В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, так и для различных российских регионов. Основная часть проблем, требующих разрешения, связана с несоответствием федерального и регионального законодательства, регулирующего туристскую деятельность. В статье представлен анализ различных аспектов законодательства в сфере туризма как на федеральном, так и на региональном уровне.
Ключевые слова: Российская Федерация, Брянская область, туристическая деятельность, сфера туризма, средство размещения, законодательство.
Российская нормативно-правовая база в сфере туризма в последние несколько лет характеризуется изменениями, которые связаны с реализацией комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию в сфере туризма [4]:
— появились нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы стандартизации и классификации в отрасли туризма;
— идет усиление ответственности поставщиков туристского оборудования за нарушение гражданско-правовых и иных обязательств;
— развиваются правовые нормы, направленные на обеспечение гарантий и защиты прав туристов,
— активно разрабатывается направление повышения качества туристского обслуживания;
— развивается нормативно-правовое регулирование туризма в аспекте обеспечения безопасности;
— формируется нормативно-правовая база саморегулирования в туристской индустрии;
— активно разрабатываются региональные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере туризма, учитывающие специфику региона.
Принятие Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)» направлено на повышение конкурентоспособности туристского рынка, который может удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах через развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках; повышение качества туристских услуг. Изменения в законодательства, которые произошли за последние годы направлены на решение данных задач.
Вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма являются содержанием норм законодательства об основных направлениях, принципах и условиях туристской. Данные аспекты оказались наиболее актуальными в последние годы.
В связи с изменениями механизма лицензирования туристской деятельности был создан единый федеральный реестр туроператоров. Также изменения затронули и правила оказания туристических услуг, размеры финансового обеспечения для туроператоров, а также разработки стандартизации и классификации объектов туристской индустрии [2].
В России до 2019 года классификация гостиниц была частично обязательного характера. Изначально обсуждалось проведение всеобщей классификации гостиниц в стране к 2018 году. Но данный процесс оказался трудоемким и сложным, поэтому обязательную классификацию применили выборочно — только для городов Чемпионата мира по футболу 2018 года и Олимпийского Сочи. Согласно федеральному законодательству, все гостиницы Москвы и городов Чемпионата мира по футболу должны были пройти классификацию до 1 января 2017 года. Из отчетности Министерства культуры Российской Федерации стало известно, что из числа городов Чемпионата мира классификацию прошли 11609 коллективных средств размещения, то есть 100 % из имеющихся. Среди них: 6034 (наибольшее количество) средств размещения — в Краснодарском крае, 1591 — в Москве и 1350 — в Санкт-Петербурге. Данный опыт классификации оказался положительным и поэтому всё больше гостиниц были приведены к единым государственным стандартам [3].
5 февраля 2018 года Президент России В. В. Путин подписал «закон о классификации» [1], который предусматривает введение обязательной классификации гостиниц по всей территории нашей страны. Федеральный закон вступил в силу 1 января 2019 года, но при этом новые требования все же вводятся поэтапно: до 1 июля 2019 года должны были классифицироваться крупные гостиницы с номерным фондом более 50 номеров; до 1 января 2020 года — гостиницы с номерным фондом более 15 номеров. А с 1 января 2021 года ответственность за отсутствие свидетельства о классификации распространяется уже на все гостиницы Российской Федерации без исключения. Стоит отметить, что с момента вступления данного закона в свою законную силу процедура классификации меняется и должна проводиться в соответствии с новым положением, который утвержден Федеральным агентством по туризму. В Брянской области все уведомления и результаты классификации гостиниц направляются в отдел туризма департамента культуры Брянской области, а также можно посмотреть на официальном сайте Федерального агентства по туризму. По последним данным в Брянской области классифицировано более 50 гостиниц и иных средств размещения. В Брянской области правом на проведение классификации обладает Торгово-промышленная палата Брянской области.
В свою очередь существует ряд проблем, которые затрудняют прохождение классификации гостиницами:
— отсутствие единой системы классификации всех типов гостиниц;
— неразработанность порядка прохождения классификации;
— завышенная стоимость процедуры классификации гостиниц.
Указанные выше проблемы, возможно будет устранить в случае принятия соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок классификации гостиниц и предусматривающего различные параметры качества гостиничных услуг.
