Предпосылки и экономико-правовые последствия отмены ЕНВД | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Степаненко, Д. А. Предпосылки и экономико-правовые последствия отмены ЕНВД / Д. А. Степаненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/358/79997/ (дата обращения: 09.05.2021).



В статье анализируются обстоятельства, послужившие причинами для отмены специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Автор рассматривает возможные экономические, правовые и социальные последствия прекращения действия данной системы налогообложения, а также предлагает различные подходы к решению возникших в результате этого противоречий.

Ключевые слова: ЕНВД, налог, специальный налоговый режим, система налогообложения.

Субъекты малого бизнеса в Российской Федерации наделены возможностью применять особый порядок исчисления налога путем использования специальных налоговых режимов. Специальный налоговый режим представляет собой систему налогообложения, использование которой направлено на возможность сокращения документооборота и отчетности, а также снижения налоговой нагрузки для конкретных субъектов предпринимательской деятельности. Одним из специальных налоговых режимов является система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), действовавшая с 1 января 2003 года до 31 декабря 2020 года.

В момент своего введения в 2003 году, когда экономика Российской Федерации восстанавливалась от последствий «шоковой терапии» и тяжелых для государства 90-х годов XX века, малый бизнес нуждался в поддержке, которая была оказана с помощью введения ЕНВД, ставшим серьезным налоговым стимулом, которому удалось решить поставленные перед ним задачи.

Во-первых, предприятия и индивидуальные предприниматели, использующие данный налоговый режим, оказались в прозрачной правовой среде, поскольку была обеспечена простота исчисления налога, помогавшая избежать непреднамеренные и серьезные налоговые нарушения.

Во-вторых, поскольку ЕНВД напрямую не связан с финансовым результатом экономического субъекта, он позволил снизить степень зависимости от контролирующих органов. При этом экономические субъекты, которые только начали свою деятельность, могли заблаговременно самостоятельно исчислить размер выплат в бюджет по ЕНВД. Данный налоговый режим предоставил применяющим его субъектам полное понимание о размере налогового бремени в силу фиксированного размера выплат [3, с. 226].

В последние годы действия ЕНВД потребность в его развитии ставилась под сомнение, поскольку возможности налогового администрирования фискальных органов перешли на качественно другой уровень, что позволило им точно отслеживать все денежные потоки организаций. Кроме того, существенным недостатком налогового режима оставалось то, что информация о фактических доходах экономического субъекта оставалась нераскрытой, что не позволяло определить уровень изъятия.

29 сентября 2019 года, Президентом РФ был подписан закон № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который исключает с 1 января 2021 года налоговую систему в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности из перечня специальных налоговых режимов [1].

В настоящее время мнения вокруг этого решения являются неоднозначными. Первая группа представителей полностью поддерживает отмену ЕНВД, указывая на неактуальность и неэффективность данного налогового режима в современных условиях, другие утверждают, что данное решение оказывает негативное влияние на экономику Российской Федерации. Так или иначе, в связи с отменой ЕНВД субъектам предпринимательства, ранее использовавшим указанный налоговый режим, необходимо было определиться с выбором альтернативного варианта налогообложения до конца 2020 года.

При подборе режима необходимо было учесть и проанализировать множество факторов: сферу деятельности, численность сотрудников, планируемый доход, балансовую стоимость имущества, а также запросы клиентов.

Лучшими альтернативами стали специальные налоговые режимы, действующие на территории Российской Федерации. Для юридических лиц из специальных налоговых режимов была доступна только упрощенная система налогообложения. Индивидуальным предпринимателям предоставлялся выбор следующих режимов налогообложения:

1) Упрощенная система налогообложения;

2) Патентная система налогообложения;

3) Налог на профессиональный доход [2, с. 96].

Большинство предприятий после отмены ЕНВД отдали предпочтение самому применяемому по статистке налоговому режиму по упрощенной системе налогообложения (далее — УСН). Законами субъектов Российской Федерации установленные ставки УСН могут быть и понижены: с 6 до 1 %, с 15 до 5 %. Кроме того, выбор данного налогового режима в качестве альтернативы для отмененного ЕНВД обуславливался тем, что в целях поддержки субъектов малого бизнеса в связи с пандемией большинство субъектов Российской Федерации уменьшили налоговые ставки, что подразумевает вероятность, что некоторые предприятия не понесут существенных потерь после отмены ЕНВД.

Наиболее схожим налоговым режимом с ЕНВД является патентная система налогообложения. Патент можно приобрести сроком от 1 до 12 месяцев. Кроме того, общим с ЕНВД является то, что стоимость патента не зависит от реального дохода, а устанавливается из потенциально возможного.

Самым выгодным и наиболее простым в использовании налоговым режимом является налог на профессиональный доход, применяемый в Российской Федерации с 2019 года. Однако данный режим содержит достаточно большое количество ограничений, что во многих случаях делает данный режим невозможным для дальнейшего перехода на него с ЕНВД.

В связи с отменой такого специального налогового режима как ЕНВД целесообразным является рассмотрение последствий данного решения.

Во-первых, по причине ухода с рынка ряда субъектов предпринимательской деятельности, которые не в состоянии продолжать свою работу на ином режиме налогообложения, вполне возможным является снижение числа рабочих мест.

Во-вторых, существует сценарий, согласно которому в связи с отменой ЕНВД вырастет теневой сектор экономики, в результате чего произойдет падение отчислений в бюджет.

В-третьих, в связи с сокращением доли, приходящейся на субъекты малого предпринимательства, а также по причине снижения предпринимательской инициативы, возрастет монополизация экономических рынков.

Совокупность указанных последствий может повлечь серьезное падение экономической активности населения страны, что в свою очередь может привести к снижению темпов роста экономики. Без необходимой поддержки малый бизнес серьезно пострадает, что негативно скажется на экономическом благополучии всей страны.

В связи с этим наиболее рациональными являются 2 подхода к решению возникших противоречий в связи с отменой ЕНВД.

Первый поход предполагает модернизацию ЕНВД. В рамках данного подхода целесообразно внедрить ряд следующих мер [4, с. 66]:

1) пересмотреть размер вмененного дохода в соответствии с текущим реальным доходом предпринимателей;

2) увеличить гибкость использования налогового коэффициента на уровне субъектов Российской Федерации;

3) усилить контроль за регистрацией индивидуальных предпринимателей и применением ЕНВД с использованием информационных технологий для пресечения создания незаконного бизнеса;

4) оказывать поддержку индивидуальным предпринимателям, испытывающим трудности. В частности, предлагать ЕНВД как альтернативу для предприятий, не справляющихся с налоговой нагрузкой иных систем налогообложения.

Второй подход предполагает подготовку соответствующей альтернативы для отмененного ЕНВД. В частности, ввести налоговые льготы в отношении тех субъектов, которые применяли данный налоговый режим и не смогли перейти на патентную систему. Кроме того, возможным решением в рамках данного подхода может служить доработка патентной системы.

Таким образом, в связи с отменой ЕНВД как специального налогового режима целесообразно применение ряда мер по совершенствованию единого налога на вмененный доход и дальнейшая подготовка альтернативных налоговых режимов.

Литература:

  1. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ // Российская газета. — 2019. — 2 октября. — Текст: непосредственный.
  2. Абаева, К. А. Отмена ЕНВД: Какой выбрать новый налоговый режим / К. А. Абаева // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 69–3. — С. 94–97. — Текст: непосредственный.
  3. Асеев, В. М. Предпосылки отмены ЕНВД и ее потенциальные последствия / В. М. Асеев // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2020. — № 1–1. — С. 225–228. — Текст: непосредственный.
  4. Лобанова, А. С. Особенности применения, реформирования и отмены ЕНВД (на примере Республики Мордовия) / А. С. Лобанова // Контентус. — 2020. — № 6 (95). — С. 63–68. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, налоговый режим, вмененный доход, система налогообложения, специальный налоговый режим, единый налог, малый бизнес, отдельный вид деятельности, отмена, упрощенная система налогообложения.


Задать вопрос