Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Каминная, Ю. С. Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска») / Ю. С. Каминная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79632/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов побратимов Петрозаводска» в рамках внеурочной деятельности по изучению предмета «Моя Карелия».

Ключевые слова: квест-технология, внеурочная деятельность, краеведческий материал.

История большого начинается с малого. Мы живём в одной большой стране и у нас у всех есть малая родина, любовь и память о которой мы проносим в течение всей жизни. Любовь к родному краю выражается не только в любви к настоящему, но и к прошлому — изучению истории и культуры прошлого своей родины. На этом воспитывается высоконравственная личность, которая способная ценить и уважать ценности как малой родины, так и всей страны. Привитие уважения, любви к истории края должно начинаться со школьной скамьи.

Изучение предметов регионального содержания, включающих в себя, как правило, краеведческий материал по истории и культуре регионов, реализуется во многих субъектах Российской Федерации согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее — ФГОС) [5]. В Республике Карелия реализацию этого требования обеспечивают две дисциплины — «Моя Карелия» в 5–9 классах и «История Карелии» в старшей школе. Методическим сопровождением к этим предметам являются примерные образовательные программы, разработанные Центром этнокультурного образования Карельского института развития образования (КИРО) [2], а также практикумы и учебники линейки «Фонда творческой инициативы».

Организация учебного процесса в рамках дисциплин «Моя Карелия» и «История Карелии» строится на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов посредством активной деятельности учащихся [5].

В процессе преподавания дисциплин «Моя Карелия» и «История Карелии» существуют некоторые сложности. Одной из проблем является дефицит квалифицированных и подготовленных кадров в области краеведения среди учителей общеобразовательных учреждений, а также слабая заинтересованность учащихся в освоении этих дисциплинах. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска путей повышения мотивации учеников к изучению предметов «Моя Карелия» и «История Карелии».

В настоящее время в сфере образования приобретают актуальностьинтерактивные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся и вовлечение их в процесс обучения учебную деятельность. Перед педагогами стоит задача поиска форм интерактивной работы в рамках учебной и внеучебной деятельности. Одним из вариантов подобной работы является организация квеста [4].

Квест-технологии могут быть применены как в рамках основных школьных предметов, так и в предметах регионального содержания. Квест в образовательной сфере призван решать задачи активного вовлечения его участников в познавательный процесс, развития интереса к определённому предмету у школьников, формирования личностного отношения к культуре, традициям народа [1].

Первоначально слово «квест», означающее «поиск», употреблялось в сфере компьютерных игр. Впоследствии квест стал активно применяться не только в виртуальной, но и в реальной жизни [3].

Квест представляет собой приключенческую игру, которая предполагает прохождение его участниками конкретного маршрута для достижения цели. В нём могут принимать участие несколько команд. В данной статье мы рассматриваем разработку квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска». Целью учебного занятия является формирование умения применять исторические знания краеведческого материала на практике.

Квест «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска» для 9 класса может быть использован для проверки усвоения материала учебного занятия по теме «Монументальное искусство и скульптура» в разделе «Культура Карелии XX века» [6]. Квест направлен на формирование устойчивого интереса к истории края, что достигается благодаря организации игровой формы во внеклассной деятельности. Продолжительность квеста составляет 60 минут. Для организации этого мероприятия необходимо 8 листов бумаги и ручек для отметок прохождения учащимися станций кураторами этих станций, планшет или ноутбук для показа видео на стартовом этапе прохождения квеста, а также подарки для учащихся после прохождения игры.

Задачами квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска» являются: 1) формирование умения выполнять аналитическую деятельность при изучении истории края в ходе решения разноплановых заданий квеста; 2) формирование умения организовывать учебное сотрудничество для организации командной работы в ходе прохождения квеста.

Организация квеста предполагает деление учащихся на две команды по 4–5 человек, которые продвигаются по заранее заданному маршруту, выполняя задания на станциях (см. Приложение. Рис 1. Расположение станций на маршруте квеста. Таблица 1). Команды должны выбрать капитана, сформулировать девиз. Капитану команды выдаётся путевой лист, в котором должны содержаться сведения о команде, времени прохождения станций и ответы участников игры. Порядок прохождения каждой точки маршрута может варьироваться. На каждой станции, которая располагается у определённой скульптуры, должен находиться её куратор.

В задачи куратора станции входит:

1) озвучить вопрос, правильный ответ на который данный участниками команд, является условием прохождения станции;

2) сделать отметку в путевом листе участников об успешном прохождении точки маршрута;

3) организовать работу учащихся по поиску верного ответа в случае затруднения.

На прохождение одной станции отводится 5–7 минут.

Квест «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска» включает в себя восемь разнообразных заданий: ребусы, загадки, ассоциативные задания и др.

Рассмотрим некоторые примеры заданий квеста.

Задание. Подберите по одному слову к каждому из двух ассоциативных рядов. Из подобранных к каждому ассоциативному ряду слов составьте словосочетание (оно получится состоящим из двух слов) — название скульптуры. Какой город-побратим подарил Петрозаводску эту скульптуру?

1)Всплеск, пучина, тайфун, море

2)Добро, общение, доверие, взаимопомощь

Ответ : 1) волна, 2) дружба. Название скульптуры «Волна дружбы». Это подарок города-побратима Варкауса.

Одним из заданий квеста является вопрос, который направлен на проверку не только знаний по предмету «Моя Карелия», но и по литературе. Это способствует расширению межпредметного кругозора учащихся, формированию у них комплексных мировоззренческих представлений.

Задание. Название этой скульптуры, расположенной на набережной Петрозаводска, совпадает с названием традиционной европейской сказки. Хрестоматийный вариант этой сказки опубликовал Шарль Перро. По этой сказке был поставлен одноимённый балет П. И. Чайковского. Назовите эту скульптуру. Какой город-побратим подарил Петрозаводску эту скульптуру?

Ответ . Эта скульптура получила название «Спящая красавица». Она была подарена городом-побратимом Ла-Рошель (Франция).

Подобные задания нацелены на проверку эрудированности учащихся, умения работать с ассоциативными рядами, а также на проверку усвоения факто-событийного материала по теме «Монументальное искусство и скульптура»

По завершении прохождения квеста каждая из команд получает символические подарки. Для обеспечения соревновательного компонента для учащихся победившей команде могут быть выставлены положительные отметки по дисциплине «Моя Карелия».

После прохождения квеста учитель организует проведение рефлексии у учащихся, в ходе которой учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

1) Понравилось ли вам участвовать в квесте «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»?

2) Что вам особенно понравилось в квесте?

3) Что во время прохождения квеста оказалось для вас сложным?

В результате прохождения квеста учащиеся смогут повторить, закрепить материал по истории создания и установления скульптур-подарков городов-побратимов Петрозаводска и углубить свои знания по теме «Монументальное искусство и скульптура».

Таким образом, использование квест-технологий во внеурочной деятельности соответствует задачам реализации системно-деятельностного подхода. Квест-технология выполняет большое количество задач в образовательной сфере. Она способствует развитию коммуникативного сотрудничества в школьной среде при организации командной работы, вызывает активизацию познавательной деятельности у учащихся благодаря игровой форме, которая сама по себе представляет большой интерес для школьников. В связи с этими важными задачами, которые реализуются благодаря использованию квест-технологии, её применение в изучении истории малой родины приобретает наибольшую значимость. Сложность организации работы по изучению краеведческого материала позволяет рассматривать квест-технологию как одну из наиболее удачных форм по активизации познавательной деятельности учащихся в рамках преподавания краеведческих дисциплин. Примером реализации подобной работы может служить квест «Галерея городов-побратимов Петрозаводска», который способствует организации активной самостоятельной познавательной работы учащихся в рамках изучения дисциплины «Моя Карелия».

Приложение

Расположение станций на маршруте квеста

Рис 1. Расположение станций на маршруте квеста

Таблица 1

Номер

Название скульптуры

1

«Спящая красавица»

2

«Волна дружбы»

3

«Единство»

4

«Под одними звёздами»

5

«Тюбингеннское панно»

6

«Рыбаки»

7

«Место встречи»

8

«Дерево желаний»

Литература:

  1. Владыко А. В. Квест-технология в образовании и воспитании / А. В. Владыко // Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. — 2018. — С.9–20.
  2. Карельский институт развития образования [Электронный ресурс]. — Петрозаводск, 2019. — Режим доступа: https://kiro-karelia.ru/structure/seo. — (дата обращения: 26. 01. 21).
  3. Осяк С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология / С. А. Осяк // Современные проблемы науки и образования. 2015. С. 157–158.
  4. Смирнова Е. А. Образовательный квест как интерактивная образовательная среда [Электронный ресурс]. — М., 2010. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie tekhnologii/library/2019/02/15/obrazovatelnyy-kvest-kak-interaktivnaya. — (дата обращения: 28.02.21).
  5. ФГОС: Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — М., 2016. — Режим доступа: https://fgos.ru/. — (дата обращения: 26.01.21).
  6. Моя Карелия: учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова, Т. А. Бабакова, А. И. Бутвило. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2014. – с.179-185.
Основные термины (генерируются автоматически): краеведческий материал, скульптура, внеурочная деятельность, квест, малая родина, Монументальное искусство, организация квеста, учащийся, формирование умения, игровая форма.


Похожие статьи

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники

В статье представлена характеристика рабочей программы археологического кружка «Юная археология: тайны первоисточника». Определяется актуальность кружка, связанная с его практико-ориентированной направленностью по формированию умения интерпретировать...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Организация и проведение предметной недели как формы внеурочной деятельности на примере ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат»

В статье автор делится опытом проведения предметной недели русского языка и литературы, посвященной Году семьи «Моя семья — моё богатство» в ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат».

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Техника Декупаж» по курсу «Маркетинг и менеджмент в образовании»

В статье описывается результат маркетингового исследования внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству в технике декупаж, спроектированной в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в обра...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете (на примере урока-концерта «В стране сказок»)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе на подготовительном факультете. Внеаудиторная работа представлена в качестве средства развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции с...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Похожие статьи

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники

В статье представлена характеристика рабочей программы археологического кружка «Юная археология: тайны первоисточника». Определяется актуальность кружка, связанная с его практико-ориентированной направленностью по формированию умения интерпретировать...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Организация и проведение предметной недели как формы внеурочной деятельности на примере ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат»

В статье автор делится опытом проведения предметной недели русского языка и литературы, посвященной Году семьи «Моя семья — моё богатство» в ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат».

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Техника Декупаж» по курсу «Маркетинг и менеджмент в образовании»

В статье описывается результат маркетингового исследования внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству в технике декупаж, спроектированной в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в обра...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете (на примере урока-концерта «В стране сказок»)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе на подготовительном факультете. Внеаудиторная работа представлена в качестве средства развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции с...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Задать вопрос