Автор: Тюкавкина Наталья Владимировна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 1073 раза

Библиографическое описание:

Тюкавкина Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 84-87.

Современный период истории России можно охарактеризовать как время смены ценностных ориентиров. Сегодня, в обществе явно ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного конструктивного социального поведения.

Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества [3, с.5].

Начальная школа, как основа образования, так же претерпевает значительные изменения, в том числе и в организации воспитательного процесса. Поэтому встает вопрос о необходимости пересмотра существующих форм и методов воспитания и возможно их качественное преобразование. Стоит четко определить, что начальная ступень образования – это фундамент сохранения национальной культуры и важное условие социализации личности.

Исходя из факта полиэтничности и наличия разнообразия культур России, учебно-воспитательный процесс в современной школе, в том числе и на начальной ступени, должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур.

Таким образом, на первый план выходит проблема этнокультурной социализации личности ребенка.

Этнокультурная социализация включает в себя этническую и культурную социализацию. Два этих феномена социализации неразрывно связаны между собой.

Культурная социализация – это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни через посредство социализационных институтов культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений – в итоге: формирования культурных картин мира, – позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества [5, с. 185].

Этническая социализация (этнизация) – это процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит [5, с. 188].

Поэтому принцип сочетания последовательного изучения культур: от освоения культуры родного народа (этническая социализация) к приобщению к культуре ближайшего окружения, а затем к ознакомлению с мировой культурой (культурная социализация), должен стать определяющим в организации педагогического процесса [6, с. 2].

С этой целью необходимо определить особенности и этапы становления этнической идентичности, составляющую основу этнической и являющуюся компонентом культурной социализации.

Жан Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:

1) 6-7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить три стадии в становлении этнической идентичности младшего школьника:

1. Самоопределение, то есть выделение себя как члена этнической группы.

2. Включение в свою «Я-концепцию» общих характеристик этнической группы и усвоение характерных для этнической группы ценностей и норм.

3. Усвоенные ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами социального поведения личности младшего
школьника.

Первой социальной группой, принадлежность к которой осознает младший школьник, является семья. Этническая метка, получаемая детьми на начальных стадиях формирования их представлений о себе от ближайшего социального окружения и включенная ими в свою «Я-концепцию», пока еще никак не соотносится с ценностями, нормами, традициями и культурой данного этноса.

На второй стадии становления этнической идентичности личности младшего школьника наблюдается освоение ценностей и норм этнической общности, которые в дальнейшем определяют его поступки и линию поведения. На этой стадии «важнейшую роль играет социокультурный контекст. В ней необходимо выделить аспект преемственности, означающий, что через восприятие норм и ценностей, воспроизводимых в историческом прошлом и этнической реалии настоящего, происходит положительная идентификация с этнической группой» [2, с.46].

Овладение компонентами этнической культуры младшим школьником достигает полноты в том случае, когда знания, убеждения и взгляды ребенка находят воплощение в соответствующих его поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам, то есть традициям, обычаям своего народа. В этом случае усвоенные детьми младшего школьного возраста ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их социального поведения, что является показателем третьей стадии становления этнической идентичности личности младшего школьника.

Психологи считают, что младший школьный возраст – это «возраст впитывания, повышенной восприимчивости и внимательности, игрового отношения к действительности» [4, с.39]. Исходя из этого, мы считаем младший школьный возраст важнейшим этапом в развитии этнокультурной социализации.

Процесс социализации ребенка, когда происходит усвоение отношений и ном, принятых старшими поколениями, во многом обуславливается именно семейными традициями и обычаями, как регуляторами его поведения [1, с.106]. Именно семья является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой, определяющей пути развития личности в целом.

Чтобы каждый ребенок мог приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение полноценной информации о себе, как члене определенной этнической общности, помочь каждой семье привить детям любовь к национальной культуре, искусству и мастерству своих предков, последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа.

Таким образом, основным направлением деятельности педагога в развитии этнокультурной социализации становиться установление сотрудничающего взаимодействия с семьей.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, а так же исследовании педагогического опыта по проблеме, нами была разработана система работы с семьей, направленная на развитие этнокультурной социализации младших школьников.

Целью работы стало вовлечение семьи в воспитательный процесс класса. В рамках данной работы родителями совместно с детьми реализуются информационно-творческие проекты, проводятся совместные классные часы и мастер-классы по традиционным ремеслам, а так же совместные народные праздники, организуются выставки, презентации проектов. Примерное планирование работы, направленной на развитие этнокультурной социализации представлено в таблице 1.

Таблица 1

Фрагмент системы работы, направленной на развитие этнокультурной социализации

2 класс

№п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Цель

Содержание

1

Диагностика содержательных характеристик идентичности личности. Диагностика самооценки личности.

Сентябрь

Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения

Модификация методики М. Куна «Кто Я?»

Методика Дембо-Рубинштейн.

2

Родительское собрание – круглый стол «Семья - основа российского общества»

Сентябрь – октябрь

-Определить значимость участия семьи в жизни классного коллектива, школы, общества.

-Привлечь родителей к проблеме семейного воспитания, воспитанию семейных ценностей.

Основные цели и направления духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. О значении семейного воспитания в социализации ребенка. Анкетирование «Воспитание ребенка в нашей семье». Планирование сотрудничества семьи и классного коллектива, школы.

3

Подготовка и защита на классном мероприятии детьми в сотрудничестве с родителями творческих проектов «Моя родословная»

Ноябрь – декабрь

-Формирование духовного единства семьи.

-Воспитание ценностного отношения к семье.

Изучение информации о своей семье, семейных традициях и культуре, о роли предков в развитии своего народа. Презентация герба семьи.

4

Классный час «Новый год шагает по планете»

Декабрь

-Обобщить имеющиеся знания детей о традициях встречи нового года своего народа и разных стран.

История праздника. Представления народов Якутии о начале года (Ысаах). Встреча Нового года и Рождества в России и других странах.

5

Родительское собрание - конференция «Мы - представители своего народа».

Февраль

-Привлечь родителей к проблеме межэтнического общения и определить условия воспитания толерантной личности.

Мини-лекция «Толерантность – основа бесконфликтного взаимодействия»Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян).

Планирование классного мероприятия «Я - представитель своего народа».

6

Подготовка детьми в сотрудничестве с родителями информационно-творческого проекта «Я – представитель своего народа».

Март - апрель

-Организовать исследовательскую деятельность детей совместно с родителями, направленную на изучение культуры, быта и традиций своего народа.

Выставка проектов.

6

Постановка народной сказки на выбор учащихся.

Апрель

-Организовать групповое сотрудничество детей с целью изучения народного фольклора.

Родительский классный час. Показ мини-спектакля.

7

Организация выставки репродукций картин о весне художников разных народов и прослушивание музыкальных произведений.

Май

-Познакомить детей с выдающимися художниками, музыкантами своего народа.

Организация выставки. Проведение родителями классного часа «Выдающиеся представители нашего народа»

8

Итоговая диагностика содержательных характеристик и самооценки младших школьников. Анализ проведенной работы.

Май

Выявление сформированности «Я-концепции» и самоотношения

Модификация методики М. Куна «Кто Я?»

Методика Дембо-Рубинштейн.


Таким образом, нами определено, что базой для развития этнокультурной социализации является семья. Именно в семье ребенку необходимо создать условия для получения полноценной информации о себе как о представителе своего народа, носителе национальной культуры.

Младший школьный возраст является основой этнокультурной социализации, т.к. в этот период заканчивается формирование этнической идентичности и активно развивается «Я – концепция» на основе представлений о себе как о члене общества и представителе своего народа.

Основное направление деятельности педагога с целью развития этнокультурной социализации является установление тесного сотрудничества с семьей.

Актуальными формами работы с семьей являются: совместные исследовательские проекты, совместные творческие проекты, организация мастер-классов, организация выставок, совместная презентация проектов.


Литература:

  1. Анохин А. М. Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. Казань, 2003.

  2. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков их национально-смешанных семей. Дис. канд. псих. наук. – М., 1993.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.

  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971.

  5. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности : учебное пособие. Астана: ЕАГИ, 2011.

  6. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогической сопровождение : учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): этнокультурной социализации, этнической идентичности, становления этнической идентичности, этнической группы, младшего школьного возраста, развитии этнокультурной социализации, этнической идентичности личности, стадии становления этнической, нормы этнической группы, этнической общности, развития этнокультурной социализации, социализации ребенка, развитие этнокультурной социализации, этнической идентичности младшего, социализации личности, ребенка младшего школьного, социализации ребенка младшего, младшего школьника, формировании этнической идентичности, идентичности личности младшего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос