Американо-китайские отношения в период президентства Джорджа Буша — младшего и Барака Обамы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 16.05.2021

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Хань, Юе. Американо-китайские отношения в период президентства Джорджа Буша — младшего и Барака Обамы / Юе Хань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 414-417. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81155/ (дата обращения: 19.01.2022).



В настоящее время развитие китайско-американских отношений в контексте международных отношений являются одним из системообразующих элементов в глобальном мировом пространстве. Для понимания происходящих тенденций на современном этапе, необходимо исследовать и проанализировать отношения между КНР и США в период президентства Джорджа Буша — младшего и Барака Обамы, которые занимают довольно длительный период с 2001–2017гг.

Ключевые слова: международные отношения, кризис, нестабильность, соглашения, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Китай и США — это две крупные мировые державы, которые представляют собой два полюса мира, и их взаимоотношения всегда привлекали большое внимание и являются одними из самых важных двусторонних отношений между крупными державами мира. После реформ и открытости Китая его экономика быстро развивалась, общая сила постоянно улучшалась, а международное влияние возрастало. Между США и Китаем были сложности и проблемы на исторических этапах, которые привели к определенным последствиям на современном этапе их отношений.

С момента налаживания дипломатических дружественных отношений между Китаем и Соединенными Штатами в 1960-х и начале 1970-х годов и до прихода к власти президента Буша обмены между двумя странами в политической, экономической, культурной и военной областях становятся все более тесными. Однако в силу различных факторов между Китаем и США было много противоречий, споров и трений, которые мешали дальнейшему нормальному развитию отношений между двумя странами [1].

После политических потрясений в Китае в 1989 году Соединенные Штаты взяли на себя инициативу по введению санкций против Китая во главе западных стран и китайско-американские отношения резко ухудшились. Китай и США оказались в состоянии «тупика» из-за ухудшения двусторонних отношений и вопроса о том, как их восстановить. После начала войны в Персидском заливе отношения между двумя странами несколько ослабли. На этом этапе их взаимоотношения находятся в центре внимания: США требуют, чтобы Китай улучшил ситуацию с «правами человека», а Китай требует, чтобы США сняли санкции против Китая. После окончания войны в Персидском заливе Соединенные Штаты вновь попытались указать Китаю на его проблемы, отношения между двумя странами снова стали напряженными и произошел поворотный момент, названный американским общественным мнением «от мороза к морозу». Спор между двумя странами расширился от проблемы прав человека до ряда международных и внутренних проблем. Лишь в ноябре 1991 года спад в отношениях между двумя странами был остановлен после визита госсекретаря США Джеймса Эддисона Бейкера в Китай.

В 1992 году китайско-американские отношения значительно улучшились. Например, многие санкции, введенные США в отношении Китая, были официально сняты. Противоречия и споры между Китаем и Соединенными Штатами начали выходить за рамки словесных споров. Некоторые из них достигли соглашения благодаря компромиссу между двумя сторонами, а некоторые переросли в отношения, которые наносили ущерб суверенитету Китая или национальным интересам из-за односторонних действий Соединенных Штатов [2].

Далее благодаря быстрому и бурному развитию экономики Китая и повышению его международного статуса, отношения между Китаем и Соединенными Штатами оказались в центре внимания всего мира. Развитие китайско-американских отношений в период президентства Джорджа Буша — младшего в целом развиваются лучше, чем когда-либо. Обе стороны тесно работали над вступлением Китая в ВТО, китайско-американскими отношениями, антитеррористическими организациями после 11 сентября 2001 года, международными и крупными региональными проблемами, активно находя точки соприкосновения и способствуя международному сотрудничеству. Китайско-американские отношения при администрации Дж. Буша мл., пережив взлеты и падения во время первого срока президентства, постепенно вышли на путь стабильного развития. В начале второго срока Джорджа Буша-младшего в Соединенных Штатах возникли споры по вопросу Китая, и стратегическая защита Соединенных Штатов от Китая значительно усилилась. Китайско-американские отношения постепенно вступили в период стабильного развития во взаимной защите. В этот период тайваньский вопрос, экономические и торговые вопросы, а также вопросы прав человека, по-прежнему являлись основными факторами, ограничивающими развитие китайско-американских отношений [3].

Политика, установленная администрацией Дж. Буша. мл. в отношении Китая, продолжала «участие» и «сдерживание» во время прихода Барака Обамы к президенству.

Администрация Б. Обамы пришла к власти во время экономического кризиса 2008 года, и Соединенные Штаты столкнулись с серьезными «внутренними и внешними трудностями», а китайско-американские отношения стали более привлекательными. Экономические, культурные и военные аспекты положили начало всестороннему сотрудничеству с Китаем. США надеются избавиться от последствий резкого экономического спада, который они пережили во время международного финансового кризиса, путем углубления сотрудничества с Китаем [6].

Китайско-американские отношения во время президентского срока Барака Обамы (2009–2017) отличаются от «открытых минимумов и максимумов» в периоды правления Б. Клинтона (1993–2001) и Дж. Буша (2001–2009)и имеют свои особенности. Переход от администрации Буша к администрации Обамы прошел очень гладко, в 2009 году отношения между двумя странами развивались в дружественном ключе и визит Обамы в Китай прошел успешно [5].

В 2010 году у двух стран были проблемы, недопонимания, взлеты и падения на двустороннем, региональном и глобальном уровнях. Однако недопонимания в отношениях между двумя странами были не такими, как в 1989, 1995 или 1999 годах.

Успешный государственный визит президента Ху Цзиньтао в Соединенные Штаты в начале 2011 года изменил атмосферу двусторонних отношений. Лидеры двух стран подтвердили установление кооперативного партнерства, определили отношения между двумя странами на ближайшие несколько лет и установили новые механизмы взаимодействия, чтобы вернуть отношения между двумя странами в русло взаимопонимания. Обмен визитами между вице-президентом Джо Байденом и Си Цзиньпином помогло поддержать положительную динамику налаживания сотрудничества между странами [6].

Корректировка азиатско-тихоокеанской стратегии Обамы напрямую влияло на направление китайско-американских отношений. Глобальная стратегия администрации Обамы и ее позиционирование в отношении Китая в новую эпоху, несомненно, оказали глубокое влияние на структуру мира. Корректировка стратегического фокуса США добавила сложные факторы в китайско-американские отношения, но в зависимости от внутренних финансовых и экономических условий, а также проблем Ближнего Востока и Южной Азии трудно определить, насколько далеко может зайти эта стратегическая корректировка. Китай выдвинул предложение о построении нового типа отношений между крупными странами, что требует инноваций на трех уровнях теории, политики и методов и является серьезной проблемой для китайско-американских отношений в будущем [3].

Азиатско-тихоокеанская стратегия администрации Обамы внесла серьезные коррективы в политическую, экономическую, военную, безопасность и культурную области сотрудничества. Намерения США в Азиатско-Тихоокеанском регионе ясно проявились, с одной стороны, в использовании быстро развивающейся экономики и огромного рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе для восстановления экономики США. С другой стороны, в укреплении альянсов и партнерских отношений в сфере безопасности, чтобы спровоцировать территориальные споры между Китаем и соседними странами АТР. Однако из-за чрезмерного наращивания военной стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе взаимная подозрительность между Китаем и США значительно усугубилась, что отрицательно повлияло на процесс возвращения США в Азиатско-Тихоокеанский регион [4].

Таким образом, по мере ослабления воздействия финансового кризиса и восстановления экономики США, их политика в отношении Китая также изменяется. Между Китаем и США по-прежнему возникают трения по таким вопросам, как проблема Тайваня, Тибета, прав человека и др. Мало того, политика США «Перебалансирования Азиатско-Тихоокеанского региона» и правящая философия Обамы, также повлияли на формулировку политики США в отношении Китая, что добавили факторы нестабильности в мирное развитие китайско-американских отношений.

Литература:

  1. Ван Сяофэй. Краткий анализ китайско-американских отношений в период правления администрации Джорджа Буша // Журнал Университета национальностей Внутренней Монголии (издание по общественным наукам). Тунляо. 2010. Том 36.№.1. C.11–14
  2. Ван Фуцю, Ван Минь, Гун Пин. Развитие китайско-американских отношений в период президентства Джорджа Буша // Журнал Университета Чифэн (издание по Философии и общественным наукам). 2009. №. 2009(030),005. C.12–13
  3. Ли Янань. Стратегическая корректировка в Азиатско-Тихоокеанском регионе во время второго президентского срока Обамы и ее влияние на китайско-американские отношения. Диссертация CNKI:CDMD:2.1015.663695
  4. Тао Вэньчжао. Китайско-американские отношения во время первого президентского срока Обамы // Журнал Американские исследования (издание Китайской академии социальных наук). 2012. №.2. C.26–53
  5. Цзэн Фухуа. Путь развития китайско-американских отношений в период правления администрации Буша. Диссертация 1993. CNKI:SUN:WJXY.0.1993–03–020
  6. Ши Ясюань. Исследование администрации Обамы по вопросам политики в отношении Китая (2008–2014 гг.). Диссертация DOI:CNKI:CDMD:2.1015.994236
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, США, отношение, Азиатско-Тихоокеанский регион, отношение Китая, Штат, восстановление экономики США, период президентства, современный этап, стабильное развитие.


Задать вопрос