Креативные индустрии в пространстве города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.04.2021

Статья просмотрена: 1491 раз

Библиографическое описание:

Терентьева, Н. А. Креативные индустрии в пространстве города / Н. А. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 294-298. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79733/ (дата обращения: 17.12.2024).



Креативные индустрии в России институционально не оформлены в самостоятельный сектор экономики, в связи с чем отсутствует система мониторинга деятельности креативных индустрий в российских городах. Цель данной статьи заключается в выявлении показателей, демонстрирующих влияние креативных индустрий на развитие городов. Объектом исследования являются креативные индустрии, предметом — показатели влияния креативных индустрий на развитие города. В практической части статьи представлены результаты проведения качественного исследования по изучению показателей влияния креативных индустрий на примере города Тюмени в оценках экспертов (представителей тюменских креативных индустрий) методом экспертного опроса. Результаты исследования показали, что креативные индустрии оказывают значительное влияние на развитие города.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативный город, креативное городское пространство, креативный регион.

На сегодняшний день креативные индустрии являются перспективным направлением развития и роста городов. Творческие отрасли повышают конкурентоспособность городов и регионов не только на внутреннем, но и на внешних рынках [3, с. 155]. Креативность и нестандартное мышление способны сделать из обычного города новый, инновационный, современный центр, который станет привлекательным не только для своих жителей, но и для высококвалифицированных профессионалов, инвестиций, бизнес-сообществ и т. д. Все это является важнейшими точками опоры для становления креативного города.

Несмотря на то, что креативные индустрии признаны сегодня в качестве драйвера развития городов и реализуются во многих странах мира, в нашей стране пока «преобладает ориентация на сырьевую экономику» [4, с. 638], в связи с чем креативные индустрии не являются стратегически важным направлением развития. Сектор креативных индустрий в России не оформлен институционально, отсутствует какая-либо единая база статистических данных, свидетельствующих о функционировании креативных индустрий, и система показателей, при помощи которых можно судить о влиянии деятельности отраслей креативных индустрий на города. Поэтому возникает потребность в выделении критериев, с помощью которых можно определить их вклад в развитие города, чему и будет посвящена исследовательская часть данной статьи.

Методология исследования креативных индустрий во многом основана на применении концепции креативного города, которая представлена в работе Ч. Лэндри «Креативный город». Чарльз Лэндри дает следующее определение креативного города — это «метод городского планирования, который дает людям возможность творчески мыслить и действовать, делая наши города более жизнеспособными и управляя воображением и талантом» [10, с. 14]. Суть концепции креативного города заключается в том, что использование культурных ресурсов — умений и таланта людей — открывает массу новых возможностей в применении нестандартных, креативных подходов к решению каких-либо задач и создании такой городской среды, которая была бы привлекательной и интересной для каждого человека. Культура и культурные ресурсы являются своего рода источником творческих решений, которые «могут оказывать положительное влияние на развитие города через призму культурных и креативных индустрий» [12, с. 180]. Ричард Флорида, основоположник концепции креативного класса, писал о том, что «…основной фактор, влияющий на нашу жизнь, — место. Это место, которое делает вас счастливым и позволяет достичь своих жизненных целей» [11, с. 14]. Вот почему именно современные, инновационные, креативные города сегодня становятся основными центрами притяжения. Креативный город можно охарактеризовать как среду, где креативность воспринимается в качестве общественного блага, повышается территориальная конкурентоспособность за счет развития творческого и креативного направлений, и создаются благоприятные условия «для экономического роста на основе интенсивного трансферта творческих идей, аккумулированных знаний, передовых технологий, координированного обучения, создания новых товаров, рынков, рабочих мест» [9, с. 28]. Благодаря этому концепция креативного города оказывает самое благоприятное воздействие на развитие городов.

Описание методики исследования

На сегодняшний день креативные индустрии институционально не оформлены в качестве самостоятельного сектора экономики, в связи с чем возникает проблема с оценкой деятельности креативных индустрий в регионах и городах РФ. Ввиду отсутствия единой базы статистических данных о функционировании креативных индустрий и системы индикаторов, демонстрирующих влияние креативных индустрий на города, возникает необходимость в выделении показателей, с помощью которых мы можем увидеть эффект от функционирования отраслей креативных индустрий. Поэтому в рамках проведенного исследования был поставлен следующий исследовательский вопрос: какое влияние оказывают креативные индустрии на развитие города и через какие показатели можно оценить это влияние?

Данное исследование проведено на примере города Тюмени. Объектом являются креативные индустрии Тюмени, предметом — показатели влияния креативных индустрий на развитие города. Цель исследования заключается в выявлении экспертного мнения относительно вклада креативных индустрий в развитие города, основная задача — выявить показатели, по которым можно судить о функционировании креативных индустрий и их влиянии на развитие города.

Исследование влияния тюменских креативных индустрий на развитие города основано на применении метода экспертного опроса. Всего было опрошено семнадцать экспертов. Отбор экспертов осуществлялся методом снежного кома (невероятностная выборка) по критериям профессиональной принадлежности к креативной индустрии и наличию опыта работы в данной сфере не менее пяти лет. Экспертами выступили представители креативных тюменских индустрий — это сотрудники таких тюменских организаций, как мультицентры «Контора пароходства» и «Моя территория», а также Молодежный театральный центр «Космос». Данные организации являются основными креативными центрами города, они организуют различные городские креативные мероприятия и события, занимаются непосредственно развитием креативности города. В связи с этим, отбор экспертов осуществлялся в основном среди представителей данных организаций, однако эксперты могли рекомендовать и сотрудников других организаций Тюмени.

Результаты проведения экспертного опроса

Для того, чтобы выяснить, какое влияние оказывают тюменские креативные индустрии на развитие городского пространства, обратимся к анализу экспертных оценок.

Прежде всего, эксперты позитивно оценивают влияние креативных индустрий на развитие креативного мышления: « Ну, вот в первую очередь, креативные индустрии дают возможность людям мыслить нешаблонно. Все, что связано с творчеством, оно расширяет границы нашего сознания. Убираются какие-то стереотипы и шаблоны, которые были когда-то навешаны » (эксперт № 1, представляет категорию маркетинг и PR). Нестандартный подход к любому делу способствует созданию новых идей, которые выходят за рамки обыденного и ломают сложившиеся годами стереотипы. Также креативное мышление, по мнению одного из экспертов, открывает возможность создания нового, уникального бизнеса, что способствует созданию новых ниш на городском и региональном рынках.

Креативные индустрии оказывают непосредственное влияние на привлекательность города. Современный город — это такое пространство, где жители чувствуют себя комфортно: «… может быть вот здесь нужно говорить о том, что с точки зрения именно привлекательности жизни в этом регионе как раз-таки есть вклад креативных индустрий. Когда молодежь не хочет уезжать из этого региона » (эксперт № 1, представляет категорию маркетинг и PR). Благодаря креативным индустриям город становится привлекательным не только для жителей, но и для гостей города, туристов, высококвалифицированных специалистов: « Вот даже, наших специалистов приглашают в столицу, чтобы поделиться с ними своим опытом. И к нам сюда вот многие люди с севера приезжают, профессионалы, чтобы развиваться именно в Тюмени, здесь, создавать свою семью, свое дело, вкладываться. И основная задача креативной индустрии — это привлечение внимания » (эксперт № 15, представляет категорию СМИ и телевидение). Таким образом, город становится центром притяжения: люди чувствуют себя комфортно и безопасно, здесь есть где развиваться, работать и наслаждаться городской средой, поэтому не возникает желания уехать из этого города. И это во многом зависит от того, насколько развиты в городе креативные индустрии. Другое немаловажное влияние креативных индустрий на развитие города, которое назвали эксперты, это появление новых профессиональных сообществ, мероприятий и событий, где горожане могут активно взаимодействовать друг с другом и выражать себя.

Важной составляющей в оценке влияния креативных индустрий, их вклада в развитие города является экономический аспект. Так, эксперты говорят о важности продаж креативных продуктов творческих отраслей, их сбыта как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также о формировании четкой системы разделения труда в рамках креативных индустрий города. Эксперт № 3, представляет категорию органы исполнительной власти: « Креативная индустрия, вот ещё раз, первый признак это... должна быть обязательно продажа, потому что только факт продажи позволяет установить, есть ли добавленная стоимость, которая оценивается не сырьем, не оборудованием, а именно тем человеком, который это сырье использует на этом оборудовании. Второй важный момент, индустрии — это специализация, то есть креативная индустрия подразумевает, что у нас есть не просто ремесленники, которые там шьют одежду, какие-то вещи делают, а подразумевает уже определенное разделение труда. И третья стадия, когда ты вписываешься в международное разделение труда ». Отдельно отмечена роль туристического потока в наш город и регион: « Это туристический поток, это также новые люди, которые привозят сюда свои деньги. Экономическая как бы составляющая здесь точно есть » (эксперт № 4, представляет категорию мультицентры и городская активность).

Таким образом, на основании оценок экспертов можно выделить некую систему показателей для оценки вклада креативных индустрий в развитие города. Это такие показатели, как:

  1. Креативное, творческое, нестандартное мышление горожан, креативных профессионалов и представителей органов власти,
  2. Привлекательность города для жизни, профессиональной деятельности и саморазвития горожан и креативных профессионалов,
  3. Появление новых устойчивых сообществ и профессиональных групп, площадок и событий, видов бизнеса,
  4. Добавленная стоимость от продажи креативных продуктов.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что креативные индустрии и их активное функционирование самым положительным образом влияют на город: творческие отрасли способствуют развитию креативного, нестандартного мышления и делают город экономически стабильным, привлекательным, комфортным и интересным не только для своих горожан, но и для гостей города.

Основные выводы

Креативные индустрии сегодня являются одним из перспективных направлений для развития городов и страны в целом. Однако есть проблемы, которые препятствуют развитию креативных индустрий и творческого сектора в городах: поверхностная проработка политики креативных индустрий органами власти, отсутствие постоянного сотрудничества и налаженных систем взаимодействия между основными агентами (власть, бизнес и предприниматели, население), отсутствие четкой системы количественных показателей, которые отражали бы эффективность функционирования креативных индустрий.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что для успешного функционирования креативных индустрий необходим ряд определенных мер: создание четкой государственной политики в сфере креативных индустрий и программ поддержки развития креативных индустрий в регионах с учетом их местных особенностей. Также будет полезна организация мониторинга деятельности креативных индустрий, ведение статистической базы данных по каждому виду творческих отраслей. В целом, развитие творческого, инновационного мышления, привлечение и удержание высококвалифицированных, талантливых работников и создание условий для творчества будут способствовать превращению города в развитое креативное пространство, где креативные индустрии и креативная экономика будут играть ведущую роль в развитии региона и страны в целом.

Литература:

