Правоприменение в целом и административное правоприменение в частности — это деятельность, которой государство уделяет особое внимание. Административное право непосредственно затрагивает законные права и интересы граждан и организаций, является инструментом управления самыми разными отраслями и сферами жизни общества. Актуальными являются проблемы, которые затрагивают реализацию положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в процессе осуществления деятельности судов общей юрисдикции. В результате исследования сформулированы предложения по совершенствованию механизмов, политики, порядка и процедур, позволяющих судам общей юрисдикции рассматривать и принимать решения о применении мер административного регулирования, а также преодолевать недостатки с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности по предупреждению административных правонарушений, а вместе с тем наилучшую защиту законных прав и интересов граждан.
Ключевые слова: административное судопроизводство, суды общей юрисдикции, меры процессуального принуждения, административное законодательство, принцип процессуальной экономии.
Административные правоотношения — это общественные отношения, возникающие в процессе государственного административного управления, которые регулируются административно-правовыми нормами между органами, организациями и физическими лицами, имеющими права и обязанности по отношению друг к другу в соответствии с положениями административного права.
В Российской Федерации сравнительно недавно был введен Кодекс административного судопроизводства (далее — КАС РФ) — в марте 2015 года [1]. На сегодняшний день происходит постоянное его дополнение в связи с возникающими проблемами в административном процессе.
Суды общей юрисдикции проверяют и собирают документы и доказательства для разрешения административных дел и осуществляют иные полномочия, предусмотренные административным законодательством. Выносит решения об отсрочке, освобождении, сокращении или временном приостановлении исполнения мер воздействия, применяемых судом, и осуществляет иные полномочия в установленном порядке. Обеспечивает единообразное применение закона в суде. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные КАС РФ [6, с. 1013].
В соответствии с положениями Конституции РФ, определяющими обязанности суда, суд обязан защищать справедливость, права человека, права граждан, государство, законные права и интересы организаций и граждан. В Конституции подчеркивается, что защита правосудия, прав человека и прав граждан является первоочередной задачей суда, за которой следует задача защиты интересов государства, страны, законных прав и интересов организаций. Суд должен быть местом, где каждый гражданин находит правду, правду; суд обязан защищать правосудие при нарушении прав и интересов отдельных лиц, учреждений и организаций; когда гражданин обращается в суд с просьбой урегулировать спор, суд несет ответственность за принятие решения без права отказа [2, с. 80].
Таким образом, судам общей юрисдикции отводится роль организатора судебного разбирательства, обязанного создавать условия для реализации сторонами предоставленных им прав, а также объективно и справедливо разрешать дела по существу. Исходя из принципа состязательности и равенства процессуальных прав сторон, порядок исследования и объем представляемых доказательств определяется самими сторонами.
Проблемным вопросом является реализация принципа процессуальной экономии в административном процессе. Данный принцип позволяет избежать процессуальной волокиты, превышения установленных КАС РФ сроков рассмотрения дел в суде, а также стимулирует стороны на стадии подготовки дела к судебному разбирательству собирать все необходимые доказательства в обоснование своей позиции [3, с. 114].
При рассмотрении проблем и направлений совершенствования механизма «процессуальной экономии» административного производства были выявлены следующие моменты: очевидно, что существуют определенные проблемы в толковании принципа «процессуальной экономии» и их исчисления в российском административном законодательстве. Однако они не являются неразрешимыми, многие нововведения требуют дальнейшего изучения и исследования с учетом национальных правовых традиций, а также прецедентного права судов общей юрисдикции.
На наш взгляд, объективно невозможно установить для таких различных категорий дел общий срок рассмотрения. Например, дела по искам прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании граждан пройти профилактический медицинский осмотр на предмет выявления туберкулеза возможно рассмотреть в предусмотренный КАС РФ срок, однако дела по искам об оспаривании условий содержания в учреждениях ФСИН России как правило требуют привлечения дополнительных участников дела, сбора обширной доказательственной базы, в частности истребование книг учета содержавшихся в учреждениях лиц, обозрение иных дел по аналогичным обстоятельствам, в результате чего производство по делу по объективным причинам может затянуться до полугода [5, с. 810].
Чрезмерная продолжительность срока в административном производстве является серьезной проблемой в большинстве государств. Это остается одним из наиболее частых нарушений. Концепция «процессуальной экономии» отражает оптимальный баланс между продолжительностью и качеством рассмотрение дела. Всестороннее и полное изучение судом обстоятельств дела с соблюдением процессуальных прав сторон всегда требовало много времени. Чтобы обеспечить вышеуказанный баланс, концепция «процессуальной экономии» основана на индивидуальном подходе к делу. Этот подход должен основываться на таких критериях, как:
— сложность дела,
— поведение сторон,
— действия рассматриваемого суда и других государственных органов, участвующих в процессе,
— важность дела для истца.
КАС РФ устанавливает задачи по предоставлению информации, документов и доказательств и взаимодействию с процессуальными органами при разрешении и рассмотрении административных дел организаций и лиц, связанных с ними лиц, а также содержит положения об ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление информации, документы и доказательства [4, с. 65].
Но фактическое выполнение этих правил не было очень эффективным, что влияет на ход и качество сбора информации, документов и доказательств; на результаты доказательства; невыполнение требований по повышению качества судопроизводства в административном судопроизводстве. Это одна из причин, по которой многие судебные решения отменяются или исправляются, многие дела приходится рассматривать много раз на протяжении многих лет. Этот вопрос требует внимательного рассмотрения и требует внесения поправок.
Россия стремится построить цифровую экономику, требования по применению информационных технологий в административном судопроизводстве уже существуют и актуальны, требуют всестороннего изучения для внесения изменений и дополнений в административное судопроизводство. В котором решаются вопросы ведения судопроизводства по электронной почте (получение, обработка, хранение данных об исковом заявлении, ходатайствах) и судебного разбирательства в режиме онлайн.
Соответственно, необходимо тщательное изучение данных вопросов для внесения изменений в действующие нормы административного процессуального законодательства и добавления новых для лучшего обслуживания административного процесса в условиях цифровой экономики, удовлетворения требований интеграции и развития страны.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на современном этапе развития необходимо совершенствование процессов административного судопроизводства в судах общей юрисдикции посредством внесения изменений в КАС РФ.
Литература:
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. — 09.03.2015. — № 10. — ст. 1391.
- Белозерцева Д. Н. Актуальные проблемы применения Кодекса административного судопроизводства РФ судами общей юрисдикции и пути их решения// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5–1 (80). — с.80–82.
- Гришковец А. А. Рассмотрение судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях — не правосудие // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. — с.113–115.
- Керамова С. Н. Административное судопроизводство в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ// Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. № 3. — с.64–66.
- Олимпиев А. Ю. О проблемах регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации// Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. — с.809–811.
- Опалев Р. О. К вопросу о праве на судебную защиту в административном и арбитражном судопроизводстве// Право и государство: теория и практика. 2021. № 5 (197). — с.1013–1014.