Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Хайржан, Айдар Ержанулы. Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы / Айдар Ержанулы Хайржан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/358/79976/ (дата обращения: 09.05.2021).



Встатье рассмотрены подземные и надземные переходы на примере города Алматы и дан сравнительный анализ с аналогами в зарубежных странах. Авторами поставлена проблема о доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Ключевые слова : подземный переход, надземный переход, маломобильные группы населения, городская среда, ландшафт, доступность.

The article examines underground and overground crossings on the example of the city of Almaty and provides a comparative analysis with analogs in foreign countries. The authors have raised the problem of the accessibility of the urban environment for people with limited mobility.

Key words: underground passage, overhead passage, people with limited mobility, urban environment, landscape, accessibility.

Город Алматы — крупный город со своей историей. Поскольку развитие города протекало аналогично другим мегаполисам, то приоритет в развитии городской среды отдавался транспортным путям, т. е. автомобилистам, вследствие чего наблюдается деградация пешеходной составляющей. Центральная часть нашего города включает в себя немалое количество пешеходных переходов на пересечении магистралей, среди которых имеются кроме подземных и надземные пешеходные переходы, которые не отвечают современным градостроительным требованиям прежде всего в отношении маломобильных групп населения. Маломобильные группы населения — люди, которые испытывают многочисленные проблемы, связанные с самостоятельным передвижением. К ним относятся (маломобильные группы населения) — инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. [1].

Известно, что надземные и подземные переходы создавались как средство безопасного передвижения пешеходов, чтобы им не контактировать с активным транспортным движением на пересечении магистралей. В отношении г. Алматы добавим, что подземные и надземные переходы не оснащены специальным оборудованием, которое позволило бы маломобильным группам передвигаться по ним без сторонней помощи. Маломобильным группам приходится в прямом смысле слова искать альтернативные пути передвижения из точки «А» в точку «Б», что дискриминирует их а правах и прямо указывает проектировщикам и городским властям на быстрейшее решение данной проблемы [1].

Надземные переходы в нашем городе, как правило, представляют высокий, длинный лестничный марш, не имеющий лифта, в некоторых случаях отсутствуют и так называемые “рельсы” для подъема колясок. Внешний облик заставляет желать лучшего, конструкции выглядят не эстетично, сильно страдает организация надземных пешеходных переходов [2, 5].

Примеры надземных переходов в городе Алматы

Рис. 1. Примеры надземных переходов в городе Алматы

Данная проблема остро стоит не только в Алматы, но и в других городах СНГ. На проектирование и строительство данных объектов обращают мало внимания, финансирование их явно недостаточное. Считаем, что при проектировании надземных переходов необходимо учитывать лучшие западные аналоги и стараться реализовывать такие решения надземных переходов, чтобы сделать город комфортнее и красивее. В местной прессе, а также в интернет сетях ведется полемика о том, что надземные и подземные пешеходные переходы — это результат неграмотного планирования и проектирования. Но даже в сложившейся ситуации можно найти решения к улучшению уже существующих надземных переходов города и реконструировать их [2, 5].

Одним из лучших аналоговых примеров является пешеходный мост в Ванкувере. Проектировщики в уже имеющуюся, облагороженную среду вписали пешеходный мост согласно образу окружающей среды. Здесь нет серых и унылых конструкций, нет также и лестничного марша, стало быть, нет необходимости в каком-либо оборудовании. Есть только приятные извивающиеся плавные формы надземного перехода в виде пандуса, который сам по себе создает зону не только для перемещения, но и для прогулок. Имеется такое ландшафтное озеленение этого моста-перехода, акцент которого ставится на синергию с природой. Отметим, что пример данного надземного перехода демонстрирует профессиональную работу проектировщиков с ландшафтом: вокруг моста-перехода высажены кустарники, причем на одной стороне имеется небольшой холмик, в который и вписан сам мост. Заметим, что естественный ландшафт территории используется проектировщиками по максимуму [3, 5].

Пешеходный мост в Ванкувере

Рис. 2. Пешеходный мост в Ванкувере

Другим примером такого рода является пешеходный мост в Чикаго, автором которого является Фрэнк Гери. Это красивый пешеходный мост, в котором также отсутствует лестничный марш. Мост представляет из себя извилистую пешеходную дорожку в виде пандуса, расположенного над магистральной улицей. Для того, чтобы сделать подъем менее заметным пандусная лента имеет извилистый маршрут. Вместо того, чтобы сделать обычный надземный пешеходный переход, создается уникальный образ, ассоциирующийся то ли с рекой, то ли со змеей, который и задает тон городской среде. Это говорит о многом, прежде всего о том, что городская власть проявляет заботу о населении [3, 5].

