Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации

5. Педагогика общеобразовательной школы
03.11.2017
2187
Поделиться
Библиографическое описание
Бондарь, М. А. Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации / М. А. Бондарь. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13134/.


Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации. В статье подчеркивается образовательный потенциал квеста. Описывается реализация квеста в учебно-воспитательном процессе гимназии.

Ключевые слова: квест, школьник, детская общественная организация

Детские общественные организации предоставляют большие возможности в создании условий для раскрытия творческих способностей школьников, их самоутверждения, будущего развития личности.

Сегодня актуален вопрос применения таких форм деятельности в детской общественной организации, с помощью которых можно создать активное взаимодействие школьников друг с другом для формирования их личностных результатов. На наш взгляд, таким потенциалом обладают образовательный квест.

Квест (анг. quest — поиск) представляет собой способ организации поисковой деятельности в учебном процессе [6].

Квест — это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков [9], от успешного взаимодействия которых, зависит результат деятельности. Участники игры должны быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях.

Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова указывают на то, что квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга и т. п. [7], при применении квеста школьники проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость [8].

И. Н. Сокол рассматривает образовательный квест, который имеет чётко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений [4].

Образовательный квест — это организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой школьники осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр. [1].

Образовательные квесты различаются по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные); по режиму проведения (в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме); по сроку реализации (краткосрочные; долгосрочные); по форме работы (групповые; индивидуальные); по предметному содержанию (моноквест; межпредметный квест); по структуре сюжетов (линейные; нелинейные; кольцевые); по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда) [4].

Квесты имеет свою уникальную структуру, способствуют достижению определённых целей, решению различных дидактических задач [2] и обладают методическим потенциалом: 1) развитие читательских компетенций, 2) развитие творческого потенциала, 3) развитие коммуникативных умений, 4) развитие навыков информационной деятельности [3].

Квестовые задания могут выполняться индивидуально, однако групповая работа является более предпочтительной, ибо совместная деятельность школьников позволяет получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение [5].

Структура образовательного квеста состоит из:

1) введения, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, сделан обзор всего квеста,

2) заданий, которые понятны, интересны и выполнимы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации),

3) ресурсов — список информационных ресурсов (в электронном, бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания,

4) процесса работы — описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания,

5) оценки — описание критериев и параметров оценки квеста,

6) заключения — раздел, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом.

Использование квеста детской общественной организацией позволяет привлекать школьников в активный воспитательный процесс, развивать их творческие способности, воображение, способствует формированию навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений и т. д.

Исследования показывают, что наиболее эффективным для школьников является не решение или прохождение готового квеста, а процесс его создания. Такую деятельность школьников детской общественной организации можно определить как продуктивную, ибо она связанна с процессом проектирования. Квест воспитывает личную ответственность, уважение к культурным традициям, истории, краеведению, формирует культуру межличностных отношений и толерантность, стремление к самореализации и самосовершенствованию.

Проведение квестов может быть связано, например, с определённым событием. Так, чтобы помочь первоклассникам как можно быстрее и успешнее адаптироваться к школе и влиться в ряды школьников в начале учебного года детская общественная организация «Дети XXI века» проводит квест для первоклассников «Добро пожаловать в гимназию».

Цель квеста: 1. Адаптация первоклассников к новой социальной среде. 2. Знакомство с гимназией. 3. Развитие исследовательских навыков. 4. Развитие умения работать в команде. 5. Использование коммуникативных умений в сфере бытового общения.

Участники квеста получали маршрутный лист с условия конкурса:

  1. Найти и посетить все объекты гимназии, указанные в списке.

‒ Медицинский кабинет.

‒ Приемная.

‒ Кабинет директора гимназии. Познакомиться с директором.

‒ Библиотека.

‒ Спортивный зал.

‒ Компьютерные классы.

‒ Лингвистические классы.

‒ Школьный стадион.

‒ Актовый зал.

‒ Комната детской общественной организации.

‒ Столовая.

  1. Сфотографироваться на фоне каждого объекта.
  2. Найти подробную информацию о каждом объекте (на сайте гимназии или активно использовать помощью старшеклассников).
  3. Фото и информацию в виде заполненной таблицы принести на указанный адрес.
  4. Побеждает команда, которая принесёт наиболее креативные фотографии и оригинальный материал.

Практика проведения подобных мероприятий показала, что квест способен заинтересовать всех его участников, способствует коллективному взаимодействию школьников по решению ряда проблемных задач, которые связанны с посещением новых мест, умению работать с новыми источниками информации.

Таким образом, образовательный квест, позволяет решить образовательную задачу — вовлечение каждого школьника в активный познавательный процесс; развивающую — развитие творческих способностей, воображения школьников, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора; воспитательную — воспитание уважения к культурным традициям, истории гимназии.

Литература:

  1. Жебровская, О. О. Международный вебинар ««Живые» квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209–22012013-qq-q-q.html.
  2. Новикова, О. Н. Вопросы разработки системы интерактивных занятий по иностранному языку [Текст] / О. Н. Новикова // Актуальные проблемы преподавания социальногуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научнометодической конференции (4–5 апреля 2014 г.) / отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. — Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. — С. 221–223.
  3. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/
  4. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодий вчений. — 2014. — № 6 (09). — С. 138–140. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.
  5. Терских, М. В. Интерактивные методы обучения бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» [Текст] / М. В. Терских // Педагогическое образование в России. –№ 1. — Екатеринбург, 2013. — С. 152–158.
  6. Тымко, О. З. Технология «веб-квест» на основе сервисов Веб 2.0 / О. З. Тымко // Справочник заместителя директора школы. — 2015. — № 6.
  7. Щелина С. О., Чудакова А. О. Квест как технология изучения детской литературы // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы Международной научно-методической конференции 23 июня — 27 июня 2014 года. — Москва, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://av.moi-portal.ru.
  8. Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 146–149.
  9. Sierykh L. V. Technology of cooperation of general and out-of-school educational establishments are in aesthetic education of teenagers / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pptp.kubg.edu.ua/numbers/39-arkhiv-nomeriv-2014-roku/122–3-2014- roku.html.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
квест
школьник
детская общественная организация

Молодой учёный