Автор: Бондарева Анастасия Витальевна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 01.12.2016

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Бондарева А. В. Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX века // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 530-533.



В статье рассмотрены особенности взаимоотношений США и КНР в первой половине 60-х гг. XX века. Данный период в истории отношений двух стран является особенно важным, поскольку именно тогда были заложены принципы современного сотрудничества.

Ключевые слова: США, Китай, международная политика, Кеннеди, Мао Цзэдун, Тайвань.

Американо-китайские отношения в сфере международной политики сегодня являются одним из главных факторов развития человечества. В XXI веке даже появился специальный термин Chimerica, обозначающий партнерство Китая и США. Центр современного мира переносится в тихоокеанский регион, что усиливает интерес всего мирового сообщества и особенно Российской Федерации к отношениям «дракона и ястреба».

В январе 2011 года лидер КНР Ху Цзиньтао и президент США Барак Обама сделали совместное заявление о взаимном желании развивать «позитивные и всеобъемлющие отношения Соединенных Штатов и Китая», придерживаться основных принципов коммюнике, разработанных за время дипломатического сотрудничества двух стран.

Для лучшего понимания проблемы современных американо-китайских отношений необходимо проследить их развитие во второй половине XX века, а конкретно в первой половине 60-х гг. XX века, так как именно в данный период были установлены общие принципы и условия взаимодействия США и КНР.

В начале 60-х годов XX века у Пекина и Вашингтона уже был определенный опыт дипломатических контактов, так как после завершения войны в Корее в 1953 году начались переговоры между США И КНР. Из-за инцидентов на Тайвани, участившихся в 50-х гг., стороны были вынуждены искать взаимные компромиссы. Это выразилось в переговорах в Женеве, а потом в Варшаве.

После окончания Второй мировой войны внутриполитическая обстановка Китая характеризовалась противоборством Гоминьдана и Коммунистической партии Китая (КПК). США оказывали поддержку Гоминьдану, например, помогали перевозить гоминьдановские войска в северный Китай после победы союзных войск над Японией. «Компартия Китая своих возможностей для вооруженного захвата власти не имела и опиралась на Советский Союз» [3], и после начала активных боевых действий в 1947 году победила в Гражданской войне. Генри Киссинджер писал, что «победа Мао Цзэдуна вызвала в Вашинг­тоне разочарование и дебаты по поводу того, кто «потерял» Китай»[4]. После бегства чанкайшистов на о. Тайвань президент Трумэн отправил Седьмой флот в Тайваньский пролив, опасаясь распространения влияния КПК. Тайвань стал крупнейшей военной базой США в Тихоокеанском регионе. С этого времени начинается обострение отношений США и КНР. 2 декабря 1954 году между США и КР был подписан Договор о взаимной обороне. Главным положением Договора стал пункт о развертывании американских военных баз на Тайване. Также были закреплено политическое и экономическое сотрудничество.

В начале 60-х годов позиция КНР в отношении дипломатических контактов с США была двойственна: с одной стороны было необходимо налаживать отношения, с другой – оставалась актуальной проблема Тайваня.

Вопрос о политическом курсе в отношении Китая был особенно актуальным в предвыборной кампании 1960 г. в США. Заявления Джона Кеннеди свидетельствовали о намерении в случае избрания его президентом изменить китайский курс США – прежде всего, отказаться оборонять острова Кэмой и Мацзу, которые находились в руках чанкайшистов. По мнению представителя демократов Ч.Боулса, необходимо было принять Китай в ООН и отдать острова Кэмой и Мацзу, если КНР пойдет на взаимные уступки – согласится на определенную систему разоружений, не будет угрожать войной Тайваню. Таким образом, была сделана ставка на то, что данный взаимный компромисс позволит оторвать КНР от социалистического лагеря.

Первое публичное заявление о смягчении политики США по отношению к Китаю было сделано заместителем госсекретаря США Р. Хилсменом на заседании клуба «Коммонвелс» в Сан-Франциско. Хилсмен предложил:

  1. Сохранять влияние США в Азии, поддерживая своих союзников – чанкайшистов;
  2. Быть готовыми к переговорам с Китаем;
  3. Беспристрастно оценивать политику КНР.

Эти пункты отвечали желаниям Пекина в том смысле, что Вашингтон должен брать инициативу по налаживанию отношений на себя. На конференции 2 апреля 1961 г. в Джакарте Чжоу Эньлай заявил: «На мой взгляд, политика правительства Кеннеди в отношении Китая во многом изменилась по сравнению с политикой Эйзенхауэра. Может ли американское правительство сделать хоть небольшой вклад? Разрешение этого вопроса зависит от того, возьмет ли новый президент на себя инициативу» [2]. Уже в октябре 1961 года КНР объявила, что Китай готов начать мирные переговоры с Соединенными Штатами на уровне министров иностранных дел для ослабления напряженности между двумя странами. По мнению Китая, мирные переговоры и вообще вся дипломатическая линия КНР - США должны были основываться на «пяти принципах мирного существования» без подробных разъяснений этих принципов. Мировая общественность расценила эти принципы как идентичные тем, что были провозглашены на китайско-индийских переговорах 1954 г.: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета каждой из сторон, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.

Однако в связи с осложнениями, вызванными Карибским кризисом и его последствиями, отношения КНР и США вновь ухудшаются. Идеи Мао Цзэдуна в области ускоренной милитаризации, наращивания ракетно-ядерного потенциала, шли вразрез с заключением Московского договора 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах. Китай считал, что этот договор «лишает возможности социалистические страны, не обладающие ядерным оружием, обладать средствами ядерной защиты» и дает возможность США использовать «враждебное отношение к Китаю в качестве пробного камня для выяснения возможности всесторонней разрядки напряженности с Советским Союзом». Пекин заявил, что цель Вашингтона – «опутать другие социалистические страны, кроме Советского Союза» [2]. Через месяц после подписания Договора о испытании ядерного оружия в трех сферах, 1 августа 1963 года, советское правительство сделало заявление о том, что «из Пекина была выпущена очередная порция клеветы против договора о запрещении ядерных испытаний и против внешней политики СССР, на этот раз в форме заявления представителя правительства КНР ...». Лидеры СССР особенно подчеркнули, что «... Ни один коммунист-ленинец не может не испытывать чувства естественного отвращения к такой установке в отношении термоядерной войны: если даже погибнет половина человечества, если погибнет 300 миллионов китайцев, это ничего, зато империализм будет стерт с лица земли и на его развалинах те, кто уцелеет, быстрыми темпами, дескать, создадут в тысячу раз более высокую цивилизацию. А ведь именно такое отношение к термоядерной войне не раз находило свое отражение в высказываниях китайских представителей…» [1].

В Китае считали, что, чем большим ядерным потенциалом обладают социалистические страны, тем лучше. Еще в октябре 1957 года между двумя странами был подписан договор, по которому СССР обязались предоставить Китаю образцы ядерного оружия, однако этого так и не произошло. Воинствующий антисоветизм стал ядром новой китайской политики, чему также способствовали и территориальные притязания КНР на северо-восток Советского Союза. Данный документ стал одним из тех, что способствовали обострению противоречий между СССР и КНР, вынуждая обе страны искать себе союзников уже друг против друга, как и было заявлено в Заявлении советского правительства: «Шумиха против договора о запрещении ядерных испытаний широко используется в Пекине для пропаганды сочиненной там версии об «особой» общности интересов народов Азии, Африки и Латинской Америки. ...» [1].

В июле 1963 года Пекин сделал заявление, что необходимо немедленное и полное разоружение. Частичное же разоружение неприемлемо, так как США продолжит распространять ядерное оружие и не остановится перед тем, чтобы снабдить им своих союзников. На переговорах в Варшаве в 1964 году китайская администрация в письме президенту Л.Джонсону назвала Московский договор мошенническим и обвинила Штаты в том, что они «цепляются за свою ядерную монополию и вызывают рост ядерного вооружения во всем мире» [2].

