионально-квалификационной структуры занятости населения существующим уровням профессионального образования.

Анализ имеющейся производственной практики показывает, что профессиональная квалификация на сегодняшний день не обладает четкими характеристиками, которые соответствовали бы запросам бизнеса, среди которых актуальные знания, умения, опыт работы, уровень образования.

Отсутствие ясности относительно требований к квалификации, функциональным обязанностям и результатам работы персонала способствует низкой эффективности реализации бизнес-процессов по организации управления персоналом.

Следовательно, внедрение системы профессиональных стандартов в систему управления персоналом является не только вектором государственной политики, а реальным инструментом повышения эффективности деятельности предприятия.

Целью статьи является анализ этапов процесса внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом. Методологической основой исследования является анализ нормативно-правовые основы, регламентирующие требования к профессиональным стандартам и их актуализации; синтез и обобщение информации.

Результатом исследования является предложение методологических рекомендаций к определению этапов процесса внедрения профессиональных стандартов в кадровую политику организации проектной деятельности сотрудников, административных сотрудников.

Обзор источников. С 01.07.2016 на территории Российской Федерации введена система профессиональных стандартов. После изучения нормативно-правовой базы по этому вопросу (включая статьи 195.1–195.3 и 57 ТК РФ) [2] у многих работодателей возникает естественный вопрос, для которых положения стандартов являются обязательными: как происходит внедрение профессиональных стандартов в компании?

На уровне нормативных действий на этот вопрос нет ответа, поскольку ни закон, ни постановление Правительства РФ, разъясняющее порядок внедрения профессиональных стандартов в бизнес-компании, не приняты. На момент написания статьи есть только один проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что в этом случае каждый руководитель организации должен разработать свою систему внедрения стандарта с учетом требований законодательства [10].

При этом в деятельности могут быть использованы только положения профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Опубликованные в интернете проекты договоров не могут быть использованы, поскольку не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единой справочной книги по квалификациям) [9].

Законодательный орган выделяет внебюджетные фонды и другие организации, контрольное участие которых находится в руках государства, в отдельную группу для включения положений профессиональных стандартов в свою деятельность. Правительству Российской Федерации предоставлено право, определять, что стандарты являются обязательными для таких компаний, при этом необходимо учитывать мнение Трехсторонней комиссии по регулированию производственных отношений.

27 июня 2016 года принято Постановление Правительства РФ № 584 [1], устанавливающее особенности применения профессиональных стандартов применительно к требованиям, обязательным к применению внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, установлен переходный период до 2025 года, в течение которого компании должны внедрять профессиональные стандарты на основе предварительно утвержденного плана.

Существуют следующий комплекс мероприятий по внедрению профессиональных стандартов:

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность организации.
  2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
  3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профессиональных стандартов.
  4. Переименование должностей в соответствии с текстами профессиональных стандартов.
  5. Внесение изменений в должностные инструкции.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
  8. Проведение аттестации сотрудников.
  9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профессиональных стандартов [5].

По приказу руководителя организации создается комиссия из числа сотрудников, которые отвечают за внедрение профессиональных стандартов в организации. Помимо определения членов комиссии, в регламенте должны быть указаны полномочия каждого члена и сроки работы. Желательно включать в рабочую группу людей из числа экономистов, сотрудников отдела кадров, юрисконсультов и людей, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех сотрудников, которые так или иначе будут применять профессиональные стандарты в своей работе в будущем.

На первом заседании комиссии определяется объем работ и составляется поэтапный план внедрения профессиональных стандартов в компании. Законодательный орган не утверждает форму плана и поэтому может содержать любые положения, которые Комиссия сочтет необходимыми. В этом документе отражены промежуточные задачи по внедрению профессиональных стандартов, устанавливаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются лица, отвечающие за выполнение пунктов плана (каждый должен быть знаком с подписанным документом). После создания план утверждается руководителем организации [7].

Для того чтобы соотнести тексты профессиональных стандартов и указанных в них рабочих функций с имеющимися в компании должностями, проводится сравнение утвержденного организацией штатного расписания и разделов соответствующих 3 профессиональных стандартов. Напоминаем, что название профессии в стандарте не всегда может совпадать с названием должности в расписании. Например, в кадровом расписании многих компаний есть должность сотрудника отдела кадров, а в профессиональном стандарте указано, что такой деятельностью занимается специалист по управлению персоналом [3].

Для приведения названий должностей в соответствие с текстами профессиональных стандартов руководитель должен исключить старую должность из штатного расписания и ввести новую, если работа на них предполагает предоставление льгот или введение ограничений. В этом случае с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении наименования должности. Если по какой-либо причине работник отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе принять организационные и кадровые меры по сокращению этого сотрудника, поскольку это должность, которая его исключили из штатного расписания.

В случае необходимости изменения должностных инструкций сотрудника в связи с изменением его трудовой функции будут вноситься только с его согласия. Законодательство запрещает одностороннее изменение обязанностей работника.

Изменение системы оплаты труда необходимо, поскольку законодательный орган устанавливает правило, согласно которому сотрудники, выполняющие одинаковые рабочие функции, должны получать одинаковую оплату. Если работодатель решает изменить должностные обязанности сотрудника или повысить требования к квалификации (например, отправив его на курсы повышения квалификации), заработная плата должна измениться соответственно по мере изменения сложности работы [6].

Если в профессиональном стандарте для определенного вида деятельности с обязательным применением квалификация работника выше, чем у него есть, работодатель вправе направить его на курсы повышения квалификации или решить проблему получения дополнительного обучения. Вопрос о том, за чью стоимость проводится обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений актов местной компании. Когда дело доходит до оплаты обучения работодателем, с работником обычно заключается договор об обучении, по условиям которого он обязан проработать в организации определенный период времени после завершения обучения. В противном случае с него будет взиматься плата за обучение [8].

Аттестация сотрудников не требуется, если профессиональные стандарты должны быть внедрены в деятельность организации. Однако это необходимо для того, чтобы работодатель мог определять квалификацию сотрудников и понимать, соответствуют ли их знания и навыки занимаемой должности. По результатам аттестации сотрудника, не прошедшего ее, можно перейти на другую должность или уволить.

Вопрос о проведении других мероприятий персонала организации будет подниматься по мере их проведения. Например, если сотрудник работает на определенной должности и его обязанности охватывают две группы должностей в соответствии с положениями профессионального стандарта, работодатель должен увеличить объем работы или расширить спектр услуг. Если в рабочее время наряду с основными задачами сотрудник выполняет дополнительные общие рабочие функции другого профессионального стандарта, последние формализуются как совмещение должностей.

Результаты. Таким образом, на основании изучения и обобщения теоретических данных о процессе внедрения профессиональных стандартов в деятельность предприятии, с учетом того, что четкая регламентация относительно плана внедрения профессиональных стандартов на сегодняшний день отсутствует, нами были сформулированы методические рекомендации, которые могут быть использованы в качестве составной части Плана внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом:

1. Уточнение списка профессиональных стандартов, которые должны применяться в компании (это достигается путем соотнесения рабочих функций, определенных в стандартах, с видами деятельности, в которых участвует компания). Список необходимо согласовать с руководителем организации.

2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).

3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.

4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.

5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профессионального стандарта по каждому конкретному виду деятельности.

6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.

7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Данные методические рекомендации являются инструментом для разработки проекта поэтапного введения профессиональных стандартов и могут применятся предприятиями с учетом их отраслевой специфики.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие поэтапного методического сопровождения процесса внедрения профессиональных стандартов в практику управления персоналом будет способствовать получению продуктивного результата, однако, для практической реализации сформулированных рекомендаций требуются не только кадровые специалисты высокой квалификации, но и привлечения новых сотрудников, с учетом планируемой реорганизации в рамках обеспечения соответствия персонала профессиональным стандартам.

При соответствующей работе организации профессиональный стандарт может применяться и к работникам, для которых он должен служить ориентиром в самооценке соответствии имеющихся у них знаний, умений требованиям рынка труда, и конкретного работодателя, планирование совей карьеры.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»/ Консультант плюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200290/ (дата обращения 10.10.2020).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) / Консультант плюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 10.10.2020).
  3. Архипова Н. И., Седова О. Л. Управление персоналом в контексте внедрения профессиональных стандартов // Вестник МГУУ. 2016. № 4. С. 6–11.
  4. Данилова Н. В. Алгоритм и принципы внедрения проессиональных стандартов в систему управления персоналом организации. — Екатеринбург: УрФУ, 2016. — 76 с.
  5. Дементьева Е. А. Внедрение профессиональных стандартов в систему управления персоналом // В сборнике: Конкурентоспособность территорий. Материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях. Ответственные за выпуск Я. П. Силин, Е. Б. Дворядкина. 2018. С. 139–140.
  6. Захаров Д. К., Каштанова Е. В. Внедрение профессиональных стандартов в системе управления персоналом организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2019. Т. 8. № 6. С. 34–37.
  7. Масилова М. Г., Жмакина А. В. Применение методологии кадрового аудита для оценки деятельности службы управления персоналом в условиях внедрения профессиональных стандартов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11. № 2–11. С. 46–57.
  8. Пакшан Д. Профессиональные стандарты: кода и как их должны применять работодатели [Электронный ресурс]. URL: https://www.buhonline.ru/ (дата обращения 08.10.2020).
  9. Реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. URL: rofstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения 10.10.2020).
  10. Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации (утв. ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России) / Консультант плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345514/ (дата обращения 10.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, профессиональный стандарт, руководитель организации, штатное расписание, вид деятельности, законодательный орган, работодатель, система управления, Российская Федерация, РФ.


Ключевые слова

компетенции, профессиональный стандарт, квалификация работников, квалификационный справочник
Задать вопрос