Автор: Штарева Нина Алексеевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 25.09.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Штарева Н. А. Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 31-33.



То, что складывалось веками, сбросили с «парохода современности», как иные неистовые ревнители» призывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Толстого, и Достоевского. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды — сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги.

Академик Ю. Г. Круглов

Воспитание гражданина и патриота России становится жизненно важной потребностью государства в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма, с падением у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, с отчуждением подрастающего поколения от собственной культуры.

Являясь гражданами России, видим, как поднимается и занимает лидирующие позиции идея патриотизма в современном мире. Российская гражданская идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленного факта существования государства. Исследовав материалы Д. В. Григорьева, М. Б. Зацепиной, Т. В. Антоновой, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, пришли к выводу, что начинать работу по формированию российской идентичности возможно уже с дошкольного возраста, так как именно здесь, согласно психологическим исследованиям, начинают формироваться духовно-нравственные основы личности. Становление гражданской идентичности ребенка, как осознание своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания, требует (по А. Г. Асмолову) формирования 4-х личностных компонентов: когнитивного (знания о принадлежности к общности граждан России), ценностного (наличия позитивного отношения к факту принадлежности), эмоционального (принятия гражданской идентичности), поведенческого (участие в общественной жизни).

Актуальные задачи современного дошкольного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны ДОУ большого внимания к реализации регионального компонента образовательной программы.

Истоки формирования российской идентичности берут начало с решения следующих задач:

‒ знакомство с русским языком, художественной литературой, фольклором;

‒ знакомство с русским народным бытом, с праздничной культурой;

‒ знакомство с историей, культурой, жителями малой родины или региона проживания.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:

‒ создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

‒ подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;

‒ организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;

‒ интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;

‒ организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Детский сад «Сказка» соответствует современным требованиям, постоянно совершенствуется, преобразуется, наполняется новым содержанием. В каждой группе имеются центры краеведения, в которых представлены фото, открытки, альбомы, народные игрушки, дидактические игры и др. Сотрудничая со средней школой, ребята с удовольствием посещали музей, организованный на ее базе. В дальнейшем в детском саду было решено разработать проект «Русская горница», в результате которого собственный музей занял место в одном из помещений ДОУ. В наличие имеются сменные экспозиции «Старинная посуда», «Хлеб всему голова», «Русская народная игрушка», «Куклы в народных костюмах», «Предметы быта». Эти экспозиции помогают в реализации тематического планирования и в проведении непосредственно образовательной деятельности.

Известный писатель Леонид Леонов в свое время справедливо заметил, что «большой патриотизм начинается с любви к малому — к месту, где ты живешь». Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, вовлечение детей в историческое прошлое, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений создают благоприятные условия для формирования базовых национальных ценностей. С большим интересом воспринимают ребята подготовку и участие в русских народных праздниках: «Осенняя ярмарка», «Святки-колядки», «Масленица», «Пасхальное воскресенье» и др. Сотрудничество с детской школой искусств позволяет сделать эти праздники эмоциональными, познавательными и запоминающимися. Воспитатели совместно с родителями и детьми готовят костюмы, организуют творческие выставки. Результатами кратковременных проектов стали картотеки скороговорок, потешек, народных игр.

2015 год в России был объявлен годом книги. В связи с этим в детском саду был разработан и проведен проект «Работает издательство «Сказка», в ходе которого открылись малоизвестные факты о знакомстве (а порой и о дружбе) со знаменитыми российскими поэтами некоторых из семей воспитанников и педагогов. Воспитатели, родители и ребята познакомились с творчеством известных поэтов-земляков (один из них А.Фатьянов), а также с поэтами и писателями, в настоящее время проживающими в поселке. Оказалось, что некоторые из родителей или родственников воспитанников обладают писательским даром, итогом стали книги в группах, полностью сделанные родителями (от оформления до содержания), а одному воспитателю было предложено издать книгу со стихами.

2016 год в Росси был объявлен годом кино. В этот период в ДОУ был разработан проект «Почему с кино мы дружим, для чего оно нам нужно?». В процессе реализации проекта познакомились с историей российского кино, научились делать афиши-объявления, были сняты ролики «Жизнь моей группы», «Польза книг и чтения», «Родители, помните!», «Богатырь — Илья Муромец», «Алеша Попович», «Вот бы стать мне выше папы»; мультфильмы «Как Аленушка на ярмарку собиралась», «Почему нельзя мыть машины на берегах рек и озер», «Военная техника»; фильм «Корабль «Сказка» в море детства».

2017 год в нашей стране был объявлен годом экологии. Когда взрослый человек задумывается о Родине, то у него всплывают обычно детские воспоминания, связанные с пением птиц, журчанием ручья, шелестом листвы, со склонившейся березкой. Любовь к Родине начинается с любви к природе родного края. Чтобы и в далеком будущем люди смогли окунуться в похожие воспоминания, необходимо уже сейчас позаботиться об экологическом воспитании детей. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. В детском саду был разработан проект «Природа просит о помощи». В ходе этого проекта состоялись мастер-классы для родителей «Комнатные цветы из пластиковых бутылок», «Мягкая игрушка из одинокого носка», «Одноразовая посуда в творчестве». Педагоги познакомились с технологией «лэпбук» и активно принялись за создание красочного, познавательного, развивающего пособия по экологии. Также на территории ДОУ появилась экологическая тропа с различными объектами для наблюдений и исследований. Не осталась без внимания деятельность экологического театра. Задачей сказочных героев было знакомство ребят с экологическими праздниками: день воды, день солнца, день кошек, день птиц, день Земли; вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, объектам; помочь формированию реальных представлений о них.

У детей дошкольного возраста воспитание чувства любви к Родине начинается с более близких, понятных, осязаемых объектов: семья, улица, поселок, жители поселка. Уже не первый год в ДОУ проходит проект, посвященный 9 мая, «Посмотрим памяти в глаза». Ребята знакомятся с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне, с интересом слушают рассказы приглашенных очевидцев о войне и о жизни в военное время, стараемся каждый год никого не оставить без внимания, поздравив и тех, кто не может прийти в детский сад.

Основой нашего государства являемся мы, его граждане. Каждый житель является неповторимой личностью и вносит свой вклад в существование и развитие своей страны. В связи с этим в ДОУ решили разработать и провести проект «История семьи в истории поселка», в ходе которого воспитанники познакомятся с династиями учителей, врачей, сельских тружеников, работников культуры, с ними они могут ежедневно встречаться на улицах или в учреждениях, возможно, это будет история их семьи. Ребята познакомятся с достижениями этих простых людей, увидят, какое большое количество достойных, уважаемых личностей в нашем поселке.

Работая над темой формирования российской идентичности у воспитанников, педагоги постоянно учатся сами и повышают свою профессиональную компетентность через активное участие в методической деятельности, самообразование, а также участие в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровня. Показателем высокого уровня профессиональной компетентности педагогов в данном вопросе служат многочисленные призовые места в конкурсах регионального и всероссийского уровня.

Вся запланированная и проделанная работа воспитателями, специалистами, администрацией направлена на то, чтобы и в мыслях, и в высказываниях ребенка дошкольника были выражения «моя страна», «мой народ», «мой поселок», что будет означать, что цель формирования российской идентичности достигнута.

Позитивные эффекты педагогической работы с детьми:

‒ наличие устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей Родины,

‒ формирование у детей активного осознанного проявления элементов российской идентичности в естественных жизненных ситуациях;

‒ расширение представлений о малой родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край;

‒ стремление к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей.

Позитивные эффекты организационно-педагогической работы:

‒ создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к ценностям российского народа;

‒ налажена информационно-просветительская работа с семьями воспитанников;

‒ составлены договора о сотрудничестве с учреждениями ближнего социума;

‒ процесс и результаты деятельности представлены в СМИ

Литература:

  1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-149с.
  2. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-112с.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. и доп. - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.-304с.
  4. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника.
  5. Попова В. Р., Каманина Ю. П., Борисова О. В. Опыт инновационной работы дошкольного учреждения по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): российской идентичности, формирования российской идентичности, гражданской идентичности, детском саду, дошкольного возраста, общности граждан России, родного края, патриота России, дошкольников российской идентичности, формированию российской идентичности, российской гражданской идентичности, гражданской идентичности ребенка, принятия гражданской идентичности, гражданской идентичности современного, Истоки формирования российской, ДОУ большого внимания, народной культуры, проектной деятельности, сообществу граждан России, темой формирования российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос