Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.10.2019

Статья просмотрена: 3458 раз

Библиографическое описание:

Стукашова, С. А. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима / С. А. Стукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62738/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрывается понятие и сущность упрощенной системы налогообложения в аспекте современной правовой действительности, кратко освещены история становления УСН, проанализированы последствия введения УСН, упрощенная система налогообложения рассмотрена как специальный налоговой режим, также освещены основные положения УСН.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, специальный налоговый режим, единый налог, средняя численность работников, налог, доходы, расходы, общество с ограниченной ответственностью, налоговая нагрузка, объект налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) была создана как альтернатива общепринятой системе налогообложения, которая отличается большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Целью установления УСН стало упрощение системы исчисления налогов для средних и малых предприятий, которые являются важнейшим элементом рыночной экономики.

Сущность упрощенной системы налогообложения состоит в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, который сделали выбор в пользу данного специального налогового режима, заменяется уплатой единого налога, который исчисляется в определенном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Предпосылки для формирования данного налогового режима начали формироваться еще в 80-х годах XX века. В 1995 году был принят закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [8], которым впервые были установлены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства и введен специальный налоговой режим «упрощенная система налогообложения». В 2003 году развитие УСН в России перешло на новый этап: была принята новая глава НК РФ 26.2 «Упрощённая система налогообложения», которая, по сути, изменила ранее действующую упрощённую систему налогообложения, учета и отчетности, для субъектов малого предпринимательства.

Организациями и индивидуальными предпринимателями УСН применяется в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ наряду с иными режимами налогообложения. Она может применяться всеми субъектами экономической деятельности, которые соответствуют установленным в законе критериям, за исключением некоторых категорий налогоплательщиков, установленных в ст. 346.12 НК РФ. Кроме того, важным свойством УСН является то, что она может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями одновременно с иными режимами налогообложения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 346.11 НК РФ).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим, созданный для улучшения положения субъектов малого и среднего предпринимательства, претерпела существенные изменения: c момента принятия глава 26.2 НК РФ, в ходе различных экономических преобразований в стране, она существенно изменила своё содержание. Обусловлено подобное положение дел, прежде всего, экономически факторами и влиянием мирового сообщества: нестабильностью курса иностранной валюты, мировыми финансовыми кризисами и др. На настоящий момент малый бизнес продолжает сталкиваться с рядом проблем, препятствующих увеличению его доли в ВВП России (в России данный показатель составляет 20 %, в то время как в развитых европейских странах от может варьироваться от 50 до 80 %).

При этом, как показывает практика последних лет, введение упрощенной системы налогообложения оказало положительное влияние на развитие малого бизнеса, так как произошел существенный рост количества зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей [4, с. 934].

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат), общее количество зарегистрированных предприятий возросло с 4149,8 тыс. ед. в 2004 г. до 4886 тыс. ед. в 2012 г. (или на 17,74 %), в том числе количество малых предприятий увеличилось с 953,1 тыс. ед. до 2033 тыс. ед. (или на 113,3 %) [6, с. 86]. Общее количество записей о регистрации юридических лиц, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.01.2019 г. по Российской Федерации, составило 114 542 253 единиц; общее количество записей о регистрации юридических лиц, внесенных в ЕГРЮЛ в период с 01.01.2018 по 01.01.2019 г. — 8 153 848 единиц [5].

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства представляет собой специальный налоговый режимом. Из теории права следует, что специальный налоговый режим или разновидность особенного «правового режима». Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для определенных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, и обязательно включает в себя единый налог, как основной элемент [7, с. 153].

Следует выделить следующие признаки специальных налоговых режимов:

– применяются только отдельными категориями налогоплательщиков, которые чётко определены законодателем;

– основаны на предоставлении определенных преимуществ по сравнению с иными режимами налогообложения, в рамках которых осуществляется уплата налогов и сборов в общем порядке, в целях упрощения ведения бухгалтерского учета и снижения налогового бремени;

– применение предполагает, как освобождение от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов, так и особый порядок определения элементов налогообложения по основным налогам в целях снижения налогового бремени.

Рассмотрим основные положения упрощенной системы налогообложения:

1) Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, единым налогом. Так, организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

2) Ограничение по численности работников, применяющих упрощённую систему налогообложения, составляет 100 человек. Отметим, что на практике вопрос определения средней численности работников не разрешён однозначно. При этом, Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» [2] регламентируется порядок определения средней численности работников, который возможно применять и в данном случае.

3) Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили сумму, установленную законодателем.

4) Возможны два объекта налогообложения — доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком. Стоит отметить, что в соответствии со сложившейся судебной практикой, доход для целей упрощенного налогообложения возникает на дату зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, а не в момент их отправки и списания со счёта контрагента [3].

5) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, подают одну налоговую декларацию в год по итогам налогового периода.

Следует выделить следующие преимущества упрощенной системы налогообложения:

1) Данный специальный налоговый режим вводится в действие Федеральным законом Российской Федерации и действует на территории всей страны вне зависимости от воли местного самоуправления. Таким образом, налогоплательщики всей страны находятся в равных условиях и ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения, местными органами власти невозможны.

2) Добровольность перехода на упрощенную систему налогообложения.

3) При переходе на упрощенную систему налогообложения значительно снижается налоговая нагрузка на субъект предпринимательства, посредством замены уплаты нескольких налогов одним — единым налогом: для организаций:

– налог на прибыль организаций,

– налог на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствие с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ),

– налог на имущество организаций;

для индивидуальных предпринимателей:

– налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),

– налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную границу РФ),

– налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

4) Налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), за некоторым исключением.

5) Сравнительно небольшие ставки единого налога, что позволяет снизить налоговую нагрузку.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что применение УСН позволяет малому бизнесу законным способом провести оптимизацию налоговой нагрузки, упростить налоговый учёт. При этом, особенности данного налогового режима должны соответствовать реалиям времени, что позволит через налоговое регулирование стимулировать развитие малого бизнеса.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. № 148–149. 06.08.1998.

2. Приказ Росстата от 22.11.2017 № 772 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» // Правовая система «Консультант Плюс», 2019.

3. Постановление № Ф09–5536/17 по делу № А76–306/2017 от 04.10.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.arbitr.ru/.

4. Кукреш К. В., Левкина Е. В. Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 8–5. — С.933–936.

5. Официальный сайт налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 13.08.2019)

6. Падыганов А. В., Курочкина Н. В. Значение и сущность упрощённой системы налогообложения в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». — 2015. — № 6. — С. 82–88.

7. Смагина А. Ю. Особенности правового регулирования упрощённой системы налогообложения в РФ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 3 (8). — С. 150–156.

8. Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 15 (утратил силу).

Основные термины (генерируются автоматически): упрощенная система налогообложения, РФ, единый налог, специальный налоговый режим, налог, малое предпринимательство, малый бизнес, налоговая нагрузка, Российская Федерация, численность работников.


Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы...

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое обложение, налоговые санкции, упрощенная система налогового обложения.

Одной из самых актуальных проблем реформирования налоговой сферы в РФ остается совершенствование налогообложения...

Особенности налогообложения малого бизнеса

малый бизнес, система налогообложения, налоговый режим, налогообложение малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса.

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале...

Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для помощи малому бизнесу, отчетность не такая сложная, да и имеется ряд послаблений. Индивидуальные предприниматели могут сами выбрать, каким способом им уплачивать единственный налог: налог на «доход» – 6...

Малое предпринимательство: проблемы развития и выбор...

Библиографическое описание: Девятаева Н. В., Ельмеева И. Г. Малое предпринимательство: проблемы развития и выбор налогового режима

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальный предприниматель, общая система налогообложения, упрощенная система...

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий...

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим

Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования.

По состоянию на 2016 год Налоговым Кодексом Российской Федерации для российского...

Налоговые льготы как средство стимулирования малого...

В Российской Федерации существует четыре специальных системы налогообложения. Они предусматривают низкие налоговые ставки

УСН (Упрощенная система налогообложения) — численность работников в 2017 году — не более 100 человек, а лимит годовой выручки...

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого...

Специальные налоговые режимы являются основой механизма защиты и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Возможность установления и применения специального режима налогообложения закреплена в п. 7 ст. 12 НК РФ, а непосредственно...

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами

В РФ доля малого бизнеса меньше, чем в развитых странах. Так, США является лидером по

В РФ действуют специальные налоговые режимы, предоставляющие льготные условия...

Выбор оптимального режима налогообложения для малого...

При правильном выборе системы налогообложения предприятие может не переплачивать налоги, развиваться по оптимальной схеме. Варианты систем налогообложения на то и даны в законодательстве, чтобы малые предприятия могли нести посильное налоговое бремя.

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы...

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое обложение, налоговые санкции, упрощенная система налогового обложения.

Одной из самых актуальных проблем реформирования налоговой сферы в РФ остается совершенствование налогообложения...

Особенности налогообложения малого бизнеса

малый бизнес, система налогообложения, налоговый режим, налогообложение малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса.

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале...

Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для помощи малому бизнесу, отчетность не такая сложная, да и имеется ряд послаблений. Индивидуальные предприниматели могут сами выбрать, каким способом им уплачивать единственный налог: налог на «доход» – 6...

Малое предпринимательство: проблемы развития и выбор...

Библиографическое описание: Девятаева Н. В., Ельмеева И. Г. Малое предпринимательство: проблемы развития и выбор налогового режима

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальный предприниматель, общая система налогообложения, упрощенная система...

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий...

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим

Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования.

По состоянию на 2016 год Налоговым Кодексом Российской Федерации для российского...

Налоговые льготы как средство стимулирования малого...

В Российской Федерации существует четыре специальных системы налогообложения. Они предусматривают низкие налоговые ставки

УСН (Упрощенная система налогообложения) — численность работников в 2017 году — не более 100 человек, а лимит годовой выручки...

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого...

Специальные налоговые режимы являются основой механизма защиты и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Возможность установления и применения специального режима налогообложения закреплена в п. 7 ст. 12 НК РФ, а непосредственно...

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами

В РФ доля малого бизнеса меньше, чем в развитых странах. Так, США является лидером по

В РФ действуют специальные налоговые режимы, предоставляющие льготные условия...

Выбор оптимального режима налогообложения для малого...

При правильном выборе системы налогообложения предприятие может не переплачивать налоги, развиваться по оптимальной схеме. Варианты систем налогообложения на то и даны в законодательстве, чтобы малые предприятия могли нести посильное налоговое бремя.

Задать вопрос