Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», программа «От рождения до школы», средняя группа.
Возраст детей направленность группы |
Дети 4 -5 лет/ группа общеразвивающей направленности |
|
Форма проведения ОД |
Игра-путешествие |
|
Приоритетные образовательные области |
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
|
Цель |
Систематизирование знаний детей об игрушках. Развитие творческого воображения посредством музыкальной, конструктивно-модельной деятельности с использованием ИК — технологий. |
|
Программные задачи |
Образовательные: продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов; побуждать детей к созданию аппликации, закреплять навыки аккуратного наклеивания; упражнять в умении делать из ткани игрушку — пеленашку, прочно соединяя части веревочками; закрепить умение выкладывать предмет из геометрических фигур; поощрять проявление активности детей в музыкально-ритмической деятельности; закреплять умение петь протяжно, певуче, подстраиваясь к голосу педагога; Развивающие: способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения; продолжать развивать творческую активность, самостоятельность; развивать общую и мелкую моторику рук; развивать чувство ритма, слуховое внимание; Воспитательные: мотивировать коммуникативное взаимодействие со сверстниками; воспитывать стремление оказывать помощь другим; воспитывать любовь к традициям русского народа; формировать интерес к конструктивно-модельной, музыкальной деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач; побуждать детей к самоконтролю и самооценке. |
|
Виды детской деятельности |
коммуникативная (беседа) продуктивная (конструктивно-модельная) исследовательская игровая музыкально-ритмическая пение |
|
Формы организации детской деятельности |
– совместная деятельность взрослого и детей в процессе выполнения элемента аппликации; – выполнение задания в парах; – индивидуальная работа при выполнении изготовления неваляшки. |
|
Ресурсы |
Технические средства: музыкальный центр, мультимедийное оборудование. Оборудование: игрушки: неваляшка, матрешка, пеленашка; набор геометрических фигур; заготовки для аппликации (клей, горошинки, цветы); изображение матрешки на мольберте; люлька, кусочки ткани, куклы-скрутки, веревочки; платок-самолет; 2 конверта: с письмом и медалями. |
|
Ожидаемые результаты |
– активно включается в игровые ситуации; – умеет аккуратно наклеивать узоры, проявляя творчество; – умеет делать из ткани игрушку-пеленашку, прочно соединяя части веревочками; – получает сведения о новом объекте в процессе практического исследования; – определяет правильность своего задания, самостоятельно корректирует при незначительных отклонениях; – координирует движения с текстом и характером музыки; – поет протяжно, напевно колыбельную без музыкального сопровождения, подстраиваясь к голосу взрослого; – проявляет творческую активность, самостоятельность в музыкальной, конструктивно-модельной деятельности; – выражает эмоции в мимике, рассказах; – проявляет доброжелательность в отношении к окружающим |
|
Этапы ОД |
Деятельность педагога |
Деятельность ребенка |
I. Организационный этап (приветствие) |
Занятие проводится в музыкальном зале. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте пожелаем им здоровья, поздороваемся с гостями. А теперь улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Давайте и нашим гостям подарим свои улыбки. (Обращает внимание детей на экран). Воспитатель: Посмотрите, нас солнышко приглашает к себе, оно дарит нам теплые лучики, подойдем к нему поближе, поздороваемся с солнышком. Звучит звук сильного ветра. |
Дети здороваются с гостями, с солнышком, дарят улыбки друг другу, воспитателю, гостям. |
II. Мотивационно-ориентировочный этап |
На мультимедийном оборудовании появляется слайд с изображением влетевшего в окно письма, которое «ловит» воспитатель. Воспитатель (читает письмо): Здравствуйте, ребята! К вам обращается президент Кукляндии. Налетел ураган и с игрушками случились неприятности. Детям всего мира разосланы письма с просьбой о помощи. Некоторые куклы уже восстановлены, но есть еще те, которым требуется ваша помощь. Воспитатель: Ребята поможем жителям Кукляндии? Отправимся в волшебный мир игрушек? Воспитатель: На пути нас ждет много трудностей. Чтобы их преодолеть, нам нужно быть дружными, сильными, смелыми и обязательно помогать друг другу. |
Дети выражают чувство сопереживания, отзывчивости к чужой беде и принимают решение отправиться в путешествие. |
III. Поисковый этап (технология активного слушания, слушание-отгадывание, активное взаимодействие детей с воспитателем) |
Воспитатель: Ребята, а как мы попадём в волшебный мир игрушек. Воспитатель: Посмотрите здесь еще что-то лежит. Наверно это подсказка. (Достает из конверта картинку с изображением платка-самолета, предлагает детям найти волшебный платок в зале). Воспитатель: Раз, два, три платок-самолет лети, нас в волшебный мир игрушек перенеси. На экране появляется город Неваляшкино. Воспитатель: Интересно, в какой город мы попали? |
Варианты ответов детей: — на самолете, — на поезде, — на машине… Дети находят в зале платок-самолет. берутся за края платка и, то поднимая, то опуская его, произносят за воспитателем волшебные слова. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. |
IV Практический этап — Выкладывание из геометрических фигур неваляшки; — выполнение аппликации, используя цветы и круги для узора наряда Матрёшки; —изготовление куклы пеленашки. |
Голос Неваляшки ; Если отгадаете загадку то узнаете, кто живет в этом городе. Воспитатель: Отгадаем, ребята? Слушайте внимательно! Голос Неваляшки ; Не заставишь лежа спать. Лишь уложишь — хочет встать. Поупрямее барашка Эта кукла…….. Голос Неваляшки: Да, я Неваляшка, живу в городе Неваляшкино. Ребята помогите, моих кукол соберите. Воспитатель : Приглашаю вас в мастерскую. Ребята, кто нас встречает? Воспитатель : Потрогайте неваляшку, какая она? Как вы думаете, из какого материала она сделана? Почему ее так назвали? Неваляшка, или как её ещё называют ванька-встанька, её особенность заключается в том, что она постоянно стремится вернуться в своё исходное положение, потому что внутри игрушки находится грузило. (Дети исследуют игрушку). Воспитатель (берёт неваляшку в руки, прикладывает к уху и говорит) : Что ты говоришь, Неваляшка? Не переживай, не забыли, сейчас мы соберём тебе твоих подружек. Воспитатель: Ребята, но почему то, наша неваляшка нам не улыбается, но мы же с вами в волшебном мире игрушек, давайте ее оживим. Воспитатель: Как вы думаете, получилось у нас оживить неваляшку? На экране появляются танцующие неваляшки. Воспитатель: Смотрите, как неваляшки нам весело улыбаются, пританцовывают. Голос Неваляшки: Спасибо вам ребята, приходите к нам в гости еще, будем ждать. До свидания! Голос радио: Внимание, внимание! Говорит радио Кукляндии. Городу Матрешкино требуется помощь кукольных дел мастеров. А чтобы туда попасть, вокруг себя повернись и в Матрешкино очутись. Воспитатель: Ребята продолжим наше путешествие по волшебному миру игрушек? Отправляемся в Матрешкино? Итак, вокруг себя повернись и в Матрешкино очутись. На экране появляется город Матрешкино. Воспитатель: А вот Матрешкино. На мультимедийном оборудовании появляется слайд с изображением двух матрешек разного размера, на одной из матрешек не украшен узорами наряд. Голос Матрешки: Здравствуйте друзья, как мы вас ждали, кукольная почта уже сообщила, что у вас умелые руки. Нам так нужна ваша помощь! Пройдите поскорее в мастерскую. Дети и воспитатель проходят в мастерскую города Матрешкино, снимают покрывало с мольберта и столов. Воспитатель обращает внимание детей на игрушку. Воспитатель: Ребята, знакома вам эта игрушка? Из какого материала она сделана? Значит она какая? Эта кукла тоже с секретом. Ребята вы знаете, какой секрет у матрёшки? Воспитатель : (обращает внимание детей на экран): Посмотрите на наших матрешек, чем они отличаются? Воспитатель: Украсим наряд Матрешки узорами? Посмотрите, чем украшен фартук, а платок? Чтобы работа шла быстрее предлагаю разделиться на 2 команды. Одна — будет украшать платок, а другая команда — фартук. Посмотрите на маленькую матрешку и выберете необходимые узоры для работы. Чтобы у наших сестричек были одинаковые наряды. На экране у второй Матрешки появляется такой же наряд, что и у ее сестрички. Голос Матрешки: Спасибо вам, ребята, за помощь, так не хочется с вами расставаться, но вас уже ждут жители города Пеленашкино. Дорога туда не простая, вам необходимо превратиться в птичек и слушать внимательно подсказки музыкального ветерка. Если услышите шум дождя сразу прячьтесь в домики. Счастливого пути! Воспитатель: Отправляемся в Пеленашкино? Ветерок, звучи, в птичек нас преврати, в Пеленашкино проводи. (Дети повторяют волшебные слова, «превращаются в птичек»). Проводится игра «Перелет птиц». На экране появляется город Пеленашкино. Воспитатель: Какие вы молодцы, все подсказки ветерка услышали и быстро прятались от дождя в укромное место. Поэтому мы так быстро добрались в город Пеленашкино. Воспитатель: Ребята, когда не было еще матрешек, и не было неваляшек бабушки ваших бабушек играли в куклы пеленашки. Они живут в этом городе. (Раздается плач пеленашки.) Воспитатель: Слышите, кто-то плачет? (На экране появляется корзина с куклами пеленашками). Да это же пеленашки. Воспитатель (берет из люльки пеленашку): Не плачь, пеленашка. Вот какая куколка. (Показывает детям). Из чего она сделана? Воспитатель: Да этих кукол можно сделать из кусочков ткани. Чтобы получилось тельце куколки, кусочек ткани вот так скручивают (показывает детям), поэтому эта заготовка для куколки называется скрутка. Запомнили? Посмотрите есть в нашей мастерской еще скрутки? (Ответ детей). Очевидно мастер, который делал пеленашек, не успел закончить свою работу — запеленать скрутку. Поможем, ребята? Разделитесь на пары (мальчик-девочка). Возьмите кусочек ткани — пеленочку и скрутку и вот так запеленайте ее. Педагог показывает и объясняет как из скрутки и ткани-пеленочки, закрепляемых веревочкой, сделать куклу пеленашку. Воспитатель: Какие красивые пеленашки получились! А чтобы наши куколки-малышки больше не плакали, покачаем их в ладошках и споем любимую колыбельную. А как мы колыбельную будем петь? Весело, задорно, громко? Воспитатель: Уснули пеленашки? Кладите их в люльку. А нам пора возвращаться в детский сад. Где наш платок-самолет? Присядем на него и слова волшебные вместе скажем. |
Дети : Неваляшка. Дети: Кукла неваляшка, Варианты ответов детей: —гладкая, —звенящая, — из твердого материала, Варианты ответов детей: Потому что, она не падает, не ложится. Дети рассматривают неваляшку, «взвешивают» на ладошках, экспериментируют с игрушкой, пытаясь ее положить. Из кругов маленьких, средних и больших дети собирают неваляшку, комментируя вой выбор материалов. Варианты ответов детей: У неё не хватает глаз, рта, лица. В мастерской Неваляшкино дети находят волшебную «коробочку-оживлялочку» и добавляют к своим неваляшкам все необходимое. Дети прощаются с неваляшками. Дети выражают готовность отправиться на помощь игрушкам в город Матрешкино. Говорят волшебные слова, поворачиваются вокруг себя под звучание «волшебной» музыки. Дети приветствуют игрушки. Ответы на вопросы педагога, исследовательская деятельность. У детей формируется умение получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования. Варианты ответов детей: Матрёшки разного размера, на маленькой матрешке наряд с узорами, а на большой — нет. Варианты ответов детей: На платке — кружочки, а на фартуке -цветы. Дети рассматривают материалы в мастерской города Матрешкино и выбирают нужные узоры для аппликации, выполняют работу по подгруппам, приклеивая кружочки и цветы на наряд матрешки, которая расположена на мольберте. Оценивают получившийся результат. Дети произносят слова за педагогом, вызывая музыкальный ветерок, делая пассы руками. Под веселую музыку I части дети «летают», как птички, по залу, на II часть музыки присаживаются на корточки, делая из ладоней «крышу» над головой. Дети находят люльку с куклами пеленашками, скрутками и пеленочками для куколок. Ответы детей: —из тряпочек, кусочков ткани Дети рассматривают материалы в мастерской, внимательно слушают рассказ педагога, наблюдают за ее действиями при создании пеленашки, отвечают на вопросы. Самостоятельная работа детей по парам. Дети рассматривают работы, делятся впечатлениями. Дети исправляют педагога: «Нет, колыбельную поют тихо, напевно, нежно, ласково». Дети укачивают кукол и поют «Колыбельную» дружно, нежно, напевно, подстраивая свой голос к голосу педагога, исполняя песню без музыкального сопровождения. Затем кладут пеленашек в люльку и, присаживаются на платок-самолет, повторяя волшебные слова за воспитателем: «Раз, два, три платок-самолет лети, нас в детский сад перенеси!» |
V. Рефлексивно — оценочный этап. (диалог-рефлексия). |
Воспитатель: Вот мы и взлетели, а пока возвращаемся домой, вспомним, о нашем путешествии в волшебный мир игрушек? Какие города мы посетили? Что мы делали в Неваляшкино? С кем повстречались в городе Матрешкино? А кому мы пели колыбельную? Поделитесь своими впечатлениями. Чем вам больше всего понравилось заниматься? Как выдумаете, со всеми заданиями вам удалось справиться? Вам понравилось наше путешествие в Кукляндию? Звучит торжественная музыка.На мультимедийном оборудовании появляется слайд с изображением президента Кукляндии. С обращением к детям. Президент Кукляндии : Дорогие ребята я вам очень благодарен за помощь. Все игрушки Кукляндии радостны, счастливы и уже успели вас полюбить. У них появились новые замечательные друзья. От лица всех жителей нашей страны я награждаю вас медалями. До свидания! До новой встречи, мои маленькие друзья. На экране появляется конверт, который «ловит» воспитатель, вместе с детьми открывает его и находит в нем медали для детей группы. Воспитатель: Вот, оказывается, какие мы молодцы, даже медалями нас президент наградил. Пойдем скорее в группу порадуем нашу (называет имя, отчество помощника воспитателя). Но сначала попрощаемся с гостями «по-музыкальному», споем «До свиданья». |
Дети вместе с воспитателем подводят итог. Отвечают на вопросы педагога и делятся своими впечатлениями. Дети прощаются песенкой-импровизацией и уходят в группу. |
Литература:
- Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2009. — № 3. — с. 78.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) — М.: 105 МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день: Средняя группа. Пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей ДОУ– СПб.: Композитор, 2008.
- Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., Просвещение, 1986.