Использование упрощённой системы налогообложения малыми предприятиями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Игнатова И. О. Использование упрощённой системы налогообложения малыми предприятиями [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14983/ (дата обращения: 20.09.2019).



В статье раскрыта роль налогообложения для субъектов малого бизнеса, которые являются важнейшим звеном рыночной экономики, способствующим гармоничному развитию государства. Изложены сущность и значение упрощённой системы налогообложения, рассмотрено её нормативное регулирование, а также описаны условия перехода на УСН и порядок прекращения её применения.

Ключевые слова: упрощённая система налогообложения, субъекты малого предпринимательства, специальный налоговый режим, налоговое бремя, нормативное регулирование УСН.

In this article we explore the role of taxation for small businesses that are an essential element of the market economy contributing to harmonious development of the state. The article presents the essence and significance of the simplified taxation system, examines its regulatory framework as well as defines the terms of the transition to the STS and the procedure for eliminating its application.

Keywords: simplified taxation system, small businesses, special tax regime, tax burden, regulatory framework for the STS.

Проблема налогообложения субъектов малого бизнеса является насущной во многих стран мира, в том числе и в России. В нашей стране малые предприятия выступают ключевым звеном и индикатором развития экономики. Они зачастую сталкиваются с определёнными трудностями ведения хозяйственной деятельности, что обусловлено условиями жёсткой конкуренции на современном рынке. Для того чтобы эффективно функционировать, субъекты малого бизнеса нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно это касается снижения налогового бремени.

Каждая организация, желая обеспечить свою конкурентоспособность, ищет пути легального снижения налоговых выплат, иными словами, стремится к оптимизации налогообложения. Сущность данного процесса заключается в уменьшении налоговой нагрузки предприятия посредством использования различных методов, в том числе упрощённой системы налогообложения (УСН).

Актуальность данной темы подтверждается тем, что субъекты малого бизнеса придают экономке необходимую гибкость, способствуют созданию новых рабочих мест, обладают значительным антимонопольным потенциалом, мобилизуют финансовые средства населения и содействуют освоению перспективных производств.

В настоящее время государство предоставляет возможность применения различных легальных способов, позволяющих снижать размер налоговых платежей. Предприятию необходимо только выбрать и адаптировать наиболее приемлемые для него варианты, предложенные государством.

В Российской Федерации существуют следующие режимы налогообложения:

общий режим налогообложения — характеризуется тем, что налогоплательщики уплачивают все налоги и сборы, которые установлены налоговым законодательством,

специальные налоговые режимы — подразумевают законные способы оптимизации налогообложения.

Среди разновидностей специальных налоговых режимов выделяют упрощённую систему налогообложения.

Упрощённая система налогообложения — это налоговый режим, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, а также упрощение ведения их бухгалтерского учёта.

Налоговый период при упрощённой системе налогообложения — календарный год. УСН не подразумевает льгот для налогоплательщиков.

Суть упрощённой системы налогообложения состоит в следующем: организации вместо традиционных налогов таких, как налог на имущество, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог с продаж, уплачивают установленный единый налог. Если речь идёт об индивидуальных предпринимателях, то они освобождаются ещё и от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности за соответствующий налоговый период. Суммы единого налога УСН, которые уплатил налогоплательщик, перечисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100 %.

Упрощённая система налогообложения даёт возможность налогоплательщику самому выбирать объект налогообложения. Существует несколько вариантов:

объектом налогообложения выступают доходы — в этом случае ставка налога составляет 6 %. Если у предпринимателя нет наёмных сотрудников, он имеет право сократить сумму единого налога УСН на величину страховых взносов, которые он уплатил за себя,

объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов — при данном условии ставка налога равна 15 %. По окончании налогового периода налогоплательщик должен рассчитать размер минимального налога — 1 % от выручки. В том случае, когда величина налога, который рассчитан по принципу «доходы минус расходы» меньше размера минимального налога, в бюджет следует перечислять последнюю из указанных сумм. В следующие налоговые периоды налогоплательщик вправе включить величину разницы между налогом, рассчитанным в общем порядке, и минимальным налогом в расходы по УСН.

Налогоплательщик имеет право изменить объект налогообложения со следующего календарного года.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны упрощённой системы налогообложения.

Среди преимуществ УСН можно назвать следующие:

− есть возможность самостоятельного выбора объекта налогообложения,

− операции не облагаются НДС, следовательно, не нужно оформлять счета-фактуры,

− упрощено ведение налогового учёта,

− сокращена налоговая нагрузка на налогоплательщика,

− предоставление налоговой декларации один раз в год,

− не требуется ведение журналов регистрации счетов-фактур.

