Самоценность образования как условие развития компетенции самосовершенствования педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Л. В. Самоценность образования как условие развития компетенции самосовершенствования педагога / Л. В. Иванова, Л. В. Абдалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79611/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье на основе анализа актуальной научной литературы дано авторское определение компетенции самосовершенствования педагога; отмечены важные аспекты изучения компетенции самосовершенствования педагога; подчеркнута недостаточная подготовленность многих современных педагогов к реализации компетенции самосовершенствования; уточнено понимание сути педагогических условий, способствующих формированию искомой компетенции; раскрыты развивающие возможности самоценности образования для формирования компетенции самосовершенствования педагога.

Ключевые слова: компетенция самосовершенствования педагога, педагогические условия, самоценность самообразования.

Реализация стратегии модернизации современного образования диктует необходимость в эффективно действующем педагоге — способном компетентно реагировать на постоянно усложняющиеся условия педагогической деятельности и действительности; обеспечивать успешную организацию образовательного процесса в контексте новой парадигмы образования; обладать прочно сформированными потребностями, установками в постоянном профессиональном и личностном самосовершенствовании.

Поиск наиболее эффективных ресурсов повышения качества образования и их рационального использования в школе обращает наше внимание, наряду с другими профессионально-педагогическими компетенциями, на компетенцию самосовершенствования педагога, как на постоянно востребованное и перспективное профессионально-личностное образование в структуре его профессиональной компетентности (С. В. Гренадерова, О. В. Мицук, Б. В. Сергеева и др.). Актуальными остаются вопросы разработки основных теоретических и практических положений формирования изучаемой компетенции с использованием возможностей внутришкольного повышения квалификации. В последние годы обосновываются и реализуются идеи вариативных форм и содержания постдипломного образования и, и в частности, внутришкольного повышения квалификации педагога, однако целенаправленному изучению и формированию компетенции самосовершенствования педагога по-прежнему не уделяется должного внимания.

Мы акцентируем внимание на компетенции самосовершенствования педагога, как на необходимом условии выполнении требований профессиональной деятельности за счет рациональной реализации личной программы,

индивидуальной траектории самообразования и самовоспитания; «за счет активно, конструктивного использования как внутренних ресурсов, так и собственных возможностей, определяемых условиями внешней, в том числе профессиональной, среды и профессиональной деятельности» [1, с. 62].

В своем исследовании компетенцию самосовершенствования педагога в самом общем виде мы рассматриваем «… как составляющую его профессиональной компетентности, которая проявляется в способностях, возможностях педагога усиливать мотивацию личностного роста, расширять и углублять профессиональные знания, обеспечивая профессиональные достижения, успех и самореализацию» [4, с. 92].

Формирование компетенции самосовершенствования педагога является динамичным процессом, успешность которого в значительной степени обусловлена влиянием совокупности различного рода условий — внешних (объективных), внутренних (субъективных). В нашем исследовании под педагогическими условиями мы понимаем внешние и внутренние обстоятельства, способные оказать существенное влияние на осуществление педагогического процесса, созданные педагогом-организатором практикума, предполагающего достижение искомого результата (Н. М. Борытко).

Важно отметить, что педагогические условия могут как способствовать, так и противодействовать проявлению педагогических закономерностей, обусловленных, в свою очередь, действием разнообразных факторов. Возможность успешного управления образовательным процессом, в том числе процессом повышения квалификации педагога, реализуется через нейтрализацию негативных факторов и создание позитивных педагогических условий, в которых будет разворачиваться данный процесс.

Вместе с тем это и активный саморегулируемый процесс, самосовершенствование, «самодвижение» личности от низших к высшим уровням самореализации, в котором внешние обстоятельства всегда преломляются и действуют через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн).

Проведенный теоретический анализ актуальной научной литературы, обобщение опыта профессиональной деятельности явились основанием выделения важнейшего условия, влияющего на развитие компетенции самосовершенствования — самоценность образования для педагога.

Принимая во внимание наличие различных толкований понятия «образование», мы выделяем и используем глубокое и емкое понимание изучаемого феномена, сформулированное С. Е. Шишовым: «Образование — это не прекращающийся процесс развития человека путем организации собственной умственной деятельности, направленной на усвоение, обновление и применение знаний, обобщенных способов действий, формирование определенных социально-значимых личностных качеств и ценностных отношений к действительности, на раскрытие собственных потенциальных возможностей, в условиях специально-организованного и/или стихийного взаимодействия с внешними субъектами и объектами, являющимися носителями знаний, ценностных ориентаций и моделей поведения, результатом чего становится приобретение личностных качеств и свойств, которых не было ранее» [6, с. 54].

Ценность, как значимость такого образования очевидна и наделена мощным потенциалом «самости», т. е. обращенности к каждой конкретной личности, к ее «… потребности самостоятельно и автономно действовать в мире» [5, с. 51]; организовывать ее активность и направлять на самосовершенствование.

Самоценность образования мы рассматриваем в качестве важнейшего внутреннего источника, ориентира, регулятора профессионального поведения педагога в оптимизации процесса повышения квалификации во все более усложняющихся обстоятельствах профессиональной деятельности и действительности.

Самоценность образования мы рассматриваем не только как «знания ради знаний», это также соединение последних с личностными качествами педагога, его умение самостоятельно и грамотно распорядиться своими знаниями, компетенциями. Самоценность наделена потенциалом воздействия и качественного преобразования деятельности человека самим человеком (образовательная, профессиональная, взаимодействие, досуговая). И значимым в ходе самообразовательной деятельности взрослого, согласно В. Г. Вершловскому, «… становится не только практический результат, но и познание нового как такового и сам процесс приобщения к знаниям» [3, с. 60].

Этому предшествуют все более усложняющиеся задачи, требования к профессиональной деятельности педагога, для выполнения которых все менее ценным и ограниченным оказывается прошлый опыт, усвоенные ранее знания. «Работая длительное время в рамках устойчивой консервативной профессионально-образовательной среды… педагоги… оказались в большинстве своем не подготовлены к активному, самостоятельному… [7, с. 29] самосовершенствованию». Находясь в новой профессионально-педагогической реальности, педагог должен критически переоценить опыт и готовность к самосовершенствованию и сформулировать особые требования и отношение к собственному непрерывному образованию, как к самоценности.

Поэтому в ходе разработанного и апробированного нами педагогического практикума «Формирование компетенции самосовершенствования педагога» у его участников формировалось ценностное отношение к непрерывному образованию, создавались педагогические ситуации приобретения ими личностного смысла повышения квалификации в целом, удовлетворения образовательных, духовных, социальных, профессиональных потребностей.

В большей степени этому способствовали: технологии — технология обучения взрослых, субъект-субъектного взаимодействия; формы — лекция, семинар, дискуссия, круглый стол, практическая работа, тренинг, самостоятельная работа; методы — проблемного обучения, проектный, игровой, кейс, эссе, портфолио, психологические упражнения, консультирование, тестирование, самоанализ, презентация.

Поэтому ценности образования для каждого конкретного педагога не приобретались в готовых ответах, а обретались, согласно С. В. Кульневичу, в собственном живом опыте и проявлялись в активном познавательном поиске, в догадках, интуиции, в интеллектуальной радости [2].

Мы считаем, что в самоценности образования в целом и в обретении смысла и ценностей самообразования, самосовершенствования, в частности, заложены большие возможности развития личности, усиления субъектной позиции педагога и его самореализации в профессии и жизнедеятельности.

Литература:

  1. Абдалина Л. В. Психологическая компетентность как фактор профилактики профессиональных деформаций руководителя / Л. В. Абдалина. Известия ВГПУ, 2016, № 1 (270). С. 62–64.
  2. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. − Ростов н/Д, 1999. − 560 с.
  3. Вершловский С. Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена). — Санкт-Петербург: АППО. − 2007. — 148 с.
  4. Иванова Л. В. Компетенция самосовершенствования педагога: некоторые аспекты изучения и формирования / Л. В. Иванова. Гаудеамус, 2020. Т. 19. № 1 (43). C. 90–94.
  5. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  6. Шишов С. Е. Образование как ценность: структура и смыслы понятия. «Ценности и смыслы», 2010. № 2 (5). С. 50–63.
  7. Entrepreneurial spirit of a modern university professor: empirical data // Abdalina L., Koval N., Vyunova N., Gosteva S., Khutornaya M. Espacios. 2017. Т. 38. № 48. Р. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция самосовершенствования педагога, профессиональная деятельность, самоценность образования, формирование компетенции самосовершенствования педагога, актуальная научная литература, знание, образовательный процесс, педагог, повышение квалификации педагога, профессиональная компетентность.


Ключевые слова

педагогические условия, компетенция самосовершенствования педагога, самоценность самообразования
Задать вопрос