The article examines the essence of the administrative process in the Russian legal system and its main sources, current trends and innovations in administrative law and legal proceedings, and the main problems related to the work of government agencies with administrative processes.
Keywords: administrative process, legal proceedings, legal protection, administrative procedures, and current trends.
Административный процесс представляет собой процедурную работу, которую выполняют уполномоченные инстанции, включая суды и органы исполнительной власти, в рамках применения законодательства административного и других сфер публичного права. В процессе этой деятельности решаются споры и конфликты между гражданами или организациями и государственными структурами, связанные с публично-правовыми вопросами. Защита прав и свобод личности, а также интересов организаций гарантируется через юридические механизмы. Кроме того, реализуются юрисдикционные обязанности государственных учреждений и их представителей, а также выполняются другие государственные функции, включая разрешительные и контрольно-надзорные задачи [8].
Административный процесс в России регулируется целым рядом нормативных актов, включая Конституцию РФ [1], федеральные законы, а также подзаконные акты, которые определяют порядок взаимодействия органов государственной власти с физическими и юридическими лицами. Основополагающим документом является Кодекс административного судопроизводства РФ [5], который четко регламентирует процедуры и обязанности сторон в процессе исполнения административных и юридических мер. Помимо этого, существуют и другие нормативно-правовые документы, регулирующие разные стороны административного процесса: Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2], Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3], Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4] и многие другие.
Важную роль в административном процессе играет принцип законности, согласно которому все административные решения должны быть вынесены на основе и в рамках действующего законодательства. Это требует от органов власти не только знания законов, но и их четкого применения в практической деятельности, что включает в себя соблюдение прав и свобод граждан, а также предотвращение произвола и коррупции.
Согласно второму пункту 118 статьи Конституции Российской Федерации, административное судопроизводство, наряду с другими видами судопроизводств, образует основу судебной системы в стране. В свете последних правовых и технологических трансформаций управленческая деятельность государства приобрела новую значимость. Инициированные реформы, нацеленные на улучшение работы и прозрачности государственных структур, заявляют о предстоящих улучшениях во взаимодействиях между гражданами и властями.
За последние десять лет административный процесс в России претерпел значительные изменения, направленные на усиление правовой защиты граждан и оптимизацию работы государственных органов. Одной из важных тенденций стало внедрение цифровых технологий в деятельность государственного управления. Электронное правительство позволило гражданам получать услуги быстрее и эффективнее, что значительно сократило бюрократические барьеры и коррупционный риск. В частности, функционирование электронных порталов государственных и муниципальных услуг позволяет подать необходимые документы через интернет, не посещая государственные учреждения, что удобно и экономит время.
Также за последнее десятилетие был замечен процесс разграничения полномочий между различными уровнями государственного управления, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности и отзывчивости органов власти к запросам граждан. Реформа контрольно-надзорной деятельности, включающая уменьшение числа проверок для бизнеса и переход на риск-ориентированный подход, тоже оказалась значительной стадией в развитии административного процесса [7].
Ключевой проблемой остаётся необходимость дальнейшей интеграции и совершенствования правовых норм в новой цифровой реальности, чтобы гарантировать сохранение прав и свобод граждан, а также их защиту в электронном пространстве. В этом контексте важно обеспечение безопасности персональных данных и поддержание высокого уровня доверия населения к электронным услугам государства.
В современной России административный процесс сталкивается с рядом серьёзных проблем, включая бюрократию, недостаточную прозрачность и излишнюю концентрацию власти. Бюрократические барьеры препятствуют быстрому и эффективному принятию и выполнению административных решений, что в свою очередь делает сложным доступ граждан к услугам государства. Эти процедуры часто требуют предоставления множества документов и соблюдения строгих формальностей, что приводит к снижению доверия населения к административной системе. Отсутствие ясности и открытости в работе государственных органов только усугубляет эту ситуацию.
Когда информация о правительственных процедурах остаётся недоступной, это открывает двери для коррупции и осложняет надзор за соблюдением законов. В ответ на это возникает критическая потребность в укреплении надзорных механизмов и внедрении систем, которые позволяют обществу активно участвовать в обратной связи. Помимо прочего, концентрация власти в руках немногих усугубляет вероятность неправомерных действий и замедляет способность властей адаптироваться к новым условиям и запросам населения [6].
Таким образом, задачей современной России является реформирование административной системы с упором на децентрализацию, повышение процессуальной прозрачности и разработку каналов для общественного контроля и вовлечения граждан в административные процессы. Эффективное решение данных проблем сможет улучшить качество управления и повысить доверие населения к государственным институтам.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из информационно-правовой систему «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Доступ из информационно-правовой систему «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Доступ из информационно-правовой систему «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
- Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Доступ из информационно-правовой систему «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 31.07.2025). Доступ из информационно-правовой систему «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/
- Головко В. В., Селиверстова Ю. А. Административный процесс и административное судопроизводство: проблемы и перспективы // Правоприменение. — 2024. — № 2. — С. 112–119. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnyy-protsess-i-administrativnoe-sudoproizvodstvo-problemy-i-perspektivy
- Малышева, М. Е. Основные тенденции развития института административного судопроизводства в России / М. Е. Малышева, М. М. Дзаурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 159–161. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53919
- Харламова, А. В. Административное судопроизводство и его регулирование в Российской Федерации / А. В. Харламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 200–203. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118793.

