В статье рассматривается анализ экономической безопасности региона, выявлены критерии диагностики и анализа экономической безопасности региона.
Ключевые слова: экономика, экономическая безопасность, регион, анализ экономической безопасности, безопасность региона.
Главным условием развития любого уровня социально-экономической системы в рамках территории является именно экономическая безопасность региона. Это проявляется в процессе обеспечения устойчивости этой системы в рамках конкретных индикаторов экономической безопасности. Исходя из этого систему экономической безопасности можно интегрировать в систему управления регионом и выполнять в ней информационно-аналитическую функцию [1]. как следствие экономический анализ и диагностику считают эффективными методами управления.
В процессе управления регионом при диагностике и анализе экономической безопасности необходима оценка уровня достижения предполагаемых социально-экономических целей и задач, а также уровня соответствия фактических значений показателей с пороговыми значениями. Для установления соответствия фактические показатели на отчетный период сопоставляются с пороговыми индикаторами и выявляются отклонения.
Исследования Всемирного экономического форума показали, что на национальном уровне основными показателями являются:
– годовой уровень инфляции;
– уровень безработицы;
– уровень дефицита федерального бюджета;
– уровень внешнего долга страны;
– уровень налоговой нагрузки на экономику и другие индикаторы.
Впервые экономическая безопасность как сложная структура индикаторов и пороговых значений была представлена В. К. Сенчаговым, предложившим свой подход к обоснованию пороговых значений экономической безопасности [2].
По мнению В. К. Сенчагова, на региональном уровне возможно использование тех же пороговых значений, что и на общегосударственном уровне, так как ограничение проявляется только в качественном состоянии системы в целом, а не какой-либо конкретной системы. На этой основе создана структура качественных и количественных параметров оценки уровня экономической безопасности региона, представленная в таблице 1.
Из таблицы видно, что показатель степени износа основных фондов в экономике региона составляет 43 %. По данным ООН пороговое значение данного показателя составляет 40 % и превышение этого показателя несет такие последствия, как угроза возникновения сбоев в работе оборудования и аварий, но по России коэффициент износа основных фондов за последние несколько лет составил 46,1 %. Следовательно, в таблице представлен средний показатель между 40 % и 46,1 %.
С уровнем инновационной активности поступили также. Взято среднее значение между российскими показателями за последние годы и показателями некоторых зарубежных государств, в итоге ученые сошлись на значении в 25 %.
Если показатели развития региона будут превышать значения, представленные в таблице, то образуется вероятность потери способности к устойчивому развитию и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке.
В процессе регионального управления развития экономической безопасности главную роль играет стратегическое планирование, так как все принятые управленческие решения имеют воздействие на благополучие региона, развитие промышленности, торговли, бизнеса и т. д.
Главной задачей обеспечения экономической безопасности в наше время является повышение эффективности проводимой социально-экономической политики [3].
Бочко В. С. В своих трудах говорит, что в Современной России, на основе конституционных норм, региональная безопасность предполагает защиту экономических интересов региона, создание условий для эффективного, гармоничного и социально направленного развития региона [4]. Обратно противоположно тому, как уровень экономической безопасности государства зависит от безопасности его регионов, так и экономическая безопасность регионов находится в прямой зависимости от уровня устойчивости хозяйствования всех субъектов региональной экономики. Следовательно, все территории, по мере способностей необходимо обеспечивать надежностью функционирования всех субсистем экономики.
Шансы на такую обеспеченность дает ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», где впервые за долгое время определены общие требования к структуре стратегического планирования социально-экономического развития территорий на всех уровнях управления [5].
В этом документе определенна система планирования, которая максимально подстроена под сложившиеся объективные условия, а также составлена структура и взаимосвязь документов стратегического планирования.
Таким образом, в государстве и во всех его регионах созданы условия для наиболее действенного контроля развития субъектов Российской Федерации и муниципалитетов и обеспечения экономической безопасности.
Литература:
- Феофилова, Т. Ю. Модель управления экономической безопасностью региона / Т. Ю. Феофилова. — Вып. 6. — Москва: Науковедение, 2016. — 240 c. — Текст: непосредственный.
- Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов / В. В. Криворотов, А. В. Калина, Н. Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 351 c.
- Окрепилов В. В. Роль экономики качества в стратегическом планировании. URL: http://2014.forumstrategov.ru/upload/documents/0krepilov.pdf.
- Бочко В. С. Жизнестойкость территории: содержание и пути укрепления // Экономика региона. 2013. № 3. С. 26–37.
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»