Налоговое администрирование в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Месхия, Д. О. Налоговое администрирование в Российской Федерации / Д. О. Месхия. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80551/ (дата обращения: 25.01.2022).



В данной статье проведен анализ понятия «налоговое администрирование» с точки зрения различных авторов, рассмотрены: методы, система, цель и признаки администрирования налогов, приведены показатели налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ и рассмотрена их динамика, проанализированы изменения в налоговой политике, законодательстве, налоговых органах, рассмотрена роль ФНС России в налоговой системе.

Ключевые слова : налогообложение, налоговое администрирование, налоговые органы, бюджет, исполнительная власть, налоговые поступления.

В последние годы понятие «администрирование» прочно вошло в оборот. «Administration» с латинского обозначает управление и руководство.

Единый подход к определению налогового администрирования отсутствует. Под администрированием налогов понимают деятельность налоговых органов, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, и иную деятельность, относящуюся к налоговой системе [3].

Иванов А. В. характеризует налоговое администрирование как систему мероприятий, которая направлена на оптимизацию налоговых доходов консолидированного бюджета РФ и осуществляется Правительством РФ и иными органами исполнительной власти. Система администрирования налогов включает в себя:

— планирование объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

— разработку и осуществление федеральных программ налоговой и финансовой политики РФ;

— выработку проектов федеральных законов о налогообложении в рамках законодательной инициативы Правительства РФ;

— контроль поступлений налогов на бюджетные счета, взыскание недоимки, привлечение к ответственности за нарушения налогового законодательства [6].

В «Большом толковом словаре налоговых терминов и норм» налоговое администрирование определено:

— как общая система управления процессом налогообложения (в широком смысле);

— как управление деятельности налоговых служб по контролю и сбору налогов (в узком смысле) [3].

Орлов М. Ю. считает неправильным относить к данному понятию отношения по установлению и введению налогов, и отношения, которые возникают в процессе взимания налогов и сборов, т. к. такие отношения реализуются не в силу наличия административных полномочий, а наличия независимых прав государства как публичного субъекта. Он объясняет налоговое администрирование, как «деятельность уполномоченных органов по осуществлению функций налогового контроля и привлечению к ответственности виновных в налоговых правонарушениях» [7].

Лобанов А. В. и Дадашев А. З., в отличии от вышеуказанных специалистов, считают, что под налоговым администрированием необходимо понимать организационно-управленческую систему по реализации налоговых отношений, включающую в себя совокупность методов и форм для обеспечения поступлений налогов и сборов в бюджеты РФ. Данные авторы выделяют основные методы налогового администрирования:

— планирование;

— регулирование;

— контроль.

Каждый из данных методов обладает своими формами реализации, которые призваны обеспечивать решение задач налогового обложения. Следовательно, цель налогового администрирования состоит в обеспечении плановых налоговых поступлений в бюджетную систему, при оптимальном сочетании методов налогового планирования, регулирования, контроля [4].

Впервые в нормативно-правовых актах термин «налоговое администрирование» был использован в Федеральном законе от 27.07.2006г. № 137-ФЗ, который приняли для совершенствования налогового администрирования. Далее были приняты изменения в законодательстве, направленные на урегулирование задолженностей по уплатам налогов, сборов, штрафов, пеней и других вопросов налогообложения. Нормативные акты были нацелены на совершенствование администрирования налогов, к которым можно отнести вопросы упорядочения налогового контроля, проектов, документооборота в налоговой сфере, улучшения условий по исполнению обязательств плательщиков по уплате налогов [2].

На основе анализа вышеуказанных мнений об администрировании налогообложения, и нормативно правовых актах можно сказать, что к основным признакам администрирования относятся:

— Оно является управленческой деятельностью уполномоченных органов государства;

— Имеет в себе совокупность определенных приемов, методов, норм, и средств;

— Направлено на выявление и контроль налоговых нарушений.

Управление налоговыми отношениями осуществляются: ФНС России, Министерством финансов России, ФТС России и органами внутренних дел.

Ключевую роль в осуществлении администрирования налогов играет ФНС России. К ее основным задачам относятся: обеспечение соблюдения налогового законодательства; сокращение нагрузки, упрощение процедур развития диалога с бизнесом и обществом; улучшение условий для комфортного исполнения обязательств налогоплательщиками; оптимизация деятельности налоговых служб с рациональными затратами на ее осуществление.

В этом году налоговой службе Российской Федерации исполнилось 30 лет. В 1990г. была образована Государственная налоговая служба, которая позже превратилась в Министерство РФ по налогам и сборам, а еще позже, в 2005г. стала Федеральной налоговой службой России. В настоящее время граждане осознают, что эффективная налоговая система всегда отвечает интересам страны. Для рациональности системы и применяется налоговое администрирование, оказывающее значительное влияние на экономику России. От объема поступлений в консолидированный бюджет зависят: успешное развитие государства, величина заработной платы работников бюджетных организаций, социальные пособия и другие блага.

ФНС способствует: сознательному поведению налогоплательщиков с добровольным отказом от участия в сомнительных схемах; уточнению налоговых обязательств с доплатой налогов в бюджет, тех, кто отказывается от уточнений, ожидают глубокие проверки и контроль. ФНС признает данную меру эффективной, простым и не затратным способом пополнения бюджета. Массовое контрольное и предупредительное воздействие показывает потрясающий эффект. Чтобы избежать налоговые проверки и долгие судебные разбирательства организации соглашаются на доплату налогов, даже в случае неоднозначности ошибок или неочевидных нарушений. Возможно, суммы «добровольных» доплат к скорому времени догонят суммы начислений по результатам проверок.

Налоговые поступления имеют ключевые значение в составе доходов бюджетов всех уровней РФ.

С каждым годом, уверенно растут налоговые поступления в бюджеты РФ за счет увеличения некоторых ставок по налогам, изменения правил применения налоговых режимов, а также благодаря новым цифровым возможностям, регулированию и борьбы с теневыми зонами, и различным инструментам правовой политики.

Таблица 1

Величина поступлений в федеральный бюджет по видам доходов 2017–2019гг. [1].

Вид доходов

Сумма дохода бюджета, млрд. руб. (%)

Отклонение

2017

2018

2019

2019–2017

Налоговые

11 071,29 (73,37)

14 172,71 (72,85)

15 167,91 (75,13)

4 069,62 (1,76)

Неналоговые

3 976,14 (26,35)

5 228,30 (26,87)

4 947,73 (24,51)

971,59

(-1,84)

Налоговые доходы составляют более половины поступлений на протяжении всего периода. Увеличивается и сумма поступлений и их доля в общем объеме поступлений. За период налоговые поступления в федеральный бюджет РФ увеличились на 134 млрд. руб., доля увеличилась на 3,23 %.

В составе налоговых поступлений значительную долю составляют — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и составляют 37,8 %.

Изменение размера налоговых поступлений в федеральном бюджете РФ представлено в (табл. 2).

Таблица 2

Динамика налоговых доходов федерального бюджета РФ 2015–2019 гг. [1].

Дата

Сумма налогового дохода бюджета, млрд. руб.

Доля налогового дохода бюджета, в составе общего бюджета РФ, %

2015

8 590,56

62,89

2016

8 734,20

64,89

2017

11 071,29

73,37

2018

14 172,71

72,85

2019

15 167,91

75,13

Отклонение

6 577,35

12,24

Темп роста %

176,56

119,46

Согласно данным таблицы 2, можно проследить положительную динамику доходов за данный период, что говорит об эффективном налоговом администрировании в нашей стране. С 2015 года сумма налоговых поступлений в федеральном бюджете возросла на 6 577,35 млрд. руб., темп роста составил 176,56 %. Увеличение доли налогового дохода федерального бюджета в составе общего федерального бюджета за 5 лет составляет 12,24 %.

Повышению эффективности налогового администрирования способствует качественная система отбора плательщиков налогов для проведения контрольно-аналитических мероприятий, которая позволяет выбирать лучшие направления использования ресурсного потенциала территории и органов налоговых органов, повышать действенность проверок в условиях минимизации расходов и показателей результативности налоговых инспекторов для рационального распределения нагрузки при планировании мероприятий налогового контроля. Также, развитие информационных технологий, которые используются в аналитической и контрольной работе, положительно влияют на результативность налогового администрирования [5].

С 2020 года внесены серьезные изменения в Налоговом Кодексе РФ: ставки НДФЛ для нерезидентов РФ прировняли к 13 % вместо 30; введены переходные налоговые режимы для налогоплательщиков применяющих УСН; появилось обязательство платить налог не только на имущество с недвижимости которая включена в специальный региональный перечень, но и с любой недвижимости, у которой есть кадастровая стоимость; изменились сроки уплаты земельного и транспортного налогов; в 2021 году отменили Единый налог на вмененный доход для бизнеса.

Эти и другие изменения в налоговом законодательстве признаны не только повысить благосостояние бюджета страны путем сборов налогов, и покрыть государственный долг, но и распределить суммы налоговых платежей между физическими и юридическими лицами, экономическими отраслями, территориальными образованиями, и государством, а также урегулировать доходы различных групп населения страны, которое осуществляется через систему льгот и комплекс налоговых сборов и платежей.

Таким образом, налоговое администрирование необходимо для понимания целей налоговой политики России, а также изменений, происходящих в налоговом законодательстве. Оно способно решать важнейшие экономические задачи, которые необходимы для полноценного функционирования нашей страны.

Литература:

1 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Исполнение бюджета по налоговым доходам [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://budget.gov.ru.

2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

3 Бахрах Д. Н. Административное право России. М. 2010. С. 6.

4 Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2017. С. 4.

5 Джамурзаев Ю. Д. Концепция формирования эффективного налогового администрирования в национальной налоговой системе: автореф. дис. д-ра экон. наук. Орел, 2017.

6 Иванов А. В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации. Н. Новгород, 2014. С. 72–80.

7 Орлов М. Ю. Совершенствование налогового администрирования С. 12–13.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговое законодательство, федеральный бюджет РФ, налоговый контроль, поступление, уплата налогов, федеральный бюджет, исполнительная власть, налоговая система, налоговый доход бюджета.


Задать вопрос