Пешеходный мост в Чикаго

Рис. 3. Пешеходный мост в Чикаго

Подземные переходы города Алматы имеют те же проблемы, что и надземные пешеходные переходы: не имеется оборудования спуска и подъема для маломобильных групп населения. Скат, на так называемых «рельсах», очень высок и не приспособлен для самостоятельного перемещения людей на инвалидных колясках. Недавно в них были проведены ремонтные работы, которые не привнесли ничего функционально нового, ремонт, по существу, был косметическим [4].

Согласимся с мнением Яна Гейла о том, с 1950-х по 1970-е годы, дорожное строительство фокусировалось исключительно на увеличении пропускной способности дорог и предотвращении происшествий с участием пешеходов. Решение обеих проблем часто виделось в перенаправлении пешеходов в подземные и надземные переходы. Специалисты быстро увидели, что они крайне непопулярны [4].

Считаем, что проблема доступности перемещения в городе Алматы заключается во внимании к пешеходу, а не к автомобилю. Городская среда должна притягивать к себе внимание, быть комфортной, вызывать желание выйти прогуляться, а не заставлять искать альтернативные пути передвижения пешком. Городская среда — это важнейший аспект, она формирует облик города, поэтому существующие алматинские пешеходные переходы морально устарели, не отвечают современным требованиям и не устраивают горожан.

Подземные переходы в городе Алматы

Рис. 4. Подземные переходы в городе Алматы

Приведем в качестве примера пешеходный переход вдоль Арбата, где также находится и подземный переход. Данный пример показателен в том плане, что проблему все-таки заметили и в ходе проведения дорожных ремонтных работ, как-то решили проблему, внедрив на наземном участке перекрестка безбарьерный пешеходный переход, выделив его цветом Если принять во внимание Европейский опыт, то мы можем заметить, что там стараются не использовать «подземки» и «надземки». Все организуется непосредственно «на земле». Переходы акцентируют другим мощением, другого цвета для выделения его в среде. Не имеются перепады на пешеходных путях, все пути выполняются на едином уровне. [4, 5]

Подземный и наземный пешеходный переход на Арбате

Рис. 5. Подземный и наземный пешеходный переход на Арбате

Приходим к выводу, что в городе Алматы остро стоит проблема доступности городской среды для пешеходов, особенно для маломобильных групп. Подземные и надземные переходы создавались для предотвращения ДТП, поэтому фактически на сегодняшний момент наблюдается та ситуация, что город Алматы отдал «землю» автомобилистам. На самом деле данные переходы не являются панацей от ДТП, а наоборот могут служить их причиной, особенно в часы пик, когда люди торопятся на работу или возвращаются с работы, торопясь быстрее перебежать дорогу, не замечая все риски. Таким образом, стоит уйти от подобных «решений» и перенять зарубежный опыт, который во многом лучше как функционально, так и стилистически. Также стоит принять во внимание факт того, что не уделяется должного внимания ландшафту города, который имеет значительное повышение в южную сторону. Кроме того необходимо учитывать то, что Алматы южный город, некогда славившийся своим озеленением, озеленение необходимо внедрять в будущие мосты-переходы над магистральными улицами как это делается уже во многих странах. Все эти меры могут послужить толчком для создания более благоприятной городской среды, а также использовать красоту естественного предгорного ландшафт Алматы по максимуму. [2, 4, 5]

Литература:

1. Коллектив авторов Национальной ассоциации руководителей транспортных департаментов (NACTO). Фонд «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца». Проектирование городских улиц / Коллектив авторов Национальной ассоциации руководителей транспортных департаментов (NACTO), Фонд «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца». Альпина Паблишер, 2014. — 192 с.

2. Гейл Ян. Города для людей / Гейл Ян — Москва, 2012 (2010). — 276 c.

3. Какими должны быть пешеходные переходы: «Varlamov.ru», [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://varlamov.ru/642449.html

4. О подземных переходах: «Varlamov.ru», [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://varlamov.ru/1141531.html

5. Прописные истины о надземных переходах: «city4people.ru», [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://city4people.ru/post/propisnye-istiny-o-nadzemnyh-perehodah.html

Основные термины (генерируются автоматически): город Алматы, городская среда, маломобильная группа населения, переход, пешеходный мост, надземный переход, проблема, альтернативный путь передвижения, Арбат, подземный переход.


Задать вопрос