Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Кантарбаев Ж. К. Развитие и модернизация крупных мегаполисов Казахстана и проблемы агломерации // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 213-215. — URL https://moluch.ru/archive/149/42145/ (дата обращения: 23.05.2018).



The article discusses one of the main problems of the city of Almaty and the regions relating to transport systems. This problem affects the settling and agglomeration in the country.

Исключительный интерес к проблеме территориальной организации расселения вызван многими факторами развития человеческих ресурсов. По прогнозам ООН уже 2015 году на Земле сформировалось более 900 агломераций с населением более 1 млн. жителей. С этих позиций не вызывает сомнения тот очевидный факт, что проблемы агломерации и расселения, развитие транспортной системы в больших мегаполисах, какими видятся сегодня многие города Казахстана, являются одними из актуальных.

Процессы модернизации в Казахстане, связанные с урбанизацией, естественным образом сопровождаются территориальным срастанием городских поселений во взаимосвязанные системы расселения. В этом плане особого внимания заслуживает интенсивное экономическое и территориальное развитие такого крупного мегаполиса, как Алматы.

В данной статье мы нацелены описать проблемы, связанные с агломерацией этого древнего исторического города страны. Эти проблемы влияют на каждодневную жизнь алматинцев, определяют их быт и влияют на жизнедеятельность.

В состав Алматинской агломерации, помимо города Алматы, входят древний город Есик, который известен археологической находкой 20 столетия — кургана с захоронением Золотого человека, а также прибрежные регионы. Сюда же относятся небольшие города, которые по современным меркам можно назвать городами-спутниками. Это Капшагай, Каскелен и Талгар. Все эти территории входят в 1,5-часовую изохронну транспортной доступности от города Алматы, которая определена в Программе развития регионов до 2020 года.

По территории Алматы проходят два из пяти трансказахстанских маршрутов, сформированных на основе существующей в республике сети железных дорог. Южный коридор -это трансазиатская железнодорожная магистраль (ТАЖМ), сконцентрированный в направлении: Юго-Восточная Европа — Китай. Юго-Восточная Азия проходит через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан. В плане агломерации интерес представляет участок: Достык — Актогай — Алматы — Шу — Арысь — Сарыагаш.

ТРАСЕКАэто довольно масштабная дорожная сеть, включающая большой промежуток таких путевых пересечений как Восточная Европа — Центральная Азия. Эта магистраль огибает Черное море, Кавказ и Каспийское море. С позиции проблемы агломерации наше внимание сосредоточено на участке Достык — Алматы — Актау.

Кроме того, по территории Алматинского региона проходят следующие автотранспортные коридоры, которые также представляют определенный исследовательский интерес при рассмотрении проблемы алматинской агломерации:

1) «Алматы — Караганды — Астана — Петропавловск»;

2) «Ташкент — Шымкент — Тараз — Бишкек — Алматы — Хоргос»;

3) Международный транзитный коридор «Западная Европа — Западный Китай».

Вышеназванные магистрали характеризуются весомостью и чрезвычайно важны для развития экономики и инфраструктуры государства, определяют его международный статус и свидетельствуют о мощном потенциале. Несмотря на это, в Алматы имеются и свои внутренние проблемы, связанные, прежде всего, с транспортной системой города Алматы и пригородных регионов, на наш взгляд, претендующих на своего рода спутниковых регионов в будущем.

Основной проблемой транспортной системы города Алматы, как свидетельствуют многочисленные работы исследователей, является отсутствие современных систем скоростного городского и пассажирского транспорта близлежащих регионов. Система может включать разнообразные виды передвижения, одними из которых могут быть легко-рельсовый транспорт (далее — LRT) и системы скоростных автобусных перевозок (далее — BRT), обладающих большой провозной способностью.

Отсутствие в пригородных направлениях альтернатив автомобильному транспорту, не удовлетворяет потребности существующих объемов пассажирских перевозок. Таким образом, одной из причин, препятствующих нормальному развитию агломерации, является существующая проблема в транспортной инфраструктуре не только в пределах города, но и на магистрали областного и районного значения.

На сегодняшний день, в решении этих весьма острых проблем, связанных с жизнедеятельностью граждан, высказываются различные мнения и предлагаются оптимальные пути их решения. Вместе с тем очевидно, что для организации пригородных и междугородных автобусных перевозок, в первую очередь, необходимо строительство транспортно-пересадочных узлов в Алматинском регионе, что и высвечивает проблему агломерации.

Отдельного рассмотрения требует международный аэропорт города Алматы, который прилегает, к сожалению, к городской территории и приводит к нарушению шумовых и экологических нормативных требований. Бесспорно, такое положение создает дискомфорт населению и отражается на его жизнедеятельности.

Существуют проблемы агломерации и в сети железндорожных путей. Основными проблемами железнодорожной отрасли являются большая загруженность железнодорожного узла «Алматы 1» грузовыми и транзитными составами, преобладающее количество однопутных железнодорожных путей, а также малая доля электрифицированных железных дорог. В этой отрасли требуется большая модернизация в соответствии с мировыми стандартами.

Констатация затронутых проблем говорит о серьезности имеющихся проблем и их проявлений в городе Алматы и пригородных зонах большого мегополиса. Вместе с тем, надо отметить, что в Казахстане разработаны ряд проектов по Государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030, по Государственной программе развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года и др. В этом аспекте разрабатываются различные проекты. Весомым, на наш взгляд, явялется строительство международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай», протяженностью 151,4 км. Наряду этим прогнозируются постройки транспортных узлов — Хабы, которые могут обеспечить большую гибкость в транспортной системе за счет концентрации потоков. Данный опыт широко применяется в крупных мегаполисах мира, таких как Токио, Шанхай, Гонконг, Сингапур, Париж и т. д.

Таким образом, в статье мы озвучили ряд проблем и факторов, влияющих на на комфортную жизнедеятельность людей, определяющих их стиль жизни.

Литература:

  1. «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Послание Президента РК / 14.12
  2. Источники и литература по истории города Алматы -nblib. Library \ kz\ Ukazateli\...
  3. Долгосрочный план формирования Алматинской агломерации до 2030 года –Алматы, 2015
  4. Жан-Поль Родриге. Транспортные системы. Нью-Йорк: Рутледж, 2017., 440с.
Основные термины (генерируются автоматически): города Алматы, проблемы агломерации, транспортной системы, системы города Алматы, системой города Алматы, аэропорт города Алматы, города Алматы -nblib, территории Алматы, Алматинской агломерации, городе Алматы, позиции проблемы агломерации, проблемы алматинской агломерации, плане агломерации интерес, состав Алматинской агломерации, нормальному развитию агломерации, развитие транспортной системы, формирования Алматинской агломерации, автобусных перевозок, изохронну транспортной доступности, взаимосвязанные системы расселения.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос