В статье исследуются понятие и сущность института административного судопроизводства и его регулирование в Российской Федерации. Производится анализ международного, конституционного регулирования административного судопроизводства в России, а также «Кодекса административного судопроизводства» от 08.03.2015 г. Помимо анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об административном судопроизводстве, автор исследует достоинства и недостатки современного отечественного регулирования административного судопроизводства.
Ключевые слова: административное судопроизводство, КАС РФ, федеральные законы, регулирование административного судопроизводства в РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции РФ, административное судопроизводство в РФ, как и иные виды судопроизводства, является в нашем государстве базовым судебным процессом. Следовательно, целью административного судопроизводства, как и других видов судопроизводства, является защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов организаций.
Рассматриваемый порядок судопроизводства характеризуется публично-правовым характером. Например, если в гражданском процессе права и обязанности у сторон материального правоотношения возникаю по их собственной воле, то в административном судопроизводстве данный фактор не является ключевым [1, с. 2].
Центральной функций административного судопроизводства выступает рассмотрение и разрешение административных дел, вытекающих из правоотношений в рамках административного либо публичного права. Особенностью данного вида судопроизводства является то, что в основе процесса — спорном материальном правоотношении субъекты не равны между собой, так как в качестве одной из сторон выступает публичное образование (субъект, наделенный определенной законом властью над другими).
В настоящее время, ввиду возрастания уровня практического аспекта административного судопроизводства, особое внимание необходимо уделять нормативно-правовому регулированию, ведь именно от состояния законодательного урегулирования процесса прямо зависит эффективность и правильность рассмотрения и разрешения административных дел. Нормативно-правовое регулирование административного процесса осуществляется, в первую очередь Конституцией РФ, а также нормами Кодекса административного судопроизводства, Гражданского процессуального Кодекса РФ и иными.
Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих административное судопроизводство, отличается своим многообразием, так как данный вид судопроизводства регулируется не только внутригосударственным и региональным законодательством, но и международным.
Несмотря на то, что в 2020 году в Конституцию РФ были внесены поправки, уровень международного регулирования продолжает играть важную роль в нашей стране, в том числе и в контексте административного судопроизводства.
Стандарты международного характера, касающиеся судопроизводства в целом, находят свое отражение в большом количестве актов, в том числе и в международных договорах РФ. Однако в 2020 г. конституционный закон был дополнен нормой, при действии которой данное положение изменилось: «не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации». Это правило отражено также и в Кодексе административного судопроизводства РФ. Так, в ч. 4 ст. 15 КАС РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные нормативным правовым актом, имеющим равную или меньшую юридическую силу по сравнению с нормативным правовым актом, которым выражено согласие на обязательность данного международного договора, при разрешении административного дела применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом». Данной нормой не исключается обязательный характер применения некоторых международных договоров, но она дает возможность пренебрегать конституционными положениями при определенных обстоятельствах.
Помимо этого, действует ряд актов международного характера, регулирующих административное судопроизводство, которые носят рекомендательный характер, то есть обязательными для исполнения не являются.
В первую очередь, необходимо отметить положения Конвенции 1950 г., регламентирующих административное судопроизводство, в общем виде они выглядят так: право на судебное рассмотрение дела; гласный характер судебного процесса; равенство всех перед законом и судом; и др.
Административное судопроизводство регулируется не только Конвенцией 1950 г., но и иными международными договорами и соглашениями (напр., договоры о правовой помощи). Несмотря на высокую значимость актов международного характера, центральное место в правовом регулировании административного судопроизводства занимает Основной закон нашего государства — Конституция РФ.
В то же время, примечательно, что именно по поводу административного и административно-процессуального права вопрос основополагающего значения Конституции РФ в определении нормативно-правовых основ является дискуссионным среди правоведов. К примеру, О. Н. Ордина говорит следующее: «...нормативный правовой акт может претендовать на статус источника административного права, если он содержит административно-правовые нормы или отдельные нормативные предписания, входящие в их состав. А возможность распространения конституционных положений на сферу административного права не делает эти положения административно-правовыми; они сохраняют конституционно-правовое содержание и свою отраслевую принадлежность» [6, с. 3]. Многие ученые считают, что данное суждение относится и к административному судопроизводству. Опираясь на данную точку зрения, точно также можно сказать и про другие отрасли российского права, что, в свою очередь, вряд ли можно назвать оправданным, так как конституционный уровень регулирования отличается своей характерной спецификой, и, очевидно, что подробная регламентация в Конституции РФ процесса рассмотрения административного дела судом является нецелесообразным.
Как уже было сказано, Основной закон РФ регламентирует прежде всего основы правосудия в государстве, в том числе выделяет административное судопроизводство в самостоятельный вид судопроизводства на федеральном уровне. Только названное положение уже делает возможным говорить о Конституции РФ как об основе построения системы источников административного судопроизводства. В Конституции РФ содержится также ряд и иных норм, закрепляющих принципиально значимые вопросы регламентации административного судопроизводства в стране: гарантии общего и процессуального характера (ст. ст. 45–54 Конституции РФ).
В связи с изменением редакции ст. 79 Конституции РФ в 2020 году возникла ситуация, при которой необходимо внести соответствующие изменения в КАС РФ, как в специализированный ключевой источник правового регулирования административного судопроизводства. Так, Д. Д. Рожкова в качестве одного из правовых недочетов при новой редакции ст. 79 Конституции РФ считает то, что административно-процессуальное законодательство по сей день является предметом совместного ведения РФ и субъектов Федерации [5, с. 35].
Мы полностью разделяем позицию Д. Д. Рожковой, ведь процессуальный закон -это предмет ведения РФ, в связи с этим в качестве предмета совместного ведения оно фигурировать не может и не должно. Является очевидным, что административно-территориальные единицы РФ не могут издавать и обладать собственным административно-процессуальным законодательством, так как нормы проведения судебного процесса должны быть унифицированы на территории всего государства. Это свидетельствует о том, что развитие конституционного регулирования административного процесса еще не закончено и должно быть продолжено.
Тем не менее, на сегодняшний день можно констатировать, что на уровне конституционного регулирования административное судопроизводство является самостоятельным видом судопроизводства. В первую очередь, это следует исходя из буквального толкования ст. 118 Конституции РФ. Вместе с тем, ст. 126 Конституции РФ была дополнена положением, в соответствии с которым Верховный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством административного судопроизводства и реализует судебный надзор за деятельностью иных судов.
Если говорить о нормативно-правовом регулировании административного судопроизводства федеральными законами, то данный уровень безоговорочно является ключевой нормативно-правовой основой с точки зрения своего объема и содержания.
Принятый в 2015 году КАС РФ закрепил положения, на которых строится система административного судопроизводства, к которым относится следующее: общие положения об административном судопроизводстве (предмет, задачи, принципы); подведомственность и подсудность дел; состав суда; круг лиц, участвующих в деле; вопросы о доказательствах и доказывании; процессуальные сроки; и многие др.
По существующему кодифицированному акту в сфере административного судопроизводства одним из субъектов административно-процессуальных отношений является «административный истец».
Основные характеристики процессуального статуса данного лица изложены в ст. 38 КАС РФ. Положительной чертой данного закона является то, что это в нем есть легальное определение понятия, как и указание на систему тех субъектов, которые могут выступать в процессе в качестве административного истца. Законодательное определение понятия «административный истец» выглядит следующим образом: «Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций».
Кроме того, существует ряд проблем правоприменения КАС РФ на практике. К примеру, изначально административные дела рассматривались по правилам Гражданского кодекса РФ и Арбитражного кодекса РФ, что создавало массу проблем по причине недостатка правовых норм.
По нашему мнению, основная идея создания КАС РФ состояла в том, чтобы установить специальные правила рассмотрения дел с участием публичных субъектов.
По сей день среди научных деятелей ведутся активные дискуссии относительно недостатков и преимуществ действующего на сегодняшний день кодифицированного акта, регулирующего административное судопроизводство.
Одним из основных проблемных вопросов существующего административного процесса является институт представительства. На сегодняшний день представитель участников спорного материального правоотношения должны обладать высшем юридическим образованием. Многие представители научного сообщества считают, что данное условие представляет собой нарушение процессуальных гарантий прав сторон административного дела на защиту своих прав судом и порождает неравенство между участниками в зависимости от категории дела.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что Кодекс административного судопроизводства РФ обладает как преимуществами, так и недостатками. К проблемам следует отнести регулирование института представительства в административном судопроизводстве, а также недостаточно точное регламентация правового статуса органов исполнительной власти в административном процессе, в частности вопрос о том, является ли участник спорного административного правоотношения публичным или должностным лицом. Данные недостатки порождают проблемы применения административно-процессуального законодательства судами.
Таким образом, необходимо внести соответствующие изменения в КАС РФ, которые бы исключили возникающие на практике проблемы административного судопроизводства.
Литература:
- Мартынов, В. А. Понятие и сущность административного судопроизводства в Российской Федерации судопроизводство, 2015. / В. А. Мартынов. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-administrativnogo-sudoproizvodstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.09.2024).
- Рожкова, Д. Д. Конституция Российской Федерации в системе источников судебного административно-процессуального права, 2020. / Д. Д. Рожкова. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsiya-rossiyskoy-federatsii-v-sisteme-istochnikov-sudebnogo-administrativno-protsessualnogo-prava (дата обращения: 24.09.2024).
- Стародымов, А. С. Нормативно-правовые основы административного судопроизводства. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации как индикатор осуществления административного судопроизводства в особом порядке, 2022. / А. С. Стародымов. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovye-osnovy-administrativnogo-sudoproizvodstva-kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiyskoy-federatsii-kak (дата обращения: 24.09.2024).