  1. Алимгулова, А. Р. Творческие индустрии как основа креативной экономики / А. Р. Алимгулова // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2016. — № 11–2. — С. 295–297.
  2. Бадлуева, М. П. Новые тенденции функционирования и развития социально-экономической системы региона: развитие креативного потенциала / М. П. Бадлуева, А. Б. Аюрзанайн // КЭ. — 2015. — № 8. — С. 947–961.
  3. Буката, Д. Ф. Теоретичеcкие подходы к изучению тенденций и перспектив развития креативных индуcтрий / Д. Ф. Буката, А. А. Сидорня // Молодой исследователь Дона. — 2018. — № 2 (11). — С. 155–161.
  4. Волошинская, А. А. Опыт реализации концепций креативного города в России / А. А. Волошинская, В. М. Комаров // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — № 4 (463). — С. 637–648.
  5. Жаров, Е. К. Оценка потенциала развития креативного сектора экономики России / Е. К. Жаров, О. Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2017. — № 3 (29). — С. 190–199.
  6. Желнина, А. А. Креативность в городе: реинтерпретация публичного пространства / А. А. Желнина // ЖССА. — 2015. — № 2. — С. 45–59.
  7. Зеленцова, Е. В. Государственная поддержка креативных индустрий / Е. В. Зеленцова // Международный журнал исследований культуры. — 2017. — № 1 (26). — С. 73–80.
  8. Каверина, Н. А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) / Н. А. Каверина, А. И. Гретченко, А. А. Гретченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2019. — № 1 (75). — С. 58–64.
  9. Красавин, Е. М. Пути развития творчества в креативно ориентированном регионе: отечественный опыт / Е. М. Красавин, Р. А. Красавина // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — № 7 (430). — С. 23–34.
  10. Лэндри, Ч. Креативный город. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. — 399 с.
  11. Флорида, Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. — Пер. с англ. — М.: Strelka Press, 2014. — 368 c.
  12. Хестанов, Р. Креативные индустрии — модели развития / Р. Хестанов // Социологическое обозрение. — 2018. — № 3. — С. 173–196.
Основные термины (генерируются автоматически): индустрия, развитие города, креативный город, город, креативная индустрия, эксперт, развитие городов, экспертный опрос, городская среда, какое влияние.


Ключевые слова

креативные индустрии, креативный город, креативное городское пространство, креативный регион

Похожие статьи

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Развитие делового туризма в г. Сочи в условиях современных рисков

Деловой туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Имеющий международный курортный имидж и высокопоставленную репутацию г. Сочи имеет все возможности демонстрировать себя как центр делового туризма. В ряду последних обст...

Анализ применения искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В своём исследовании автор глубоко анализирует внедрение искусственного интеллекта в банковской сфере России. Основываясь на проведённом исследовании аналитического агентства «РАЭксперт», происходит сравнение российских банков и их систематизация. Ос...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Особенности брендинга туристических услуг

На сегодняшний день внутренний рынок туристических услуг претерпевает большие изменения. Нестабильная политическая обстановка обусловила спрос на туристические услуги внутри страны. Одним из наиболее мощных инструментов по позиционированию и продвиже...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Опыт США и РФ — различия и общие черты использования механизмов венчурного инвестирования

Одним из двигателей развития экономики, ориентированной на инновации является венчурное инвестирование. Венчурные инвестиции являются оптимальными для потребностей бизнеса на ранних этапах развития. В исследовании подчеркнута направленность на решени...

Похожие статьи

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Развитие делового туризма в г. Сочи в условиях современных рисков

Деловой туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Имеющий международный курортный имидж и высокопоставленную репутацию г. Сочи имеет все возможности демонстрировать себя как центр делового туризма. В ряду последних обст...

Анализ применения искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В своём исследовании автор глубоко анализирует внедрение искусственного интеллекта в банковской сфере России. Основываясь на проведённом исследовании аналитического агентства «РАЭксперт», происходит сравнение российских банков и их систематизация. Ос...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Особенности брендинга туристических услуг

На сегодняшний день внутренний рынок туристических услуг претерпевает большие изменения. Нестабильная политическая обстановка обусловила спрос на туристические услуги внутри страны. Одним из наиболее мощных инструментов по позиционированию и продвиже...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Опыт США и РФ — различия и общие черты использования механизмов венчурного инвестирования

Одним из двигателей развития экономики, ориентированной на инновации является венчурное инвестирование. Венчурные инвестиции являются оптимальными для потребностей бизнеса на ранних этапах развития. В исследовании подчеркнута направленность на решени...

Задать вопрос