Особенности воспитания детей в сибирской русской семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Никифорова, Е. Д. Особенности воспитания детей в сибирской русской семье / Е. Д. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80443/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлены результаты исследования, насколько современные родители в русских семьях Хакасии компетентны в области традиционного воспитания детей. Проверялась гипотеза о сохранении православных традиций в современной семье при помощи анкетирования, беседы с родителями, сделаны выводы о частичной их сохранности.

Ключевые слова: сибирская русская семья, православные традиции воспитания.

В связи с кризисом современной семьи, проявляющимся, прежде всего, в потере традиционных духовных начал семейной жизни, все чаще мы стали возвращаться к своим традициям как в общих рамках сохранения и развития культуры, так и в рамках семейного воспитания. Аналитический обзор научных историко-педагогических трудов показал, что во многих педагогических работах о православном учении содержатся различные традиции семейного воспитания, не совпадающие с ценностями современной семьи. Это заставляет исследователей современной семьи тщательно изучать педагогическую практику в регионах, отдельных воспитательных системах/

Сегодня имеется значительное число работ, освещающих положение русской семьи до второй половины XIX в. и в период второй половины XIX — начала XX вв. Исследованием семейных традиций народов и воспитания в семье занимались Г. Н. Волков, Л. О. Володина, В. М. Григорьев, В. С. Кукушин, Д. И. Латышина, В. А. Неволина, И. И. Шангина и другие [1, 2, 3]. Однако комплексных работ, посвященных традициям воспитания детей в русской семье на территории Сибири, явно недостаточно. Среди имеющихся исследований следует назвать труды педагогов кафедры педагогики во главе М. И. Шиловой Красноярского педуниверситета им. В. П. Астафьева. В трехтомной монографии «Сибирский характер как ценность» (Красноярск, 2006–2009) авторы осветили историко-педагогический, философский аспекты становления сибирских субэтносов; показали истоки ценностных ориентаций молодежи, обусловленных спецификой социально-экономических, историко-культурных факторов, определивших развитие огромного сибирского региона с разнообразным типов культур [2].

Система обычаев и традиций любого народа — это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через систему традиций каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, сохраняя самое важное и ценное. Традиции — это социальное и культурное наследие, воспроизводящееся и сохраняющееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Согласно нашей гипотезе следовало выявить, сохранились или нет православные традиции воспитания детей в русской сибирской семье, проживающих в с. Усть-Бюр Республики Хакасия. Всего обследовано 34 родителя, представителей 19 семей.

Для изучения традиций в современной сибирской семье мы использовали методы беседы и анкетирование родителей. Вопросы анкеты включали вопросы о необходимости традиций, разнообразие традиций, а также методы приобщения детей к семейным традициям и т. п.

За основу анализа результатов исследования взяты критерии оценки личностных параметров по О. В. Фроловой (2002 г.): когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Показателями проявления когнитивного компонента выступают знания о традициях русского народа и проявление устойчивого интереса к ним, а также положительного эмоционального отношения к ним. Поведенческий компонент наиболее ярко проявляется в принятии семьей народных праздничных и других традиций, активное участие в общественных празднично-обрядовых событиях, а также соблюдение традиций и обычаев в повседневной жизни, приучение детей к ним в быту.

Количественные результаты анкетирования родителей семей обобщены и представлены в нижеследующей таблице.

Таблица

Результаты анкетирования знаний родителей о традициях русского народа (когнитивный компонент)

Вопрос/ уровень знаний

Высокий

Средний

Низкий

Поддерживается ли интерес в Вашей семье к историческому прошлому своей Родины?

да, обязательно

возможно, если они сами собой сложились

нет, это пережитки прошлого

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

12

35 %

15

44 %

7

21 %

Рассказываете ли Вы детям о традициях своей семьи и предков?

Да

Редко

Не рассказываю

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

13

38 %

17

50 %

4

12 %

Достаточно ли у вас сведений о народных традициях в русских семьях?

Да

Не совсем

Нет

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

16

47 %

14

41 %

4

12 %

Итого

41

40

46

45

15

15

Как видно, в данной группе опрошенных преобладает средний уровень (45 %) знаний о народных традициях, они показали общие представления без глубокого знания традиций, но выразили к ним интерес и желание изучать в целом народную культуру и народное творчество родного края в рамках семьи. С высоким уровнем знаний выявлено 40 % исследуемых родителей, у которых проявились хорошие знания традиций и культуры своего народа, устойчивый интерес к истории и культуре народов родного края. Низкий уровень знаний выявлен у 15 % родителей, не показавших заинтересованности в теме.

Что касается эмоционально-ценностного компонента, полученные данные также условно оценены по тем же уровням. Итак, устойчивое положительное эмоциональное отношение к русским национальным традициям показали 41 % респондентов, для них характерны чувство гордости за народ, высказывания о том, что «свое родное всегда ближе». У 44 % родителей выявлен высокий уровень эмоционального восприятия народных культурных традиций, православных праздников, ассоциируемых с днями почитания предков, уважения истории и народной памяти. Отмечаются красочность и необычность празднования Крещения, Пасхи, Троицы, традиций, сплачивающих семью и объединяющих односельчан. У 15 % представителей семей не обнаружено явного проявления эмоционального интереса к национальным традициям. Не указаны семейные традиции.

Оценка поведенческого компонента личности осуществлялась с учетом материалов беседы, когда родители проявляли активность и рассказывали о семейных традициях, связанных с трудом, отдыхом и посещением культурно-досуговых мест. Отметим, что в целом преобладают количественные показатели опрошенных с высоким (40 %) и средним (41 %) уровнями действия, характеризуемые тем, что члены семьи активно участвуют в народных праздниках села и района. Они с детьми поддерживают работников сельского Дома культуры при проведении конкурсных проектов на лучший национальный костюм, национальную кухню, спортивную семью и т. д. Указывали, что большинство народных праздников и мероприятий отмечается в семье. Часть семей посещает народные праздники в роли зрителей, а семейные традиции имеют неправославную направленность. 19 % семей условно отнесены к семьям с низкой приверженностью к национальным традициям, поскольку указали в ответах, что традиций не имеют или «редко и неохотно посещают всеобщие праздники», дома у себя обычно не придерживаются традиций.

Результаты анкетирования показали, что, несмотря на трудности советского времени для религиозно-православной семьи, часть семей все-таки сохранила некоторые православные традиции, хотя и в деформированном виде. Например, празднование таких событий, как «Рождество», «Масленица», «Пасха»; приготовление определенных ритуальных блюд (блины, кутья, крашение яиц и др.); крещение детей, почитание старших родственников; проведение колядок, различные свадебные обряды (сватовство, выкуп, игровое похищение невесты, обсыпание молодых рисом или пшеном), обряды погребения и т. д. Потомственные сибирские русские крестьяне воспитывают детей в более свободном общении, взаимопомощи в труде и одновременно в постоянной взаимосвязи с окружающей природой, раньше воспитывали в строгом почитании природных объектов. Частично переняв от сибирских аборигенов языческие обычаи поклонения силам природы, старшие и опытные охотники, рыболовы формировали у детей физическую выносливость, закалку, трудолюбие, терпеливость и внимание к человеку. При этом различия в традициях воспитания детей были обусловлены еще и географическим местом проживания семьи: таежная, лесостепная или степная зона.

Итогом исследовательской работы являются выводы о том, что сохранившиеся в семьях с. Усть-Бюрь знания о православных традициях нестабильны и неглубоки. В семейном воспитании важно помнить, что семья с твердыми традиционными устоями и верой обычно благополучна, устойчива к жизненным испытаниям. В такой семье присутствуют доброта, красота отношений, твердость в убеждениях, трудолюбие и уважение к окружающим. Однако право выбора религиозных предпочтений и их соблюдение в семье — это личное дело каждого взрослого члена общества.

Литература:

  1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для вузов- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 175 с.
  2. Сибирский характер как ценность: коллективная монография / под общ. ред. докт. педаг. наук, проф. М. И. Шиловой; Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Том 1. — Красноярск, 2004. — 256 с.
  3. Шангина, И. И. У кого детей много, тот не забыт Богом / И. И. Шангина // Русские дети: основы народной педагогики. — СПб, — 2006. — С. 5–12.
Основные термины (генерируются автоматически): традиция, семья, современная семья, семейное воспитание, когнитивный компонент, поведенческий компонент, родной край, русская семья, русский народ, устойчивый интерес.


Ключевые слова

сибирская русская семья, православные традиции воспитания

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз. Если 1 сентября посадить с ребёнком деревце или 9 Мая по-особому поздравить дедушку или соседа-ветерана, всё это...

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной...

Семья — это важнейший фактор в системе воспитания ребёнка. С первых минут жизни дитя попадает в окружение своих родных и близких. Семья послужит для чада связью между поколениями, поможет ему социализироваться в этом мире, а самое главное, она передаст...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.

Семья как ячейка общественного порядка и своеобразный центр совокупности социальных взаимоотношений

Постепенно складывающееся взаимоотношение ребенка с родными, близкими, с окружающим...

Формирование у дошкольников российской идентичности...

‒ знакомство с русским народным бытом, с праздничной культурой; ‒ знакомство с историей, культурой, жителями малой родины или региона

У детей дошкольного возраста воспитание чувства любви к Родине начинается с более близких, понятных, осязаемых объектов: семья...

Традициясемья – культура | Статья в сборнике международной...

Традициясемья – культура. Автор: Гулянова Тамара Петровна.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье детскому саду

Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага.

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка...

О значении семейного воспитания в социализации ребенка. Анкетирование «Воспитание ребенка в нашей семье».

Именно в семье ребенку необходимо создать условия для получения полноценной информации о себе как о представителе своего народа, носителе...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Но на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей...

Номинативное поле концепта «семья» в русской и английской...

Семья — показатель культуры нации, её традиций и уклада жизни. Знания об отношениях в русской и

Материалом исследования послужили паремии на семейные темы: 100 русских пословиц и

В номинативном поле концепта «семья» в русской культуре выделяются четыре...

Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах

Многогранная сфера семейных отношений и семейного быта является важнейшей частью культуры любого народа, вне связи с которой невозможно создать представление о его культурном и историческом облике в целом. Семья— это естественная группа, основанная на...

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз. Если 1 сентября посадить с ребёнком деревце или 9 Мая по-особому поздравить дедушку или соседа-ветерана, всё это...

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной...

Семья — это важнейший фактор в системе воспитания ребёнка. С первых минут жизни дитя попадает в окружение своих родных и близких. Семья послужит для чада связью между поколениями, поможет ему социализироваться в этом мире, а самое главное, она передаст...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.

Семья как ячейка общественного порядка и своеобразный центр совокупности социальных взаимоотношений

Постепенно складывающееся взаимоотношение ребенка с родными, близкими, с окружающим...

Формирование у дошкольников российской идентичности...

‒ знакомство с русским народным бытом, с праздничной культурой; ‒ знакомство с историей, культурой, жителями малой родины или региона

У детей дошкольного возраста воспитание чувства любви к Родине начинается с более близких, понятных, осязаемых объектов: семья...

Традициясемья – культура | Статья в сборнике международной...

Традициясемья – культура. Автор: Гулянова Тамара Петровна.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье детскому саду

Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага.

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка...

О значении семейного воспитания в социализации ребенка. Анкетирование «Воспитание ребенка в нашей семье».

Именно в семье ребенку необходимо создать условия для получения полноценной информации о себе как о представителе своего народа, носителе...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Но на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей...

Номинативное поле концепта «семья» в русской и английской...

Семья — показатель культуры нации, её традиций и уклада жизни. Знания об отношениях в русской и

Материалом исследования послужили паремии на семейные темы: 100 русских пословиц и

В номинативном поле концепта «семья» в русской культуре выделяются четыре...

Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах

Многогранная сфера семейных отношений и семейного быта является важнейшей частью культуры любого народа, вне связи с которой невозможно создать представление о его культурном и историческом облике в целом. Семья— это естественная группа, основанная на...

Задать вопрос