В статье изучены методики оценки уровни бюджетно-налоговой безопасности региона, систематизированы методические подходы к формированию индикативной системы оценки бюджетно-налоговой безопасности региона и разработан алгоритм её оценки.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая безопасность, бюджетно-налоговый потенциал, индикаторы.
The article examines the methods of assessing the level of budget and tax security of the region, systematizes methodological approaches to the formation of an indicative system for assessing the budget and tax security of the region and develops an algorithm for its assessment.
Keywords: fiscal security, fiscal potential, indicators.
Мониторинг экономических показателей, отражающих теоретическую и практическую сущность бюджетно-налоговой безопасности, является основой моделирования и прогнозирования бюджетно-налоговой безопасности регионов страны.
Для оценки бюджетно-налоговой безопасности регионов целесообразно использовать систему статистических показателей. Следует отметить, что система бюджетно-налоговой безопасности имеет двойственный характер. Во-первых, её можно охарактеризовать как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз за счет достаточного количества бюджетно-налоговых ресурсов. Во-вторых, угроза бюджетно-налоговой безопасности регионов возникает при неэффективности внутреннего управленческого воздействия, которое можно оценить при помощи качественных характеристик использования бюджетно-налоговых ресурсов — индикаторов бюджетно-налоговой безопасности региона [1, 6].
Следует отметить, что бюджетно-налоговая безопасность региона — это динамичное развитие бюджетной системы за счет поступления бюджетно-налоговых ресурсов. Важнейшей характеристикой достаточного уровня бюджетно-налоговой безопасности региона выступает бюджетно-налоговый потенциал [2,8, 13].
Бюджетно-налоговый потенциал региона представляет собой комплекс экономических показателей, которые позволяют сформировать оптимальный уровень доходов, которые покрывают расходы региона, а также способны обеспечивать их целевое использование.
В настоящее время отсутствуют методики, позволяющие определить текущий уровень бюджетно-налоговой безопасности региона и спрогнозировать тенденции ее изменения в будущем, а также определить возможные риски и угрозы бюджетно-налоговой безопасности региона. Поэтому целесообразно установить показатели, которые достаточно полно отражают состояние бюджетно-налоговой безопасности каждого региона, и предоставляют возможности для его сравнения с другими субъектами РФ.
Для оценки бюджетно-налоговой безопасности региона применяются следующие финансовые коэффициенты:
– коэффициент бюджетной обеспеченности населения;
– коэффициент автономности;
– коэффициент дотационности;
– коэффициент бюджетной результативности;
– коэффициент покрытия расходов [3, 7].
Следует отметить, что выбор индикаторов, объективно и точно отражающих положение региональных бюджетов, осуществляется на основе исследования достаточного объема эмпирического материала (таблица 1).
Таблица 1
Индикаторы состояния бюджетов регионов
Обозначение |
Индикатор |
Экономическая интерпретация индикатора |
Z 1 |
Доля исключительно собственных доходов в совокупных доходах, % |
Показывает уровень налоговых доходов от региональных налогов и сборов и неналоговых доходов |
Z 2 |
Доля собственных доходов в совокупных доходах, % |
Показывает уровень собственных доходов, включая отчисления от федеральных налогов и сборов по ставкам, установленным для зачисления в региональные и местные бюджеты, региональные налоги и сборы и неналоговые доходы |
Z 3 |
Бюджетная результативность по доходам, руб. |
Показывает, сколько рублей приходится на каждого жителя региона |
Z 4 |
Сбалансированность бюджета, % |
Свидетельствует о том, в какой степени бюджетные расходы покрываются доходами |
Z 5 |
Обеспечение расходов по социальным статьям собственными доходами |
Показывает, сколько рублей собственных доходов приходится на 1 руб. расходов местного бюджета по социальным статьям расходов |
Для анализа влияния налоговых поступлений на бюджетно-налоговую безопасность региона, экономику в целом и на отдельные хозяйствующие субъекты применяется показатель налоговой нагрузки. На сегодняшний день установлено, что при увеличении налоговой нагрузки на физических и юридических лиц эффективность налоговой системы региона сначала повышается, а затем начинает резко снижаться. Такую же динамику можно проследить на уровне бюджетно-налоговой безопасности региона. В связи с этим, уровень налоговой нагрузки — это индикатор бюджетно-налоговой безопасности, что в свою очередь означает обеспечение финансовыми ресурсами потребностей государства [4, 10,12].
Для проведения экономического мониторинга бюджетно-налоговой безопасности регионов следует применять все представленные индикаторы оценки. Именно использование метода системной оценки позволяет учесть все особенности бюджетно-налоговой безопасности регионов, процесс ее дифференциации и факторные связи. Значимость экономико-статистического исследование бюджетно-налоговой безопасности регионов обусловлена потребностями создания эффективно действующей и научно-обоснованной системы управления регионами в целях повышения благосостояния населения [5, 9,11].
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства. — 1998. — № 31. — ст. 13, ст. 92.1, ст. 111, ст. 197.
- Боровикова Е. В. Теоретико-методологические положения по организации бюджетного менеджмента // Финансы и кредит. — 2019. — № 11 (215). — С. 38–42.
- Гриб С. Н. Оценка бюджетной безопасности Красноярского края ‒ есть ли внутренние резервы? // Финансы и кредит. — 2019. — № 17 (215). — С. 23–41.
- Маргасов Д. В. Метод оценки бюджетной безопасности субъектов РФ и муниципальных образований на основе определения коэффициента эффективности управления капиталом // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203).
- Дубров А. М., Мхитарян В. С., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы и основы эконометрики. / Учебное пособие./ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 2019г. — 79 с.
- Изотова Г. С. Методы обеспечения безопасности бюджетной системы региона: Дисканд. экон. наук: 08.00.10: СПб., 2019 186 c. РГБ ОД, 61:05–8/1392.
- Лыщикова Ю. В. Финансовый потенциал территории в контексте капитализации региональной экономики // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: Материалы II международной научно-практической конференции. Белгород. 2019. С. 63–67.
- Лищикова Ю. В., Никулина Ю. В., Орлова А. В., Чистникова И. В. Оценка капитализации как инструмент управления экономическим развитием региона // Средиземноморский журнал социальных наук. 2017. Т. 6. № 3. С. 93–98.
- Никулина Е. В. Интегральная оценка развития социально- экономических систем региона // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: материалы III междунар. науч.-практ. конф., (г. Белгород, 25 ноября 2014 г.): под науч. ред. доц. Е. В. Никулиной: в 2 ч. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015 Ч. 1. — С. 11–20.
- Никулина Е. В. Исследование показателей бюджетно-налоговой безопасности региона // Финансы и кредит. — 2018. — № 32 (608). — С. 14–17.