В ответном письме Джонсон предложил КНР присоединиться к Московскому договору, обещая ядерную поддержку безъядерным странам. Помощник госсекретаря США по делам Дальнего Востока Грин отразил точку зрения Китая по вопросам разоружения первой половины 60-х гг.: «В 1962 и 1963 годах мы интересовались взглядами китайских коммунистов относительно разоружения, и в ответ услышали лишь требование, чтобы мы немедленно согласились на уничтожение всех запасов ядерного оружия – без всякой проверки – и послали нашего президента на всеобщую конференцию глав государств, что явилось бы средством отвлечения всего мира от отказа китайской стороны подписать договор о частичном запрещении ядерных испытаний»[2].

Одной из проблем американо-китайских отношений первой половины 60-х гг. как части противостояния социалистической и капиталистической систем была поддержка Мао Цзэдуном негритянского движения в США. Мао Цзэдуном была разработана целая теория, получившая название «Теория трех миров». Согласно данной теории, первый мир – это две сверхдержавы – социалистический Советский Союз и капиталистическая Америка. «Промежуточные силы, например, Япония, Европа и Канада, принадлежат к второму миру. Мы же с вами относимся к третьему миру». «В третьем мире многочисленное население. Азия, за исключением Японии, принадлежит к третьему миру. Вся Африка относится к третьему миру, к третьему миру относится и Латинская Америка» [5]. Кроме того, особенно подчеркивается, что и США, и недавний союзник СССР – всего лишь международные эксплуататоры, угнетатели и «общие враги всего мира». Мао проводит параллель между народом правильной социалистической страны – КНР – и угнетенными нациями третьего мира. Китай видел проблему расовой сегрегации как проявление империалистических настроений капиталистической Америки. Так, в августе 1963 года в Пекине прошел марш в поддержку американских негров. Данные заявления способствовали налаживанию отношений КНР и стран «третьего мира», поскольку Китаю нужны были союзники. К середине 60-х годов начинаются противоречия между соцстранами в лице Китая и СССР, однако у Китая еще не начались полноценные дипломатические отношения с США. Поэтому Мао сделал ставку на азиатские страны, Латинскую Америку и Африку. Некоторые ученые-политологи видят в этом стремление Китая стать сверхдержавой и расширить свое влияние на указанные территории.

Таким образом, к началу 60-х гг. XX века ни США, ни КНР не были готовы к полноценному международному сотрудничеству. Китай продолжал проводить социалистический курс, наращивая ядерный потенциал. Америка, в свою очередь, пыталась изменить старую установку, однако по-прежнему видела в лице Пекина угрозу капиталистическому строю.

Литература:

  1. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии. 1945-1995. - М.: Конверт - МОНФ, 1997. - С. 352.
  2. Воронцов В.Б. Китай и США в 60-70-е годы. - М.: Наука, 1979. – С. 177.
  3. Киссинджер Г. О Китае. - М.: АСТ, 2014. - С. 635.
  4. Ледовский А. М. СССР, США и китайская революция глазами очевидца 1946—1949. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. - С. 67.
  5. Практикум по новейшей истории стран Азии и Африки (вторая половина ХХ века) // под ред. О.В. Яблонской. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. – 335 с.
Основные термины (генерируются автоматически): 60-х гг, XX века, половине 60-х гг, ядерного оружия, 60-х годов, половины 60-х гг, начале 60-х годов, отношения КНР, налаживанию отношений КНР, годов позиция КНР, запрещении ядерных, представителя правительства КНР, политику КНР, дипломатическая линия КНР, лидер КНР, социалистические страны, территориальные притязания КНР, Мао Цзэдуна, третьему миру, запрещении ядерных испытаний.

Ключевые слова

США, Китай, Мао Цзэдун, международная политика, Кеннеди, Тайвань

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос