Развитие делового туризма в г. Сочи в условиях современных рисков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Крысина, А. С. Развитие делового туризма в г. Сочи в условиях современных рисков / А. С. Крысина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 208-212. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82573/ (дата обращения: 17.12.2024).



Деловой туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Имеющий международный курортный имидж и высокопоставленную репутацию г. Сочи имеет все возможности демонстрировать себя как центр делового туризма. В ряду последних обстоятельств, вызванных Пандемией COVID-19 целесообразно проведение исследования рынка деловых мероприятий, активно проводимых в 2021 году на базе отельного сегмента г. Сочи. В статье показаны общие изменения спроса у представителей бизнеса за два года и отмечены ставшие популярными новые форматы проведения мероприятий. Раскрыты тенденции, которые ушли в прошлое и рассмотрены риски для делового сегмента туриндустрии, существующие в постковидный период.

Ключевые слова: Сочи, деловой туризм, развитие, перспективы, риски, постковидный период.

Business tourism is the most dynamic segment of the business travel market. Sochi, which has an international resort image and a high-ranking reputation, has every opportunity to demonstrate itself as a center of business tourism. Among the recent circumstances caused by the COVID-19 Pandemic, it is advisable to conduct a market study of business events that are actively held in 2021 on the basis of the hotel segment in Sochi. The article shows the general changes in demand among business representatives over the past two years and notes the new formats of events that have become popular. The trends that have become a thing of the past are revealed and the risks for the business segment of the tourism industry that exist in the post-crisis period are considered.

Keywords: Sochi, business tourism, development, prospects, risks, post-crisis period by the COVID-19 Pandemic.

Актуальность: На сегодняшний день, деловой туризм служит одним из инструментов совершенствования российской экономики и интеграции в рынок. Существующие инвестиции в разработку концепций альтернативного использования спортивных объектов, в насыщение дополнительными возможностями, техническими и инженерными решениями, направлены на то, чтобы превратить Сочи в круглогодичную MICE-площадку. В период снятия ограничений, обусловленных Пандемией COVID-19 деловой туризм претерпел множество интеграций и реинтеграций, связанных с общими изменениями спроса у представителей бизнеса, возникновением рисков для делового сегмента туриндустрии, существующих в постковидный период.

Цель: Показать возможность развития Сочи как востребованной площадки делового туризма в постоковидный период в условиях современных рисков.

Результаты исследования: Понятие «деловой туризм» появилось относительно недавно — в 70–80-е годы ХХ века. Сейчас это одна из высокодоходных отраслей туриндустрии. Вместо определения Business Travel часто опосредуют термин MICE: Meeting-Intentives-Conferences-Exibitions (деловые встречи — инсентив- туризм — конференции- выставки).

Пандемия коронавируса выдвинула на первый план четыре взаимосвязанных тенденции, которые в ближайшем будущем будут определять основные направления развития туристического сектора:

– рост популярности внутреннего и делового туризма;

– повышенное внимание к безопасности и гигиене;

– ускорение внедрения инноваций в организации деловых туров;

– повышение значимости устойчивого, инклюзивного развития и защиты окружающей среды.

Деловой туризм является наиболее динамичным сегментом современного рынка путешествий, который способен подстраиваться к любым обстоятельствам, в том числе и вызванным современными рисками.

В последние годы и Россия стала позиционировать себя как одна из платформ проведения MICE-мероприятий. Деловые туры по Российской Федерации — одно из быстро развивающихся направлений в туризме.

Отечественный рынок проведения деловых мероприятий представлен такими крупными центрами как Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Несмотря на то факт, что Сочи является малым городом в сравнении с двумя другими центрами, он не уступает в качестве и количестве обслуживаемых деловых мероприятий.

Определим тенденции, характерные для развития российского рынка делового туризма, отмеченные участниками RBTC (Russian Business Travel Congress):

– возрастание интеллектуальной составляющей;

– устойчивый спрос на отраслевые выставки;

– сокращение средней продолжительности встреч;

– преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и инсентив-программу;

– традиционное предпочтение «теплых краев» в качестве места проведения корпоративных мероприятий.

Таким образом, перспективы развития делового туризма в любом регионе России определяются несколькими факторами:

– комплексный подход к формированию делового пакета услуг/мероприятия;

– наличие особой «точки притяжения» в месте проведения делового мероприятия (уникальная природная или историческая ценность региона);

– развитая туристская инфраструктура (близость транспортных центров, наличие средств размещения различной категории, точек питания, мест вовлечения туристов);

– гибкость ценовой политики;

– способность региональных органов управления и отраслевых ассоциаций создать доброжелательный микроклимат для деловых путешественников в регионе.

В ряду последних обстоятельств целесообразно провести исследование рынка деловых мероприятий, активно проводимых в 2021 году, а также выяснить:

– как изменился спрос у представителей бизнеса за два года;

– какие форматы мероприятий стали популярны;

– какие тенденции ушли в прошлое;

– какие риски для делового сегмента туриндустрии существуют в постковидный период.

В ходе рассмотрения вопроса развития деловой туриндустрии в постковидный период, было выявлено, что рынок отреагировал на постепенное снятие карантинных ограничений резким скачком спроса c марта 2021 года.

По сравнению с февралем этого года интерес к деловым мероприятиям со стороны ведущих российских и зарубежных компаний, работающих на территории России, вырос в два раза. На мой взгляд, это происходит за счет отложенного спроса.

Увеличение количества проводимых деловых мероприятий происходит в том числе за счет активно развернутой вакцинации в России.

Все больше компаний возвращается к прежней жизни, разрешает сотрудникам работать из офиса, проводить встречи и мероприятия. Из-за проводимых длительных ограничений востребованность в личном общении очень высока.

Самой главной проблемой остается тот факт, что многие компании отдают предпочтение небольшим мероприятиям, чтобы минимизировать риски. Если до пандемии компании собирали всех своих партнеров вместе, то теперь они организуют более индивидуальные встречи. Но и в этой ситуации есть положительная сторона — активно бронируются бизнес-встречи на базе гостиничного сегмента, располагающего небольшими конференц-залами и bleisure- пакетом.

Среди гибридных форматов пользуются спросом мероприятия, совмещающие онлайн-формат в рамках деловой части и офлайн развлекательную программу, например, гала-ужин или экскурсии, тимбилдинги на базе туристических баз.

Ввиду ограниченного предложения, обусловленного сложной эпидемиологической ситуацией, отели, подходящие для проведения крупных деловых мероприятий в России свои цены выше «доковидных» показателей.

В ряду этих обстоятельств, до июня востребованность в офлайн встречах останется на высоком уровне. Летом можно ожидать традиционный сезонный спад MICE-активностей, однако осенью рынок вернется на 65–75 % от объемов 2019 года.

При этом, ожидать полного восстановления рынка MICE в ситуации с закрытыми границами Европы и ряда других стран не приходится до конца 2022 года. Хотя уже сейчас среди корпоративных заказчиков есть интерес к проведению мероприятий, например, в Греции в сентябре.

Клиенты ожидают, что будут пользоваться спросом Египет, ОАЭ и Турция. Однако основным направлением для MICE-активностей в 2021 году на данный момент остается российский рынок, в том числе регионы.

Деловой туризм претерпел множество интеграций и реинтеграций. Клиента больше не устраивает простой online booking tool. Его интересуют решения по интеграции бизнес-процессов, внутренних задач, связанных с цифровизацией экономики. Интеграция ведет к сокращению ручного труда, повышению эффективности операционных процессов.

На данный период платформа бронирования командировок не нужна для клиента. Корпоративных заказчиков интересуют вопросы дальнейшего бюджетирования, системы отчетности и все смежные с вопросом командирования процессы — авансовые отчеты, документооборот.

Возникновения специфических запросов, связанных с вопросами безопасности в рамках корпоративных мероприятий, — наличие масок, санитайзеров или ограничения по числу человек на площадках рассматриваются в 2021 году как стандартные.

Отличительной чертой бизнес-программ является их независимость от сезона, так же высокая платежеспособность деловых туристов. Это может положительно разрешить проблемы турпотока в низкий сезон, повысить прибыль и привлечь в Сочи креативных специалистов, выгодные инновационные предложения по развитию туристского кластера.

На сегодня, вариант постолимпийского будущего Сочи связан с дальнейшими инвестициями в разработку концепций альтернативного использования спортивных объектов, в насыщение дополнительными возможностями, техническими и инженерными решениями, направленными на то, чтобы превратить Сочи в круглогодичную MICE-площадку. Особое внимание уделяется повышению внимания к безопасности и гигиене, ускорению внедрения инноваций в организацию деловых туров, повышению значимости устойчивого, инклюзивного развития и защиты окружающей среды.

Соответственно, Сочи уверенно стремиться снова занять свое вполне достойное место на международном рынке делового туризма, где ежегодно проходят десятки уже ставших традиционными выставок, международных форумов и конгрессов, и с каждым годом число таких мероприятий растет.

Рассмотрим пример возможного делового тура в Сочи, составленного на базе основных MICE-мероприятий и популярных экскурсионных маршрутов с размещением на базе Гостиничного Комплекса Sea Galaxy Congress & SPA с предоставлением полного bleisure — пакета в формате бюджетирования, системы отчетности и всех смежных с вопросом командирования процессов — персонального сопровождения менеджером, курирующим мероприятие и соответствующего документооборота. С применением бесконтактных технологий как основного условия для безопасного и беспроблемного проведения деловых мероприятий. Данный деловой тур может использоваться в рамках реализации маркетинговых планов, поскольку предполагает предоставление возможности бронирования с открытыми датами и бесплатное комплиментарное предоставление конференц-залов с условием проживания участников, питания и организации активностей на территории Отеля на всем протяжении конференции.

В программу тура будут включены:

1-й день

13:20

Прилет в Сочи (Адлер аэропорт). Встреча сопровождающего

13:30–14:00

Проезд в отель «Sea Galaxy Congress & SPA» на автобусе (трансфер от/до аэропорта предоставляется отелем бесплатно).

14:00–15:00

Размещение в отеле «Sea Galaxy Congress & SPA».

15:00–16:00

Обед в отеле.

16:00–18:00

Приветственное совещания участников конференции, обзор таймингов активностей и конферен-тематик на предыдущие дни. Свободное время.

18–00–22:-00

Гала-ужин в отеле.

2-й день

07:00–11:00

Завтрак в ресторане «Эклер»

11:30–13:00

Конференция в конгресс-центре отеля «Sea Galaxy Congress & SPA».

13:00–14:00

Обед в ресторане «Эклер»

14:30–16:30

Экскурсия на Красную поляну. Посещение курортного комплекса «Горки-город». Подъем на канатной дороге до отметки +960. Дальнейший подъем по желанию. Посещение комплекса «Роза Хутор». Посещение кафе (дополнительно).

16:30–17:00

Возвращение в отель

18:00–20:00

Ужин в ресторане «Эклер»

3-й день

07:00–09:00

Завтрак

09:00–16:00

Однодневная корпоративная поездка «Тимбилдинг в Солохаул-Парк»» для участников конференции.

18:00–19:00

Совещание представителей компаний, подписание договоров.

19:00–20:00

Свободное время

20:00–22:00

Гала- ужин в отеле

4-й день

07:00–09:00

Завтрак в отеле .

12:00

Отъезд

Цена программы для группы 100: 32 500 руб. с человека

Цена включает 2-х местное размещение в стандартных номерах в отеле «Sea Galaxy Congress & SPA», трансфер «аэропорт-отель», «отель-аэропорт», трансферы, бесплатное предоставление конференц-залов, питание и услуги по программе, трансфер от/до Солохаул-парк, услуги ведущего, бесплатное чаепитие как знак вежливости от «Солохаул-парк», услуги по развлекательной программе.

Общие расходы на путешествие « Бизнес-тур в Сочи », 4 дня /3 ночи

Услуги по программе

Единица измерения

Цена за единицу, руб.

Кол-во услуг

Кол-во чел.

Итого на группу, руб.

Авиабилеты Москва-Сочи -Москва (Авиакомпания Аэрофлот)

чел.

7 500

1

100

750 000

Размещение в отеле «Sea Galaxy Congress & SPA» в номерах 2- местный стандарт с завтраком

сут./чел.

6000

3

100

1 800 000

Обед в отеле

чел.

750

2

100

150 000

Ужин в отеле

чел.

900

3

100

270 000

Аренда конференц-зала

час

-

1

100

-

Трансфер «аэропорт — отель», «отель — аэропорт» (предоставляется отелем бесплатно )

час

-

1

100

-

Обзорная экскурсия на Красную Поляну (с трансфером)

чел.

2800

1

100

280 000

Итого на обслуживание на группу

руб.

-

-

-

3 250 000

Итого на обслуживание на 1 человека

руб.

-

-

-

32 500

За курортный сезон 2021 планируется совместная организация 20 таких туров с представителями туроператоров Сочи, что в итоге составит 32 500 * 20 = 650 000 руб. чистой прибыли для Отеля Sea Galaxy Congress & SPA.

Вывод: Город Сочи имеет большие перспективы остаться центром делового общения за счет весомой ресурсной базы и сформировавшемуся имиджу площадки проведения крупных международных мероприятий, а также благодаря своевременной адаптации к постковидным обстоятельствам развития туризма и работе в условиях современных рисков.

При росте популярности этого вида туризма будут совершенствоваться существующие в этой отрасли предприятия, увеличивая выпуск продукции для внутреннего и внешнего рынка, что выступит стимулом развитии экономики и продвижения туристских продуктов на мировой рынок туриндустрии.

А принимающие отели, такие как Sea Galaxy Congress & SPA смогут добиться быстрого имиджевого эффекта и достигнуть высоких экономических показателей.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 (в последней редакции). Опубликован на официальном сайте Федерального агентства по туризму: http://www.russiatourism.ru/;
  2. «Туристские услуги. Общие требования» ГОСТ Р 50690–2000 от 16.11.2000
  3. Акентьева С. И., Игнатьева В. В., Петрова Г. В. Организация деловой туристкой индустрии. — М.: Академия, 2021. — 45с.
  4. Иваскив И. С. «Особенности и специфика развития делового туризма в России в постковидный период», 2021 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-spetsifika-razvitiya-delovogo-turizma-v-rossii-i-za-rubezhom;
  5. Морозова Н. Н. «Деловой туризм как инструмент инновационного развития», 2021 URL:https://cyberleninka.ru/article/v/delovoy-turizm-kak-sotsialno-ekonomicheskiy-instrument-innovatsionnogo-razvitiya-regiona;
  6. Сильчева Л. В. «Динамика MICE-туризма и его организации», 2021 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-mice-turizma-i-ego-organizatsii;
  7. Туристический Официальный сайт Федерального агентства по туризму URL: http://www.russiatourism.ru/
  8. Официальный сайт Официальный сайт Российского Союза туриндустрии (РСТ) URL: http://www.rostourunion.ru/
  9. Официальный сайт Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/
  10. Официальный сайт Всемирной туристской организации UNWTO http://www.unwto.org/
  11. Официальный сайт Ассоциации Туроператоров России (АТОР) http://www.atorus.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): SPA, деловой туризм, сочи, мероприятие, отель, MICE, деловой сегмент, представитель бизнеса, Россия, Красная Поляна.


Ключевые слова

развитие, риски, перспективы, деловой туризм, Сочи, постковидный период

Похожие статьи

Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края

Переход от экономики услуг к экономике впечатлений и ощущений в западных странах, а также все большая вовлеченность в новую экономику различных отраслей мировой хозяйственной системы заставляют задуматься над созданием предложения, которое бы в полно...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Развитие туризма в Анапе в 2022–2030 годах

В данной статье рассматривается роль, тенденции развития и значение индустрии туризма в курортном городе Анапа в России, а также описывается опыт поддержки развития туризма в данном городе Краснодарского края. Основное внимание уделяется официальной ...

Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения

Уже долгое время в России продолжает существовать проблема развития и поддержки малого предпринимательства. Актуальным остаётся вопрос о распространении коронавирусной инфекции — COVID-19, несмотря на то, что начался спад заболевших. Внутренняя полит...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Анализ и оценка конкурентоспособности Кировской области

Основу конкурентоспособности в современном мире составляют расширяющиеся инновации, стратегический подход, кооперация участников цепочек ценности как новая форма конкурентной борьбы, новая роль государства в формировании сетевых сообществ и кластеров...

Инновационное развитие компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации

В статье рассмотрены вопросы особенности инновационного развития компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации. Актуальность данной темы связана с тем, что в глобальной мировой экономике набирает оборот цифровая революция, несущая ...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий

В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...

Креативные индустрии в пространстве города

Креативные индустрии в России институционально не оформлены в самостоятельный сектор экономики, в связи с чем отсутствует система мониторинга деятельности креативных индустрий в российских городах. Цель данной статьи заключается в выявлении показател...

Похожие статьи

Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края

Переход от экономики услуг к экономике впечатлений и ощущений в западных странах, а также все большая вовлеченность в новую экономику различных отраслей мировой хозяйственной системы заставляют задуматься над созданием предложения, которое бы в полно...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Развитие туризма в Анапе в 2022–2030 годах

В данной статье рассматривается роль, тенденции развития и значение индустрии туризма в курортном городе Анапа в России, а также описывается опыт поддержки развития туризма в данном городе Краснодарского края. Основное внимание уделяется официальной ...

Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения

Уже долгое время в России продолжает существовать проблема развития и поддержки малого предпринимательства. Актуальным остаётся вопрос о распространении коронавирусной инфекции — COVID-19, несмотря на то, что начался спад заболевших. Внутренняя полит...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Анализ и оценка конкурентоспособности Кировской области

Основу конкурентоспособности в современном мире составляют расширяющиеся инновации, стратегический подход, кооперация участников цепочек ценности как новая форма конкурентной борьбы, новая роль государства в формировании сетевых сообществ и кластеров...

Инновационное развитие компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации

В статье рассмотрены вопросы особенности инновационного развития компаний нефтегазового сектора в условиях цифровой трансформации. Актуальность данной темы связана с тем, что в глобальной мировой экономике набирает оборот цифровая революция, несущая ...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий

В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...

Креативные индустрии в пространстве города

Креативные индустрии в России институционально не оформлены в самостоятельный сектор экономики, в связи с чем отсутствует система мониторинга деятельности креативных индустрий в российских городах. Цель данной статьи заключается в выявлении показател...

Задать вопрос