Профессиональное самосовершенствование педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 562 раза

Библиографическое описание:

Бабаева, М. Э. Профессиональное самосовершенствование педагога / М. Э. Бабаева, Л. В. Краснюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66707/ (дата обращения: 02.07.2020).



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА

Бабаева Милвара Эраксовна, студент;

Краснюк Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности.

Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической профессии и составляющие профессионализма педагога.

Результаты: в рамках данного исследования была выявлена высокая значимость саморазвития в профессии для современного педагога и востребованность в современном обществе педагогов, которые постоянно повышают свою квалификацию, изучают и применяют на практике новые методы обучения и воспитания детей. Так же, была установлена тесная взаимосвязь профессионализма с саморазвитием, постоянное самосовершенствование выступает обязательным условием профессионализма. Не смотря на множество факторов, влияющих на профессионализм педагога (личное отношение к профессии, опыт и многие другие), решающим признаком профессионализма, мною было выделена. способность педагога к творческому подходу в решении педагогических проблем.

Ключевые слова: саморазвитие, профессионализм, личностное развитие, педагог, учитель, саморазвитие.

Основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что до тех пор, пока учиться. Многие ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многогранность феномена саморазвития и самообразования. Но необходимо выделить факт, что саморазвития в профессии напрямую связана с личностью педагога и необходимости постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию [3, с. 188].

Профессионально-личностное развитие педагога выступает главная цель педагогического образования. С одной стороны, педагог выступает как личность, а с другой стороны-педагог выступает носителем информации в практической его деятельности. Это говорит о том, что, для того чтобы развить и нравственные ценностные качества в ребенке, необходимо эти же качества развития и в самом педагоге. Но развитие личности педагога напрямую зависит от его способности к саморазвитию, а значит, и в успешном профессиональном становлении. Это говорит о тесной взаимосвязи профессионализма и саморазвития в профессии.

В педагогической литературе выделяют 4 стадии профессионального роста педагога:

Профессиональное самоопределение, в процессе которого происходит поиск и нахождение личностного смысла в осваимовой трудовой деятельности.

Профессиональная самореализация представляет самой собой реализацию существующего потенциала и имеющихся в способности в профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование, представляет собой совокупность психологических и личностных изменений, происходящих в педагоги в процессе овладения длительного выполнения деятельности, обеспечивающая качественно новый, высокий уровень решения профессиональных задач.

Саморазвитие, представляет собой и сознательный процесс личностного и профессионального самосовершенствование в профессии.

Идеальный выбор профессии для человека должен включать в себя два фактора, быть источником дохода, и быть средством личностной самореализации. Саморазвитие в профессии педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формирование себя как личности. Однако, в современном мире непрофессионализмом напрямую зависит ли размер дохода, а это требует развитие определенных качеств и навыков.

Профессиональное саморазвитие учителя предполагает использование специально разработанных методик, использование которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. В число стандартных методов входят:

  1. Курсы переподготовки;
  2. Курсы повышения квалификации;
  3. Предметные комиссии и методологические ассоциации;
  4. Школы передового опыта;
  5. Семинары для молодых учителей;
  6. Творческие сообщества;
  7. Педагогические чтения и многое другое.

Для того, чтобы стать настоящим профессионалом в своей области, одних только семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математика, естественные науки, русский язык или любой предмет), невозможно повысить эффективность своей работы без систематических самостоятельных занятий.

Важность саморазвития человека определяется его регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета его субъективных отношений с разными сторонами окружающей действительности. В его сферу также входит отношение к себе как к субъекту общественных отношений и как к личности в целом. Степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно принимать решения в трудных ситуациях. Известно, что человек, который самостоятельно выбирает профессию, на основе сложившейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстро и легко адаптируется к условиям труда, испытывает удовлетворение своей работой. В связи с этим проблема профессионального саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а это означает, что его собственная личность является мощным «рабочим инструментом», и чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост выступает основным условием достижения профессионализма.

Профессионализм — степень, в которой индивид осваивает профессиональные навыки, а профессионал — индивид, основным занятием которого является его профессия; специалист в своей области с соответствующей подготовкой и квалификацией.

Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько неописуемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием реальности в целом и сложных жизненных ситуаций.

Таким образом, саморазвитие является результатом профессионального творчества, а не просто увеличения знаний, навыков.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые методы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие учителя является движущей силой на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Как отмечает Надежда Ростиславовна Битянова (автор трудов о личностном росте и саморазвитии), настоящий глубокий и широкий профессионализм (а это тот фактор, который демонстрирует мастерство многих выдающихся людей) не может вырасти из исследований человека только одним видом деятельности, которому он посвятил себя, особенно если этот вид деятельности сложен по своей природе [4, с. 32].

Высокий профессионализм невозможен без развития особых способностей человека, которые как по своему содержанию, так и по форме будут тесно связаны с требованиями конкретной деятельности, а без знаний и навыков, соответствующих этим требованиям невозможно и их развитие. Развитие также обязательно является необходимым условием для достижения такого профессионализма, так как человек обладает общими способностями и превращением общечеловеческих ценностей в свои ценности, что означает нравственное воспитание его личности.

В дополнение к этому, другие условия играют важную роль в приобретении профессионализма:

  1. Личное отношение к профессии;
  2. Понимание их личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;
  3. Личный жизненный опыт в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);
  4. Особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);
  5. Проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;
  6. Методические указания и нормы профессионального мышления (возникают у человека в результате рефлексивного развития профессиональной деятельности).

Решающим признаком профессионализма учителя является его готовность творчески решать педагогические проблемы. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Творчество не характерно для всех педагогов — это отличительное качество личности.

Литература:

  1. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / И. Д. Багаева — Усть-Каменогорск, 2011. — 338 с.
  2. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? / Л. П. Квашко. — М.: Владивосток: Дальневосточный университет, 2016. — 260 c.
  3. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 509 c.
  4. Трунцева, Т. Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. 1–11 классы / Т. Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2016. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессия, саморазвитие, профессиональное саморазвитие учителя, современный педагог, современный мир, педагогическая профессия, личностный рост, личное отношение, тесная взаимосвязь профессионализма.


Похожие статьи

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

Раскрытие социальной сущности профессии учителя и её психолого-педагогическое

Понятия «личностное» и «профессиональное» развитие тесно смыкаются с точки зрения

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема.

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становления педагога в современных условиях модернизации образования является педагогической проблемой, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного...

Профессиональное самообразование педагога

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире.

Педагогический такт и личностные качества учителя...

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к наукею. Деятельность учителя — это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно...

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Анализ исследований и публикаций. Проблема профессионального развития учителя, становления его педагогического мастерства, в контексте современных гуманистических подходов, успешно разрабатывается в психологии труда, акмеологии, профессиональной...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы удовлетворить растущие потребности

Современный учитель — это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной...

Учитель — это призвание и призыв к непрерывному творческому...

Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою

Профессионально - педагогическая компетентность учителя .

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

Личностно-деятельностный подход предполагает создание в процессе профессионального обучения условий и возможностей для проявления сущностных сил и...

Похожие статьи

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

Раскрытие социальной сущности профессии учителя и её психолого-педагогическое

Понятия «личностное» и «профессиональное» развитие тесно смыкаются с точки зрения

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема.

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становления педагога в современных условиях модернизации образования является педагогической проблемой, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного...

Профессиональное самообразование педагога

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире.

Педагогический такт и личностные качества учителя...

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к наукею. Деятельность учителя — это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно...

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Анализ исследований и публикаций. Проблема профессионального развития учителя, становления его педагогического мастерства, в контексте современных гуманистических подходов, успешно разрабатывается в психологии труда, акмеологии, профессиональной...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы удовлетворить растущие потребности

Современный учитель — это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной...

Учитель — это призвание и призыв к непрерывному творческому...

Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою

Профессионально - педагогическая компетентность учителя .

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

Личностно-деятельностный подход предполагает создание в процессе профессионального обучения условий и возможностей для проявления сущностных сил и...

Задать вопрос