Как правило, использование УСН позволяет увеличить размер чистой прибыли предприятия на 10–50 %.

Если говорить о недостатках, то они заключаются в том, что:

− запрещено заниматься некоторыми видами деятельности (например, страховой деятельностью, банковской деятельностью),

− в случае получения убытков приходится уплачивать минимальный налог,

− отсутствие права открывать представительства (филиалы),

− есть возможность утраты права на использование УСН.

Следует отметить, что предприятия, применяющие УСН, по закону не освобождаются от уплаты государственных пошлин, лицензионных сборов, таможенных платежей, равно как и от перечисления в бюджет арендной платы за имущество и землю, которые принадлежат государству.

Субъекты малого бизнеса, которые используют УСН, должны осуществлять кассовые операции и предоставлять статистическую отчётность в соответствии с установленными правилами. Указанные предприятия должны выполнять обязанности налоговых агентов, которые определены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Упрощённая система налогообложения появилась в 1995 г., когда был принят Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, вступивший в силу 1 января 1996 г. Данный закон устанавливал определённые требования к предприятиям, которые могли перейти на новый налоговый режим, а также условия возвращения на общую систему налогообложения (ОСН). УСН ввела единый налог вместо уплаты целого ряда налогов и сборов, которые были определены законодательством РФ. Единый налог рассчитывается по итогам хозяйственной деятельности предприятия за отчётный год. Был упрощён порядок ведения бухгалтерского учёта и подачи отчётности [2].

Однако на практике существующая нормативная база не давала возможность раскрыть потенциал УСН и расширить масштабы её применения. В связи с этим 1 января 2003 г. вступила в действие новая глава Налогового кодекса РФ «Упрощённая система налогообложения», которая заменила Федеральный закон № 222-ФЗ.

В статье 18 Налогового кодекса РФ сказано следующее: «Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов …» [1]. Налоговые режимы сами по себе не являются налогами или сборами. Они выступают как целостные системы законодательных норм, которые определяют особенности и порядок налогообложения конкретных субъектов.

В главе 26.2 Налогового кодекса РФ установлен перечень субъектов, которые не могут использовать УСН. К ним относятся:

− негосударственные пенсионные фонды,

− индивидуальные предприниматели, занятые в сфере игорного бизнеса,

− нотариусы, которые занимаются частной практикой,

− компании, у которых есть представительства или филиалы,

− ломбарды,

− предприятия, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции и др. [1]

Переход на УСН налогоплательщик осуществляет добровольно посредством подачи в Федеральную налоговую службу письменного уведомления о своём намерении сменить систему налогообложения и учёта. В том случае, если субъект соответствует всем заявленным требованиям, он может перейти на УСН с 1 января.

В ходе изменения экономической ситуации в России глава 26.2 Налогового кодекса РФ существенно изменила своё содержание, и процесс реформирования продолжается.

Говоря о системных направлениях совершенствования правовых норм, касающихся УСН, следует отметить, что необходимо постоянно пересматривать параметры, позволяющие налогоплательщикам переходить на использование УСН.

Изначально введение упрощённой системы налогообложения подразумевало замещение целого ряда налогов уплатой единого налога. Однако со временем это положение претерпело определённые изменения. Так, с 1 января 2015 г. предприятия, которые используют УСН, обязаны уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым складывается как их кадастровая стоимость.

Преобразования затронули и состав годовой бухгалтерской отчётности. Раньше организации на УСН должны были предоставлять только декларацию по налогу УСН и составлять книги учёта доходов и расходов. С 2015 г. годовая бухгалтерская отчётность предприятий, применяющих УСН, включает в себя бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним. Годовую бухгалтерскую отчётность разрешается предоставлять без конкретизации показателей по статьям. В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах организации приводят только самые важные, по их мнению, данные.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что упрощённая система налогообложения должна регулярно пересматриваться, для того чтобы одновременно удовлетворять потребности государства и соответствовать нуждам субъектов малого бизнеса.

В последнее время всё большее количество предпринимателей при выборе форм налогообложения обращают внимание на упрощённую систему налогообложения. Однако использовать такой специальный налоговый режим могут не все предприятия, а только те, которые отвечают установленным требованиям.

Прежде всего, субъект малого бизнеса не должен входить в перечень организаций, которые, согласно статье 346.12 Налогового кодекса РФ, не имеют права использовать УСН [1].

Кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:

− заявление о переходе на использование УСН подано в сроки, которые определены Налоговым кодексом РФ (см. табл. 1),

− величина дохода организации за 9 месяцев того года, который предшествует году перехода на УСН, не может превышать 112,5 млн. руб. — данное требование касается организаций, которые уже ведут свою деятельность, на вновь созданные предприятия оно не распространяется,

− предприятие, ранее применявшее УСН, может вновь подать заявление на использование данного режима налогообложения лишь спустя 1 год с момента, когда оно перешло на другой режим налогообложения.

Таблица 1

Сроки подачи уведомлений иначала деятельности по упрощённой системе налогообложения [4, с. 39]

Категории организаций ииндивидуальных предпринимателей

Срок подачи уведомлений опереходе на упрощённую систему

Начало деятельности по упрощённой системе

Действующие организации и индивидуальные предприниматели

Не позднее 31 декабря текущего года

С 1 января следующего года

Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели

Не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе

С даты постановки их на учёт в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе

Организации и индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вменённый доход

Не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вменённый доход

С начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вменённый доход

Что касается прекращения использования УСН, то оно может происходить как в добровольном, так и в обязательном порядке.

Организации на УСН вправе по собственному желанию перейти на другой режим налогообложения, но только после окончания налогового периода по УСН. Такой переход возможно осуществить с начала следующего календарного года. Налогоплательщик должен оповестить налоговый орган о своём решении не позднее 15 января того года, в котором он планирует перейти на иной режим налогообложения.

Уведомление, предоставляемое в налоговый орган, об отказе от использования УСН может быть составлено в произвольной форме. Однако существует рекомендованная форма № 26.2–3, которая была утверждена приказом ФНС России от 02.11 2012 № ММВ-7–3/829@.

В ряде случаев организация не добровольно, а обязательно должна прекращать применение УСН. Это происходит, если:

− её доходы за отчётный или налоговый период составили более 150 млн. руб.,

− остаточная стоимость имущества, которое подлежит амортизации, превышает 150 млн. руб. В данную величину включаются только те основные средства, которые находятся в собственности предприятия,

− численность сотрудников составляет более, чем 100 человек,

− доля участия сторонних предприятий в уставном капитале превышает 25 %.

В любом из указанных случаев предприятие должно сообщить в налоговый орган о переходе на ОСН. Также необходимо указать причины, по которым организация больше не будет применять УСН. Информация в налоговый орган должна поступить не позднее, чем через 15 дней с момента окончания отчётного периода.

Сообщение о лишении права на использование УСН составляется в соответствии с установленной формой № 26.2–2, которая была утверждена приказом ФНС России от 02.11 2012 № ММВ-7–3/829@.

Помимо этого, до 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором предприятие лишилось права использовать УСН, в налоговый орган должна быть предоставлена налоговая декларация.

Налогообложение оказывает большое влияние на развитие субъектов малого бизнеса. Устанавливая размер взимаемых налогов с малых предприятий, государство воздействует на величину их финансовых ресурсов, на процесс воспроизводства, на уровень занятости и на объём налоговых поступлений в бюджет.

Перед субъектом малого предпринимательства, как и перед любой другой организацией, встаёт вопрос об использовании того или иного режима налогообложения. Оптимизация налогообложения — крайне важная задача для малых предприятий. С этой целью они зачастую используют упрощённую систему налогообложения. С каждым годом количество организаций, применяющих данный режим налогообложения, возрастает.

Упрощённая система налогообложения имеет множество преимуществ по сравнению с общим налоговым режимом. Она даёт возможность снизить налоговое бремя путём освобождения от уплаты целого ряда налогов. Вместо них в бюджет вносится единый налог, что позволяет предприятию увеличивать свои доходы. УСН представляет собой легальный способ экономии на налогах.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 53. — Ст. 8412.
  2. Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 12 1995 № 222-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Приказ ФНС России от 02.11.2012 № MMB-7–3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощённой системы налогообложения» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Касьянова Г. Ю. Упрощённая система налогообложения: применение организациями и индивидуальными предпринимателями / ОГ. Ю. Касьянова. — М: АБАК, 2018. — 368 с.
  5. Соснаускене О. И. Упрощённая система налогообложения / О. И. Соснаучкене, М. В. Снежинская. — М: Омега-Л, 2014. — 159 с.
  6. Андреева В. А.. Упрощённая система налогообложения / В. А. Андреева, А. В. Баятин, А. Р. Хаметова // Символ науки. — 2016. — № 12–1. — С. 27–30.
  7. Ворожейкина И. В. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса / И. В. Ворожейника // Молодой учёный. — 2017. — № 51 (185). — С. 148–150.
  8. Кузнецова Е. Ю. Упрощённая система налогообложения как элемент современных методов оптимизации налогообложения предприятия / Е. Ю. Кузнецова, А. В. Плахов // Молодой учёный. — 2016. — № 25 (129). — С. 309–310.
  9. Орлова Н. Ю. Правовое регулирование и пути совершенствования упрощённой системы налогообложения / Н. Ю. Орлова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 8. — С. 83–87.
Основные термины (генерируются автоматически): упрощенная система налогообложения, налоговый орган, единый налог, малый бизнес, режим налогообложения, Налоговый кодекс РФ, предприятие, минимальный налог, малое предпринимательство, налоговый период.

