Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Видрицкая Н. И., Майдабекова М. С., Смагулова Ж. К. Центральная Азия как объект влияния треугольника «Китай — Россия — США» // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 375-377. — URL https://moluch.ru/archive/131/36567/ (дата обращения: 25.04.2018).



Регион Центральной Азии, как правило, представляется как обширный, не имеющий выхода к океану регион, находящийся на периферии Европы и Азии и включающий в себя пять стран постсоветского пространства: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.

В первые годы обретения независимости ряд факторов препятствовал странам данного региона стать полноценными составляющими системы международных отношений:

– глубокий политический и экономический кризис;

– отсутствие либо недостаточная эффективность экономических и политических институтов;

– разрыв финансово-эконмических связей между бывшими союзными республиками;

– дефицит кадров, способных построить независимую финансово-экономическую структуру государства;

– неопределенность лидеров центрально-азиатских республик в проведении внутренней и внешней политики;

– политические и территориальные конфликты.

Страны Центральной Азии не были готовы выступать в качестве самостоятельных субъектов мировой политики. Политические проблемы осложнялись незрелостью экономики данных стран, неспособных полностью обеспечить внутренние потребности государства. Возникла необходимость поиска поддержки, в том числе финансовой, извне [1].

Китай— новый покровитель Центральной Азии. В начале 2000-х годов КНР стал важным игроком в центральноазиатском регионе. С тех пор доля Китая неуклонно росла и в настоящее время занимает сильные позиции в экономиках Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. Несмотря на то, что до начала 2000-х годов Китай заметно уступал политико-экономической мощи США, многократный рост ВВП позволил Китаю стать главным конкурентом Соединенным Штатам.

Китай стремится занять особое положение в Центральной Азии. Прежде всего, это касается каспийского нефтегазового региона. С учетом высокого потребления энергоресурсов в Китае, объемы импорта каспийской нефти в будущем будут увеличиваться. Этому способствуют истощающиеся запасы энергоресурсов на северо-востоке страны, а также политическая нестабильность на западе Китая, где развитие нефтедобывающей отрасли сопровождается рисками. Интенсивное проникновение Китая в экономику Центральной Азии главным образом связано с активным вливанием китайского капитала в нефтяной сектор. Кроме того, Центральная Азия является для Китая форпостом против антикитайских настроений и нарастающего американского военно-технического влияния. С этой целью в 2001 году была образована Шанхайская организация сотрудничества [2].

Основные цели деятельности Китая в ШОС:

– установление «ядра» организации в Китае с его быстрорастущим влиянием. Китайские аналитики часто называют пространство Центральной Азии и членов ШОС «Китайским СНГ» [3, с.37];

– создание пояса безопасности, задача которого — превентивные меры против терроризма, экстремизма и сепаратизма [3, с.37]. В этом контексте особое внимание уделяется положению на Ближнем Востоке, в частности, дальнейшему распространению экстремизма в страны Центральной Азии и далее в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Афганистан в 2012 году приобрел статус наблюдателя в ШОС, что свидетельствует о том, что стабильное положение как на Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии представляет собой огромную важность для Китая;

– ограничение влияния США в регионе [3, с.38].

Российская стратегия вЦентральной Азии.Интересы России в Центральной Азии обусловлены стремлением:

– сохранить влияние в регионе, удержать под своей эгидой часть постсоветского пространства и, тем самым, подтвердить свою роль если не мировой, то евразийской державы;

– поддерживать лояльные режимы, готовые развивать партнерские отношения с Россией, что осложняется многовекторной внешней политикой стран Центральной Азии, в соответствии с которой российское направление перестало быть единственным;

– сдерживать укрепление на территории Центральной Азии США и Китая, найдя баланс между конкуренцией и партнерством с этими державами;

– сократить трафик афганских наркотиков через территорию Центральной Азии;

– нивелировать проблемы центрально-азиатской миграции, влияние которой носит противоречивый характер, с одной стороны, миграция способствует укреплению контактов между российским и центрально-азиатским сообществом, с другой стороны, является фактором взаимного раздражения и отторжения;

– решить проблему транзита энергоносителей;

– реализовать экономические интересы: доступ к богатым полезным ископаемым, емкому рынку труда, обширным кооперационным связям;

– поддерживать русское население в странах региона, а также сохранить позиции русского языка как второго после государственного [4].

Россия стремится реализовать свои национальные интересы в ЦА через региональные организации, такие как: Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Отношения с каждой из стран ЦА имеют свои особенности и, исходя из этого, их можно подразделить на три группы: безусловные партнеры-союзники — Казахстан; условные партнеры-союзники — Кыргызстан, Таджикистан; условно независимые партнеры — Узбекистан и Туркменистан.

Общее историческое прошлое, экономическая взаимозависимость, социальные условия, культурные ценности позволяют России оставаться важным стратегическим партнером, гарантом и участником региональной безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии.

Стратегия США вЦА. Значимость центрально-азиатского региона для внешней политики США определяется географической близостью стран ЦАР с КНР, Россией, Ираном, Афганистаном, а также Индией и Пакистаном. События 11 сентября 2001 года и последовавшая антитеррористическая операция позволили США укрепиться в ранее закрытой Центральной Азии и разместить там военные базы. С момента краха СССР Вашингтон всегда придерживался стратегии полного доминирования на постсоветском пространстве, опираясь на лозунги поддержки демократии, построения эффективной рыночной экономики, содействия региональному сотрудничеству и интеграции стран Центральной Азии в мировое сообщество. При этом политика США в регионе направлена на продвижение и обеспечение:

– экономических интересов транснациональных нефтегазовых компаний;

– стратегии безопасности в целях сдерживания России и Китая;

– тесных отношений с элитами всех стран региона, которые будут доносить позицию США до политиков, принимающих основные решения в ЦА;

– присоединения нестабильных Афганистана и Пакистана к политически устойчивой Центральной Азии;

– соединения Центральной и Южной Азии, с целью предоставления странам, не имеющим выхода к морю, возможности получить новые маршруты транспортировки своих грузов;

– последовательной работы в области прав человека [5].

В 2015 США пересмотрели стратегию в отношении стран Большой Центральной Азии, куда помимо стран постсоветского пространства, входят Пакистан, Афганистан, Индия, а также страны Кавказа — Грузия и Азербайджан. С недавних пор в «Большую Центральную Азию» Соединенными Штатами включены Иран и Турция. Одновременно стратегия нацелена на ослабление позиции России и умиротворение амбиций Китая [6].

Основные ориентиры стратегии США в ЦА направлены на построение американоцентричного миропорядка, основанного на балансе сил и интересов ведущих держав мира. Интерес США к ЦА обусловлен как геоэкономическими, так и геополитическими причинами. Америка заинтересована в богатствах региона, а точнее в энергоресурсах, а также для США важно реализовать один из своих проектов «ТАПИ» — проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. Несмотря на обновление стратегии, США не удается укрепить влияние в Центральной Азии, это связано с деятельностью региональных объединений, таких как ШОС, ТС, ЕАЭС, ОДКБ, СВМДА. Эти организации препятствуют расширению военно-политического присутствия США в Центральной Азии. Доказательствами этого могут служить такие примеры, как закрытие авиабазы «МАНАС» в Кыргызстане и вывод американских войск из Узбекистана.

Центральная Азия всегда была объектом влияния и борьбы за это влияние мировых и региональных держав. Осознавая свою геополитическую привлекательность, страны ЦА имеют ряд преимуществ, позволяющих им играть на противоречиях конкурирующих субъектов, а также отдавать предпочтение разным странам с целью получения большей выгоды. Центрально-азиатские республики, используя многовекторный характер внешней политики, периодически меняют ориентир (Россия, США, Китай) в зависимости от сложившейся внутренней и внешней обстановки. Мы полагаем, в будущем, несмотря на то, что США продолжат реализацию собственной политики в регионе, укрепление интеграции внутри ЕАЭС, развитие сотрудничества в рамках ОДКБ и ШОС определят Россию и Китай в качестве лидеров и надежных партнеров для стран Центральной Азии.

Литература:

  1. Видрицкая Н. И. Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан (Япония, Индия, КНР). // Молодой ученый» № 11 (115), июнь, 2016 г., С.630–633
  2. Мухамеджанова Дария. Влияние Китая на экономику Центральной Азии. // «Analytic» № 2, 2012 г. http://www.articlekz.com/article/4676
  3. Досанов Д., Курманов О. Треугольник США — КНР — РФ: новая глобальная и центральноазиатская геополитика. // Саясат, № 3, 2004, С. 35–39
  4. Лаумуллин М. Т. Куда движется Центральная Азия. // Московский центр Карнеги 30.09.2013. http://www.carnegieendowment.org/2013/09/23/ru-pub-53064
  5. Корсаков И. Б. Политика США в постсоветской Центральной Азии. // www.centrasia.ru/newsA.php?st=1163195160
  6. Панфилова В.: Американская стратегия для Центральной Азии: кнут или пряник. http://www.ru.journal-neo.org/2015/04/27/amerikanskaya-strategiya-dlya-tsentral-noj-azii-knut-i-pryanik/
Основные термины (генерируются автоматически): Центральной Азии, стран Центральной Азии, Регион Центральной Азии, Центральной Азии главным, Страны Центральной Азии, покровитель Центральной Азии, страны Центральной Азии, территории Центральной Азии, регионе Центральной Азии, пространство Центральной Азии, территорию Центральной Азии, закрытой Центральной Азии, устойчивой Центральной Азии, стран постсоветского пространства, Большой Центральной Азии, внешней политики, Центральная Азия, политикой стран Центральной, интеграции стран Центральной, Шанхайская организация сотрудничества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос