Главная потребность жизни людей, общества или государства — это потребность в безопасности, то есть потребность в защите от внешних и внутренних угроз. Важнейшим элементом национальной безопасности государства является экономическая безопасность, функционирование которой невозможно без корректной налоговой политики.
Целью данной работы является определение места и роли налоговой политики государства в обеспечении экономической безопасности региона.
Задачи исследования:
– изучить структуру экономической безопасности государства;
– определить место и роль налоговой политики в системе экономической безопасности;
– выделить угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы региона.
Экономическая безопасность — защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения [1].
Структура системы экономической безопасности представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура системы экономической безопасности
Важнейший структурный элемент экономической безопасности — финансовая безопасность, в рамках которой безопасность бюджетно-налоговой системы является одной из самых уязвимых сфер.
Рассмотрим налоги и налоговую политику в разрезе 3 ключевых аспектов, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Основные подходы в рассмотрении налогов и налоговой политики в аспекте обеспечения экономической безопасности
Ключевой задачей государства в бюджетно-налоговой сфере является реализация фискальной политики, поскольку сбор и перераспределение налогов — важнейший элемент в формировании бюджета как государства, так и региона (например, в 2019 году налоговые доходы Красноярского края составили 89 % в структуре бюджета региона [2]). Рассмотрим количество налоговых доходов в бюджете Красноярского края на рисунке 3 [3,4].
Рис. 3. Налоговые доходы в структуре бюджета Красноярского края, млрд руб.
На основании данных, представленных на рисунке 3, можно сделать вывод, что налоговые доходы Красноярского края — важнейший элемент его экономической деятельности. Доля налоговых доходов в 2015 году составила 82,5 % от бюджета региона, а в 2019 году рекордные 89 %. Это свидетельствует о том, что регион в значительной мере может обеспечивать себя самостоятельно, не рассчитывая на такие финансовые инструменты, как дотации, субсидии, субвенции и прочее.
Несмотря на эффективную работу налоговой системы региона, существуют угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы:
– несоответствие фактического уровня сбора налогов с их плановыми показателями (например, в 2018 году налоговая задолженность по Красноярскому края составила 14,1 млрд руб.);
– отсутствие стабильного экономического роста в реальном секторе экономики;
– низкий уровень налоговой культуры населения.
Таким образом, рациональное построение налоговой системы, а также ее оптимизация в новых экономических реалиях, позволит нейтрализовать угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы, что в свою очередь укрепит экономическую безопасность как субъекта РФ, так и государства в целом.
Литература:
- Булатов, А. С. Национальная экономика — Экономика России. М.: ИНФРА-М, 2012. 304 с.
- Путеводитель по бюджету Красноярского края-2019 [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.krskstate.ru/dat/File/10/Putevoditel %202019.pdf.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru.
- Федеральная Налоговая Служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn24/.