В настоящее время в образовательных учреждениях большинство обучающихся свободно пользуются современными информационно-коммуникационными технологиями, это помогает упростить для них процесс поиска информации, ее обработки и предоставления в различных формах [1, с.205]. Именно поэтому использование в проектно-исследовательской работе учащихся компьютера как инструмента собственной творческой деятельности будет способствовать достижению следующих целей:
1) побуждение ребят к самообучению;
2) развитие непринципиально важных в учебном процессе личностных качеств (например, таких как поэтических, музыкальных, художественных) [3, с.54];
3) реализация креативных возможностей;
4) повышение самооценки самого себя;
5) формирование новых компетенций, описанных во ФГОС 2 поколения [2, с.123].
По Федеральному государственному образовательному стандарту II поколения перед учителями ставится задача — «научить ребенка учиться». Такая возможность предоставляется при использовании проектной деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий [1, с.26]. Каждый педагог знает, как работать над проектом, определять образовательные задачи, научить школьников пользоваться Интернет-ресурсами в поиске необходимой информации. Одним из возможных решений этой проблемы является применение технологии веб-квест [2, с.205].
Образовательный веб-квест — это сайт в сети Интернет, на котором работают обучающиеся, выполняя различные учебные задачи. Такие веб-квесты могут охватывать конкретную проблему, отдельный учебную дисциплину, тему, а могут быть и межпредметными [4, с.105]. Всего Быховский Я. С. различает два типа образовательных веб-квестов: для кратковременной (ее цель — это углубить знания и интегрировать их, они рассчитаны на 1–3 занятия) и длительной работы (ее цель — это углубить и преобразовать знания обучающихся, рассчитаны на длительный срок — может быть, на полугодие или на весь учебный год) [5]. Характерной чертой веб-квестов является то, что какая-то часть или же вся информация для индивидуальной работы учащихся или работы в группах находится на разнообразных веб-сайтах. Кроме всего этого, следует подчеркнуть то, что результатом работы с веб-квестом является публикация работ обучающихся в виде веб-сайтов или веб-страниц [1, с.204].
Нам бы хотелось рассказать об использовании технологии веб-квест в работе с обучающимися объединения «Любознайка» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. о.г.Кулебаки». Разработанный веб-квест «Навеки в сердцах…» (его можно посмотреть на сайте: http://forever-in-the-heart.jimdo.com), имеющий естественно-научную направленность, посвящен Нижегородской области (возрастная категория участников от 12 до 17 лет).
Создание началось с определения вида веб-квеста (краткосрочный или долгосрочный, мы остановились на краткосрочном). Затем была определена тема, которая бы была интересна обучающимся. Именно эта тематика была нами выбрана, так как у учащихся необходимо формировать чувство патриотизма, толерантности, уважения к старшим, чувство долга перед страной. Они должны осознавать себя гражданином своей Родины, активно принимать участие в жизни государства. После того, как была определена тема, было выстроено центральное задание для всех участников [3, с.123]. Затем мы приступила к выбору ролей, к формированию интересных заданий и подбору материала, необходимых для их выполнения. Вслед за этим были определены критерии оценивания работ учащихся: понимание темы, ее раскрытие и логика изложения; авторская оригинальность, слаженность работы участников группы и степень ее слаженности; оформление работы (грамматические, орфоэпические, пунктуационные нормы); защита итогов работы (аргументированность основных позиций, грамотное построение речи, эрудиция участников, умение отвечать на вопросы, волевые и деловые качества участников) [4]. В общей сложности за работу можно было набрать 105 баллов.
Задача детей заключалась в том, что каждый участник должен был выбрать себе понравившуюся роль (геолог, историк, биолог, современник). После этого обучающиеся, объединившись в микрогруппы, приступили к выполнению заданий [5, с.102]. У каждой группы они были индивидуальны. Обучающимся пришлось обратиться к Интернет-ресурсам, использовать метод фотографирования, беседы, выходя на местность. Когда материал всеми участниками был собран, ребята приступили к оформлению своей работы, использовав различные программы, которые располагались в сети Интернет.
Веб-квест «Навеки в сердцах...» включает в себя следующие группы и задания:
Группа «Географы»
Задания:
- Где расположена Нижегородская область (https://ru.wikipedia.org/wiki/Нижегородская_область)?
- Какова площадь области (http://ru.gulliway.org/public/wiki/europe/russia/volga-federal-district/nizhny-novgorod-oblast/)?
- Когда возникла Нижегородская область (http://www.unn.runnet.ru/rus/volgovyt/nizhobl/istor.htm)?
- Каково население области (http://www.statdata.ru/naselenie/nizhegorodskoj-oblasti)?
Оформите материал в виде презентации.
Группа «Историки»
Задания:
- Расскажите о Нижегородской области в предвоенные годы Великой Отечественной войны (http://www.unn.runnet.ru/rus/volgovyt/nizhobl/istor.htm#voina)?
- Расскажите о Нижегородской области во время Великой Отечественной войны (http://letopisi.org/index.php/История_Балахны)?
- Расскажите об области в послевоенное время (http://рустрана.рф/article.php?nid=10350)?
Оформите материал в виде презентации.
Группа «Биографы»
Задания:
- Изучите биографию ветеранов Великой Отечественной войны (http://www.nnmama.ru/content/family/pobeda/gorkovskaya-oblast-v-wow-geroi-gorkovchane)?
- Выберите 3–4 биографии ветеранов своего района и оформите их с использованием программ для монтажа видео.
Группа «Современники»
Задания:
- Какие памятные места остались в в Нижегородской области (районе), посвященные Великой Отечественной войне(http://lesnoytur.ru/tiplesa/rastitelnostnn.htm)?
- Сфотографируйте эти места, дополните их фотографиями из Интернета и оформите в виде фотоколлажа или видео (http://createcollage.ru, http://www.fotokomok.ru).
По завершению веб-квеста «Навеки в сердцах…» была организована итоговая конференция, посвященная защите проектов учащихся по изученной теме. Жюри было сформировано из педагогов и руководящего состава «Центра детско-юношеского туризма и краеведения г. о.г.Кулебаки», гостей конференции (общее количество членов жюри составило 7 человек). Но следует еще сделать акцент на том, что участники самого веб-квеста также принимали активное участие в подведении результатов. Каждый ребенок мог поставить дополнительный балл одному из участников соседних групп. По итогам конференции главный член жюри подсчитал общие результаты и огласил имена победителей и призеров.
Описанный веб-квест может быть использован не только педагогами дополнительного образования, но и учителями других образовательных учреждений. В ходе проведения веб-квеста ребята научились ориентироваться в огромных потоках информации, общаться друг с другом, познакомились с новыми программами, получили новые знания, у школьников были сформированы компетенции, предъявляемые ФГОС, появилась мотивация к изучению истории своего края, Родины в целом.
В ходе разработки занятий по общеобразовательной программе «Любознайка» «Центра детско-юношеского туризма и краеведения г. о.г. Кулебаки» также нами были разработаны следующие веб-квесты:
http://chaikovski.jimdo.com — «Композитор всех времен и народов!», посвященный великому композитору П. И. Чайковскому.
https://voiazh.jimdo.com — «Путешествие в лесное царство!», посвященный экологической проблеме.
https://taenstvennibleskserebra.jimdo.com — «Таинственный блеск серебра», посвященный народному промыслу Казаковской филиграни.
Литература:
- Напалков С. В. О видовом многообразии Web-квестов в образовательном процессе // Культура и образование. — Декабрь 2014. — № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2740
- Наумова Т. В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников [Текст] / Т. В. Наумова, В. В. Казакова, А. В. Лезина // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 204–206.
- Наумова Т. В. О возможностях формирования духовно-нравственной культуры личности младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий [Текст] / Т. В. Наумова, В. В. Казакова// Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12–1. — С. 122–125; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35222 (дата обращения: 12.01.2016).
- Наумова Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в мультикультурном образовании младших школьников [Текст] / Т. В. Наумова, Е. В. Губанихина, О. А. Зиновенко // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22114 (дата обращения: 11.01.2016).
- Россова Ю. И. Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В. П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. — 2013. — № 2. — С. 101–108.