Семья как основа становления личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 1918 раз

Библиографическое описание:

Борисова Л. В. Семья как основа становления личности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5359/ (дата обращения: 21.10.2018).

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.

На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный рост и перемены во всех сферах жизни человека. Кардинальные социальные, экономические, политические, духовные и нравственные видоизменения все больше подтверждают мысль о том, что общество вошло в новый виток развития. Особенно это видно в проявлении изменений в системе ценностей, которая отражается в кризисе семьи и семейных взаимоотношений.

Семья как ячейка общественного порядка и своеобразный центр совокупности социальных взаимоотношений, зарождается как важное средство воспитания и является сферой развития духовных, нравственных основ будущего поколения. Именно в семье закладывается сложный и важнейший процесс становления личности во многих направлениях, таких как: трудовое, моральное, физическое и эстетическое воспитание. Только лишь в семье формируются жизненные установки, но и оттачиваются грани личности путем последовательного приобщения к вечным и живым духовным ценностям. Только в семье, ребенок впервые встречается с общественной жизнью, изучает ее ценности, нормы, способы мышления, язык. Поэтому семья является первой школой воспитания, в которой сохраняются и передаются жизненные ценности, опыт.

Целью данной работы является приведение доказательств, с научной точки зрения, что семья и семейные ценности, являются основой формирования личностных качеств и определяется как основное условие развития задатков и способностей человека.

Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и сама атмосфера семьи определяют, является ли она средой для полноценного воспитания, основой для самостоятельного развития и самореализации ребенка. Хорошо обдуманная домашняя обстановка, является основой для полноценного воспитания и развития будущего поколения. Семья определяется как основа для формирования и постепенного развития эмоционального настроя, мыслительной деятельности, манеры поведения ребенка.

Н. П. Дубинин точно подмечает, что «…гармонично развитая личность, с ее миропониманием складывается под воздействием многих социальных факторов…» [2, c. 71]. К наиболее важным и существенным социальным факторам относится воспитание в семье. В отличие от многих других институтов по воспитанию личности, семья может непосредственно оказать существенное воздействие на все грани личности на протяжении всей жизни.

Семья — первое социальное общество, в котором приобретаются навыки общения. Поэтому так важно создать в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности. Прав был В. Г. Белинский, когда утверждал: «…Как дерзко ошибаются люди, даже самые наилучшие отцы, которые считают нужным разделять свои взаимоотношения с детьми особенной строгостью, суровостью, недостижимой значимостью! Они подразумевают, что этим поведением возбудят к себе определенное уважение, но такое уважение достаточно холодное, пугливое, и тем отводят детей от себя и постепенно приучают их к замкнутости и лживости.».. [1, c. 55].

Семья и сложившаяся в ней обстановка способствует развитию многих личностных качеств индивида. Известен тот факт, что основным фактором в развитии личности являются наследственность, воспитание и окружающая среда. Данные факторы, так или иначе, непосредственно связаны с семьей, которая в свою очередь оказывает сильное воздействие на воспитание и формирование личности ребенка.

В атмосфере семьи формируются личностные качества не только маленького человека, но и непосредственно взрослых. Процесс воспитание ребёнка обогащает личные качества родителей, при этом усиливает их общественный опыт. В большинстве случаях, у взрослых это происходит на бессознательном уровне. Но сегодня стали отличаться некоторые молодые родители, которые сознательно воспитывают как ребенка, так и себя. К великому сожалению, данная позиция таких взрослых не укоренилась, независимо от того, что она завоёвывает самого пристального внимания со стороны общественности.

У каждого человека, родители стоят на первом месте. Именно они передают ребенку основные стандарты поведения, при помощи которых он исследует окружающую действительность. Такая тенденция все больше возрастает благодаря положительным, психологическим составляющим между ребенком и родителями, и его неподдельным тяготением быть похожим на взрослых. Когда родители познают данную закономерность и постигают её, тем самым определяя, что от них зависит развитие личности нового человека в их семье, то они начинают вести себя так, что их действия и поведение способствуют развитию у ребенка качеств, которые взрослые ему хотят передать. Данный подход к воспитательному процессу считается полностью сознательным, так как стабильный контроль за собственными манерами поведения, за отношение с окружающими, пристальное внимание к созданию семейной жизни — разрешает воспитывать ребенка в самых хороших условиях, которые способствуют полному и гармоничному формированию личности.

Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка. Значительную роль имеют личные взаимоотношения среди представителей различных поколений, и в рамках одного поколения (между бабушками, дедушками, родителями, братьями, сестрами). Семья при этом является малой социальной группой, которая оказывает значительное влияние на всех её членов. Каждый член такой малочисленной группы может содействовать развитию духовных ценностей, воздействовать на цели и жизненные принципы семьи.

Самый основной фактор в полноценном развитии и воспитании является — здоровый образ жизни. Занятие спортом, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие вредных привычек у взрослого поколения в семье, грамотное и сбалансированное отношение к питанию — это положительно сказывается на развитии подрастающего поколения.

В достаточно затруднительном положении находятся дети, родители которых имеют вредные привычки. Употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ лишают навсегда ребёнка счастливого детства и соответственно, устойчивого положения в жизни.

Процесс воспитания совершается не только тогда, когда взрослые разговаривают с ребенком, разъясняет ему что-то, поучают его — это совершенно не верно. Процесс воспитания совершается каждую минуту, каждый час и день проведенный вместе. Правдиво утверждение А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение — для ребенка самая решающая вещь» [3, c. 105]. Данное обстоятельство нельзя не учитывать при воспитательном процессе в настоящее время. Ребенок как чистейший лист бумаги, который готов к непосредственному заполнению. Этот маленький человек постоянно смотрит на своих родителей и воспринимает ту информацию, которую они выдают своим поведением. Для формирования личности ребенка главное все — речь, привычки, внешний вид, способы общения с неизвестными людьми, с друзьями, родственниками.

Постепенно складывающееся взаимоотношение ребенка с родными, близкими, с окружающим миром, тем самым определяется отношение к личности ребенка. Под воздействием таких взаимоотношений вырабатывается его самосознание. С самого рождения ребенок перенимает знания, умения, навыки у взрослых. Он обучается не только ходьбе, разговору, правильно применять на практике разные предметы, играть, обучаться трудовой деятельности, но и проявлять чувства, мыслить, испытывать различного рода переживания, относиться к окружающему миру и к себе самому. Главная особенность воспитания в семье заключается в его экспансивном нраве. В детстве создается первоначальное, доверительное отношение к окружающему миру и социуму, или ожидание досадных волнений, страха пред большим миром и большим количеством людей. Исследования доказывают, что испытываемые чувства, которые сложились в раннем детстве, в дальнейшем перемещаются на иные объекты, при этом формируется у каждого человека особенный стиль взаимоотношений с окружающими.

При формировании гармонично развитой личности, большая роль отводится трудовому воспитанию в семье. Ребенок вовлекается в повседневный труд, учится обслуживать себя самого, осуществлять нетрудные, трудовые обязанности в помощь родителям. От того, как будет определена трудовая деятельность и воспитание ребенка до школы, зависит успеваемость в обучении, и общее трудовое воспитание. Присутствие у ребенка этого значительного, личного качества, как трудолюбие, является хорошим показателем нравственного развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья является первой школой общения ребенка. В семейном кругу ребенок обучается уважению старших, учится проявлять заботу о пожилых и больных, проявлять посильное содействие в помощи другому. В совместном общении с родными людьми, в бытовой деятельности у ребенка складывается определенное чувство долга. Дети в особенности восприимчивы к отношениям со взрослыми, не любят поучений, грубостей, распоряжений, достаточно тяжело переживают грубое отношение старших, обман, тотальный контроль, нечестность, лицемерность со стороны родителей.

Каждая семья имеет свои особенности, традиции воспитания. Но никак нельзя сформировать универсальные правила для всех, игнорируя возраст, количество, состав и общественный уровень семьи. Но, достаточно общие правила все же существуют. Они довольно простые.

-          Воспитание в семье подразумевает атмосферу взаимной любви, теплоты и добра.

-          Оба родителя должны воспринимать своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, постоянно стремится сформировать все то лучшее, что в нем есть.

-          Воспитание в семье учитывает все особенности личности ребенка и создается на основе данных особенностей.

-          Процесс воспитания ребенка в условиях семьи, основывается на двухстороннем уважении, из которого и берутся первоначальные, высокие требования.

-          Основные проблемы благополучного воспитания в семье зачастую содержаться не в ребенке, а непосредственно в самой личности взрослых, чьи модели поведения они копируют.

-          Основа воспитания в каждой семье базируется на положительном качестве, что имеет в ребенке. Не стоит заострять особое внимание только на недостатках. Данный подход в воспитании неправилен и приводит к формированию большого количества комплексов.

-          Воспитание в семейном кругу должно строиться на достаточно простых принципах, на которых настаивают ведущие специалисты по возрастной психологии: любой обучающий момент, каждое мероприятие, которое направлено на формирование и развитие личности ребенка, должно состоять в виде игры.

-          Общая обстановка воспитания в семье должна быть позитивной и оптимистичной.

Имеются, конечно, и еще некоторые факторы, воздействующие на формирование и становление личности — это и его среда обитания, атмосфера обучения и даже отдых. Но семья имеет главенствующую позицию в этой функции. И как личность будет проявлять себя в дальнейшей жизни, во многом зависит от атмосферы воспитания, которая была воссоздана в семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья является величайшей общечеловеческой ценностью. Семья — это социальный институт, который может повлиять на многие стороны человеческой личности. Большой диапазон функций воспитания семьи соединяется с особенной характерностью ее духовного, нравственного и эмоционального воздействия, что делает на высоком уровне действенным, но и необходимым фактором в формировании личностных качеств.

Литература:

1.                  Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. Е. Н. Медынского. — М., 2008. — 310 с.

2.                  Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.

3.                  Макаренко А. С. Педагогические сочинения. — 2 том. — М.: Педагогика, 1986. — 689 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, взрослый, окружающий мир, Воспитание, маленький человек, воспитательный процесс, семейный круг, полноценное воспитание.

Похожие статьи

Семья как основа эстетического воспитания | Статья в журнале...

семья, ребенок, родитель, взрослый, окружающий мир, Воспитание, маленький человек, воспитательный процесс, семейный круг, полноценное воспитание. Консультация для родителей «Роль семейных традиций...»

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

ребенок, родитель, семья, взрослый, общественное воспитание, маленький ребенок, детский сад, властная забота, активное слушание, система ценностей.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Необходимо отметить, что для педагогики важна воспитательная функция семьи: цели и способы, права и обязанности родителей.

В основу семейного воспитания входят эмоциональные отношения и контакты между родителями и детьми.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный...

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

Рубрика: Семейное воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г. Дата публикации: 19.01.2015.

Эта любовь и должна являться основой любой полноценной семьи; любовь взаимная: отдаваемая родителем своему ребенку, и любовь...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Семья как основа эстетического воспитания | Статья в журнале...

семья, ребенок, родитель, взрослый, окружающий мир, Воспитание, маленький человек, воспитательный процесс, семейный круг, полноценное воспитание. Консультация для родителей «Роль семейных традиций...»

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

ребенок, родитель, семья, взрослый, общественное воспитание, маленький ребенок, детский сад, властная забота, активное слушание, система ценностей.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Необходимо отметить, что для педагогики важна воспитательная функция семьи: цели и способы, права и обязанности родителей.

В основу семейного воспитания входят эмоциональные отношения и контакты между родителями и детьми.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный...

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

Рубрика: Семейное воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г. Дата публикации: 19.01.2015.

Эта любовь и должна являться основой любой полноценной семьи; любовь взаимная: отдаваемая родителем своему ребенку, и любовь...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

Задать вопрос