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы...

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

малый бизнес , система налогообложения , налоговый режим , налогообложение малого бизнеса . Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса . Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение .

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале...

малый бизнес, РФ, режим налогообложения, налог, вид налогов, вид деятельности, патентная система налогообложения, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, форма...

Налогообложение малого предпринимательства в России и за...

В 2009 г. налоговые поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составили около 200 млрд. рублей, или 1,5% всех...

Особенности налогообложения малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса.

Общий режим налогообложения предполагает достаточно сложную бухгалтерскую отчетность и уплату всех видов налогов (налог на имущество, налог на прибыль, НДС (0 %, 10...

Вопросы налогообложения малого бизнеса на современном...

малое предпринимательство, налоговая нагрузка, налоги, специальные налоговые режимы, НДФЛ, страховые взносы, акцизы, налогообложение недвижимости, налог на имущество, налоговые каникулы, НДС, водный налог, налоговые ставки, налоговая отчетность.

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий...

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим налогообложения

По состоянию на 2016 год Налоговым Кодексом Российской Федерации для российского малого бизнеса предусматривается 5 режимов налогообложения

Специальные налоговые режимы, действующие в России

Специальный режим — это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не

Вторая форма налогообложения малого бизнеса — ЕНВД — была введена в 1999 г. с принятием

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим...

Контроль налогообложения доходов на предприятиях...

Упрощенная система налогообложения - это один из пяти функционирующих в РФ специальных налоговых режимов, уникален тем, что предоставляет право выбора , как самой системы налогообложения , так и ее объекта в виде:…

Разработка и принятие налоговых решений субъектами малого...

Ключевые слова: налоговые решения, субъекты малого бизнеса, налоговое законодательство. Малый и средний бизнес является частью экономической системы России. По оценке Минэкономразвития РФ 95 % коммерческих организаций в РФ являются субъектами малого...

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы...

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

малый бизнес , система налогообложения , налоговый режим , налогообложение малого бизнеса . Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса . Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение .

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале...

малый бизнес, РФ, режим налогообложения, налог, вид налогов, вид деятельности, патентная система налогообложения, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, форма...

Налогообложение малого предпринимательства в России и за...

В 2009 г. налоговые поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составили около 200 млрд. рублей, или 1,5% всех...

Особенности налогообложения малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса.

Общий режим налогообложения предполагает достаточно сложную бухгалтерскую отчетность и уплату всех видов налогов (налог на имущество, налог на прибыль, НДС (0 %, 10...

Вопросы налогообложения малого бизнеса на современном...

малое предпринимательство, налоговая нагрузка, налоги, специальные налоговые режимы, НДФЛ, страховые взносы, акцизы, налогообложение недвижимости, налог на имущество, налоговые каникулы, НДС, водный налог, налоговые ставки, налоговая отчетность.

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий...

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим налогообложения

По состоянию на 2016 год Налоговым Кодексом Российской Федерации для российского малого бизнеса предусматривается 5 режимов налогообложения

Специальные налоговые режимы, действующие в России

Специальный режим — это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не

Вторая форма налогообложения малого бизнеса — ЕНВД — была введена в 1999 г. с принятием

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим...

Контроль налогообложения доходов на предприятиях...

Упрощенная система налогообложения - это один из пяти функционирующих в РФ специальных налоговых режимов, уникален тем, что предоставляет право выбора , как самой системы налогообложения , так и ее объекта в виде:…

Разработка и принятие налоговых решений субъектами малого...

Ключевые слова: налоговые решения, субъекты малого бизнеса, налоговое законодательство. Малый и средний бизнес является частью экономической системы России. По оценке Минэкономразвития РФ 95 % коммерческих организаций в РФ являются субъектами малого...