В статье дана характеристика системе бюджетно-налоговой безопасности; определены сферы (блоки) индикативной системы и пороговые значения индикаторов.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая безопасности, экономико-статистическое исследование, индикаторы.
The article describes the characteristics of the system of fiscal security; the spheres (blocks) of the indicative system and the threshold values of the indicators were determined.
Keywords: fiscal security, economic and statistical research, indicators.
Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности региона — это применение методики оценки бюджетно-налоговой безопасности региона, которая дает возможность изучать региональные бюджеты по различным направлениям.
Первый этап оценки бюджетно-налоговой безопасности региона — системный анализ бюджетно-налогового потенциала, который необходимо производить в определенной последовательности:
1) ретроспективная и перспективная оценка источников бюджетно-налогового потенциала региона, при этом формируются рекомендуемые значения индикаторов, которые характеризуют региональное финансовое развитие (информационный блок).
2) оценка элементов бюджетно-налогового потенциала региона и выявление их взаимодействия (аналитический блок).
3) проведение системного расчета бюджетно-налогового потенциала региона, определение пороговых значений его индикаторов.
4) осуществление типологии регионов в соответствии с уровнем их бюджетно-налогового потенциала, а также выявление проблемных зон, которые связаны с бюджетно-налоговой безопасностью региона.
5) корректировка бюджетно-налоговой политики региона и разработка мероприятий по устранению рисков в бюджетно-налоговой безопасности региона.
6) прогнозирование показателей бюджетно-налогового потенциала региона с учетом установленных особенностей и проведенными корректировками региональной финансовой политики [3, с. 56].
Методические основы оценки уровня бюджетно-налоговой безопасности региона напрямую связаны с определением и сущностными характеристиками бюджетно-налоговой безопасности.
Бюджетно-налоговую безопасность региона необходимо оценивать по следующим направлениям:
1) устойчивость, сбалансированность;
2) самостоятельность, обеспеченность, стабильность;
3) экономический рост;
4) качество финансового менеджмента;
5) социально-экономические потребности;
6) региональное управление;
7) соблюдение требований законодательства [2, с. 23].
Данная система содержит ряд индикаторов, каждому из них присваиваются количественные балльные значения (от 1 до 4), характерные для четырёх опредёленных состояний бюджетно-налоговой безопасности: 4 — абсолютная безопасность; 3 — относительная безопасность; 2 — относительная опасность; 1 — повышенная (критическая) опасность [6, с. 45].
Для индикаторов бюджетно-налоговой безопасности регионов, а также для интегральной её оценки определены поровые значения, приближение к которым свидетельствует об определённом бюджетно-финансовой состоянии региона.
Расчет балльных оценок по каждому направлению оценки бюджетно-налоговой безопасности региона производится путем суммирования балльных оценок отдельных индикаторов направления оценки [4, с. 87].
Следует отметить, что индикаторы оценки бюджетно-налоговой безопасности региона по направлению «Соблюдение требований бюджетного законодательства» отражают соблюдение требований и ограничений, которые установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — БК РФ). В случае если у определённого региона в отчетном году зафиксированы нарушения требований и ограничений бюджетно-налогового законодательства, итоговая бальная оценка региона уменьшается на на 3 балла за каждый случай такого нарушения [1, с. 21].
Для оценки состояния бюджетно-налоговой безопасности региона необходимо определить совокупный нормированный коэффициент эффективности управления капиталом региона и сравнить его с нормативным (пороговым) значением. Данная оценка позволить отнести регион к определенной группе регионов с высокой, удовлетворительной, низкой и критической бюджетной безопасностью [9, с. 36].
Бюджетно-безопасный регион — это регион, у которого значение коэффициента эффективности управления капиталом больше (или равно) значения нормативного совокупного коэффициента эффективности управления капиталом для группы регионов, которые имеют бюджетно-безопасное состояние.
Идеальное значение данного соотношения фактических и нормативного коэффициента эффективности управления капиталом равно 0.
Следует отметить, что фактические показатели обычно ниже нормативного значения коэффициента, и чем больше между ними разница, тем меньше числовое значение показателя бюджетно-налоговой безопасности, который находится в интервале от 0 до 100 %. Этот метод дает возможность оценивать результаты деятельности регионов, а также тенденции и процессы развития бюджетной системы региона и страны в целом.
Таким образом, функционирование региональных бюджетно-налоговых систем требует тщательного анализа и исследования. Оценки бюджетно-налоговой безопасности региона должны служить основой для разработки управленческих решений в бюджетной сфере в целях повышения уровня бюджетно-налоговой безопасности региона.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства. — 1998. — № 31. — ст. 13, ст. 92.1, ст. 111, ст. 197.
- Боровикова Е. В. Теоретико-методологические положения по организации бюджетного менеджмента // Финансы и кредит. — 2019. — № 11 (215). — С. 38–42.
- Литвинцева Т. В. Направления изменений российской налоговой системы с учетом социальной направленности / Т. В. Литвинцева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — № 32. — С. 78–85.
- Сташ, З. Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства / З. Н. Сташ // Научные труды КубГТУ, № 6–2018 г.- С. 1–3
- Дубров А. М., Мхитарян В. С., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы и основы эконометрики. / Учебное пособие./ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 2019г. — 79 с.
- Изотова Г. С. Методы обеспечения безопасности бюджетной системы региона: Дисканд. экон. наук: 08.00.10: СПб., 2019 186 c. РГБ ОД, 61:05–8/1392.
- Крохина, Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 5-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 328 с.
- Лыщикова Ю. В. Финансовый потенциал территории в контексте капитализации региональной экономики // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: Материалы II международной научно-практической конференции. Белгород. 2019. С. 63–67.
- Султанов, Г. С. Приоритетные направления бюджетно-налоговой политики / Г. С. Султанов // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. — № 3. — С. 111–112.