В статье рассматривается административное право в рамках российского права. Роль административного процесса в административном праве, основные задачи и цели. Кто может стать участником этих правоотношений, и какими возможностями обладают они.
Власть всегда оберегала права и свободы человека, охраняла законные интересы страны, все это делалось, сообразно с целью создания и власти и государства. Важность власти через критерии динамично развивающихся обществ с помощью функционирования рыночных хозяйств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная власть реализуется с помощью конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основное место, которые занимает суд и особенность судебной власти, порождает ряд отличительных черт судебной власти и ее отличие от остальных форм деятельности государства. Отличительными чертами судебной власти можно назвать- независимость, подзаконность, уникальность и полнота.
Административное право занимает одну из важнейших отраслей в системе российского права. Его основное предназначение раскрывается в регулировании общественных отношений в многогранной социальной сфере, в качестве сферы государственного управления и деятельности исполнительных органов. Административное право имеет высокую социальную мобильность и широкую сферу охвата среди хозяйственного, социального, культурного и административно-политического строительства. Перед административным правом поставлена задача в правовом регулировании общественных отношений, что является для современного права весьма обширными и значимыми. Нормы административного права упорядочиваются и закрепляются с помощью целесообразных общественных отношений в структуре управления. Административное право охраняет урегулированные правом общественные отношения, помогают возникать новым видам отношений, которые соответствуют современным требованиям и существующим реформам.
Сам административный процесс состоит из процедурно-процессуальной деятельности его участников по исполнению материальных и правовых административных норм, а также и процессуально-правовых норм, фиксирующих порядок применения первых. И зная, что эта деятельность не относиться к отношениям управленческого подчинения, но данная деятельность все равно носит государственно-властный характер. Компетентные органы вышесказанного процесса чаще всего действуют от имени государства, а принятые ими постановления о применении мер административного принуждения будут обязательными для исполнения не только государственными и общественными органами, но и предприятиями, учреждениями, организациями, юридическими и физическими лицами. Чаще всего требования о применении мер административного принуждения входят в компетенции судебных приставов, состоящих при органах юстиции. При реализации данной деятельности выделяют факт совершения административного правонарушения, производится разбирательство по нему, а также исполнение постановления о наложении административных взысканий.
Суть административного процесса раскрывается в совершении субъектами действий, определенных административно-процессуальными нормами, реализующихся соответствующими правами и обязанностями. В теоретической литературе под административным процессом понимается выражение важности административной юрисдикции, которое отражается через новое правовое явление. Названное нами «новое правовое явление» вызвано к жизни потребностью организации целенаправленной и содержательной борьбы с разного вида нарушениями правовых предписаний. В некотором смысле данное понятие является новым. Процессуальные нормы, которые регулируют административно-процессуальные правоотношения, предстают обособленной и самостоятельной частью российской правовой системы. Данные нормы выявляют предрасположенность к объединению в процессуально-правовые институты.
Деятельность субъектов административно-процессуальных отношений объясняются зафиксированной стадийностью своего развития, а именно проявление их в процедуре применения административных взысканий. Основной задачей административно-процессуальных отношений, является обеспечение реализации предписаний материальной нормы, вследствие этого административно-процессуальные правоотношения выступают как средство соответствующего материального отношения.
Обратим внимание и на то, что административные правоотношения являются базовыми и ключевыми отраслями вместе с конституционным, гражданским и уголовным правоотношениями. Административное право закладывает фундамент правового регулирования разносторонних общественных отношений, которые возникают в различных сферах общественной и государственной жизни.
Административное право не может существовать без административного процесса с его особенностями, принципами. Принципы административного процесса состоят из законности, объективной истины, равенства всех граждан перед законом, гласности и ответственность за ненадлежащее ведение процесса. Участники административного процесса получают право обладать административно-процессуальной правоспособностью, где субъекты имеют, в силу административно-процессуальных норм, права и юридические обязанности. Важно отметить, что не все могут стать участниками административного процесса. Участником административного процесса могут являться граждане Российской Федерации, граждане с двойным гражданством, граждане СНГ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, государственные органы, предприятия и учреждения, государственные служащие, общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения, служащие общественных и иных негосударственных формирований.
Сегодня административный процесс совершенствуется с каждым днем, его доработке уделяется большое внимание, потому что данный процесс лежит в основе регулирования государственной управленческой деятельности, охватившая все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и частично культурную.
Итак, если административное право рассматривать как социальный институт, а не просто механическую совокупность правовых норм, то тогда правотворческий и правоприменительный процессы следует учитывать как «качество» права.
Категория «система права» и категория «система законодательства» являлись всегда важнейшими в законодательном процессе. Изучение составляющих «системы права и системы» законодательства в наше время необходимо, так как именно сейчас в России ведутся споры в научной среде о необходимости закона «О законах», в котором, бесспорно, значение будет иметь разграничение системы права, системы законодательства, а также их соотношение.
Литература:
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.litres.ru/raznoe/administrativnoe-sudoproizvodstvo-uchebnik (дата обращения: 08.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://rgup.ru/?mod=pages&id=15 (дата обращения: 08.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://wiki2.org/ru (дата обращения: 08.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/ (дата обращения: 08.04.2021).