В Российской Федерации особо внимание уделяется безопасности российских и иностранных туристов. Чтобы повысить уровень безопасности отдыхающих и для структурирования российского рынка туристских услуг Ростуризм утвердил нормативные правовые акты, которые регламентируют вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и т. д. Отдельно для каждого вида системы классификации включают в себя порядок проведения оценки соответствия требованиям безопасности, предоставления дополнительных услуг туристам, информационного обеспечения и ряд других пунктов [5].
Также стоит уделить особое внимание следующим направлениям:
— государственной поддержке развития туристской инфраструктуры в регионах (снижение налоговых сборов, государственные субсидии, государственно-частное партнерство, снижение тарифов на транспортные перевозки и т. п. механизмы);
— активизации привлечения различных социальных групп населения к использованию туристических продуктов (снижение тарифов на пассажирские перевозки в летний период, специальные тарифы для семей с 2 и более детьми, поощрение применения бонусных систем туроператорами, налоговые вычеты для посещающих экологические, оздоровительные, этнокультурные туристические маршруты в субъектах РФ и т. п. механизмы).
Основная часть проблем, которая требует разрешения, связана с несоответствием федерального и регионального законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Поэтому активно идет процесс формирования и развития регионального законодательства, регламентирующего туристскую деятельность. Законы, которые регулируют общественные отношения в сфере туризма, на сегодняшний день существуют практически во всех субъектах Российской Федерации.
Туристическая сфера России отличается большим количеством разнообразных туристско-рекреационных активов, которые позволяют развивать в регионах России практически все виды туризма. Каждый регион имеет сегодня очень высокий туристско-рекреационный потенциал: на территории всей страны расположены уникальные природные и рекреационные ресурсы, огромное количество объектов историко-культурного наследия национального и мирового значения, проходят очень важные экономические, спортивные и культурные события. Широкий диапазон потенциально привлекательных туристских направлений представлен в России, многие из которых не имеют аналогов в мире. Чтобы эффективно использовать данный потенциал на сегодняшний день необходимо совершенствование регионального законодательства, а также государственное субсидирование развития туристической инфраструктуры в субъектах Российской Федерации.
Одна из проблем, с которыми встречаются туристские организации в регионах — отсутствие специалистов, имеющих специализированное образование, например, в сфере маркетинга, брендирования, которые могли бы обеспечить комплексность туристической деятельности, а не выступать только в качестве фирмы, позволяющей удобно купить билеты в ту или иную страну/регион. С этим связана неразвитость инфраструктуры, ее несоответствие международным стандартам, и низкий уровень обслуживания потребителей.
Другая проблема заключается в том, что на данный момент в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ отсутствует понятие «туристический поток». На федеральном уровне утвержденная методика расчета туристического потока также отсутствует.
Росстат ведет статистику по количеству туристов, которые останавливаются в гостиницах и других коллективных средствах размещения.
Неорганизованный сектор остается за пределами методически и нормативно отрегулированного правового поля.
Отсутствие закрепленного в законе понятия «туристический поток» и отсутствие методики его расчета создает проблемы для развития отрасли. Туристический бизнес и региональные органы власти не могут правильно и достоверно рассчитать доходность проектов, которые связанны с созданием и эксплуатацией туристических и инфраструктурных объектов.
Методика расчета туристического потока определяется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. При этом, как правило, данные методики предполагают сбор, анализ и обобщение данных федеральных структур и частного бизнеса. Данные методики не могут быть в полном объеме применимы в регионе, так как нормативно-правовое подкрепление методики может быть осуществлено только на федеральном уровне.
Важно понимать, что не только закрепление понятия «туристический поток» в федеральном законодательстве и разработка единой методики поможет решить вышеобозначенную проблему. Необходимо нормативно-правовое подкрепление этой методики федеральными актами, которые определят ответственных и сроки предоставление информации, а также ответственность за непредставление.
Литература:
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» от 05.02.2018 N 16-ФЗ
- Никольская Е. Ю. Классификация гостиниц и других средств размещения: материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование» — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.
- Никольская Е. Ю., Титиевская Е. М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса — Волгоград: Путь науки, 2014.
- Сычёва,О. А. О совершенствовании законодательства в сфере туризма / О. А. Сычёва. — Стратегия устойчивого развития регионов России, 2016.
- Дехтярь Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме. — М.: Проспект, 2018.