В государственных планах развития республики Карелии одним из главных направлений выделяют сферу туризма. Особенно акцентируют внимание на эффективном использовании туристского потенциала, в том числе рекреационных ресурсов. Важность развития рекреационного туризма в Карелии связана с малой эффективностью его внедрения и использования в широком масштабе на данный момент. Исследованию проблем развития карельского туризма уделяется внимание ученых и специалистов, так как развитие данной сферы экономической деятельности в настоящее время требует комплексного решения.
Ключевые слова: туризм, Республика Карелия, развитие туризма, динамика развития, анализ развития.
Природа России очень разнообразна и неповторима. В России есть почти се природные зоны, и возможны практически все виды туризма. Благодаря самой большой в мире территории государства различные субъекты Российской Федерации могут обеспечивать население как свое, так и других стран различными видами туристского отдыха. В своей работе я рассмотрю один из самых красивых уголков нашей страны — республику Карелия.
В связи со сложившейся на данный момент экономической и политической ситуацией в мире, а также из-за сложной кризисной ситуации непосредственно на российском туристском рынке, тема развития туризма в России является наиболее актуальной. Современный российский турист со средним заработком предпочитает тратить свои сбережения на турпродукт отечественного производства.
Одним из факторов выбора того или иного туристического места является стоимость. Желание мотивировать все новых и новых клиентов выбирать отдых именно в своей компании заставляет эти компании совершенствовать, развивать и внедрять новые туристские программы, по выгодной цене. Так же важную роль в выборе места отдыха для потенциального клиента туристских услуг играют качество и количества удобств, наличие инфраструктуры, культурные и исторические достопримечательности, эстетические качества места отдыха и планируемое время года для отдыха.
К основным преимуществам и предпосылкам развития туризма в Карелии относятся:
Историко-культурный потенциал (на государственном учете числятся свыше 4000 памятников).
Эстетические особенности ландшафта.
Лесные ресурсы.
Водные ресурсы.
Гидроминеральные ресурсы.
Развитая транспортная и гидросеть.
Близость к крупным мегаполисам: Санкт-Петербург и Москва.
Карелия — транзитная территория между Европой и Россией.
Наличие подготовленных специалистов.
Творческий потенциал населения.
Главными сдерживающими факторами, на наш взгляд, для развития туризма в Карелии являются:
Качество дорог.
Слабое развитие туристической инфраструктуры.
Низкий уровень рекламно-информационного обеспечения туристических услуг Карелии на внешнем и внутреннем рынках.
Незадействованность большинства туристических объектов.
Недостаточно высокий туристический имидж.
Высокая стоимость туристических услуг.
Недостаток наличия гостиниц эконом класса.
Бюрократия.
Климат.
Аналитики отмечают, что размер расходов на отдых прямо пропорционален уровню дохода. Статистическая информация по туристическим потокам показывает, что общее количество туристов, посетивших Республику Карелия в 2013 г. достигло 1,89 млн. человек, обеспечив совокупный доход от туризма в размере 5,25 млрд. руб. [5]
По предварительным данным объем въездного потока организованных туристов и экскурсантов в Республику Карелия, достигший в 2013 году докризисного уровня 2008 года, — увеличился в 2014 году на 10 процентов и составил 655 тысяч человек. При этом общее число посетителей республики увеличилось на 6 процентов и впервые вышло на рубеж 2 миллионов человек. [6].
Достигнутые результаты стали возможны благодаря кропотливой работе по развитию туристской инфраструктуры, разработке новых маршрутов и активному продвижению туристского потенциала Карелии, в том числе при поддержке федеральных органов власти.
Так, при поддержке Ростуризма 1–3 августа 2014 года проведен Первый Кижский международный фестиваль водных видов туризма, а 21–29 ноября 2015 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в г.Петрозаводске и двух национальных муниципальных районах (Олонецком и Пряжинском) прошла «Неделя туризма», включая форум, конференции и Олонецкие игры Дедов Морозов.
Учитывая общее состояние российской экономики и, в частности, ситуацию в Карелии, «экспорт» достопримечательностей республики является — по крайней мере, в среднесрочном периоде — менее капиталоемкой и более эффективной формой участия в экономическом разделении труда, чем участие в промышленной конкуренции.
Важнейшими среди ключевых задач системы стратегического управления развитием туризма в регионе являются:
формирование высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие территорий;
повышение эффективности системы государственного регулирования туристского комплекса.
В Республике создана система стратегического управления развитием туризма. Построение системы государственного регулирования туризма основано на программно-целевом подходе и принципах индикативного планирования. В республике реализуется Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012–2015 годы». Приоритетные меры государственной поддержки развития туризма направлены на:
привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей;
информационно-рекламное продвижение карельских турпродуктов;
научное и кадровое сопровождение отрасли;
развитие нормативно-законодательной базы в части регулирования туристской деятельности.
Туризм для Карелии представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов — историко-культурного наследия, традиций, культуры. Наличие культурно-исторических памятников мирового значения (на государственном учете находится свыше 4000 культурно-исторических и природных памятников и объектов), национальных традиций, благоприятная экологическая ситуация, выгодное геополитическое положение и многие другие факторы привлекательности, а также государственная политика, выраженная в Стратегии развития республики, определяют туризм в качестве одного из важнейших направлений специализации республики.
Только за последние 4 года туристский поток в Республику Карелия увеличился более, чем в 2 раза (табл.1). И эта тенденция наблюдается при растущем дефиците современной туристской инфраструктуры. Поэтому уже сейчас отмечен существенный, опережающий динамику других показателей рост инвестиций в сферу туризма и туристскую инфраструктуру (с 2009 по 2013 годы объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма увеличился почти в 4 раза). Но для того, чтобы сделать Карелию действительно одним из ведущих туристских центров России, необходима реализация масштабных проектов в сфере туризма. [4, с.110]
Таблица 1
Показатели развития туризма в Республике Карелия. Источник: [5]
Показатель |
2011 |
2015 |
Прирост |
Количество рабочих мест в индустрии туризма |
1800 |
3200 |
75.3 % |
Общее количество посетителей республики Карелия, млн. чел. |
1,69 |
2,2 |
40 % |
Туристско-экскурсионные и гостиничные услуги, млн.р. |
740 |
1120 |
160 % |
Доля организованных туристов, % |
29,0 |
35,2 |
4,2 % |
Как видно из приведенных данных, туризм в Республике Карелия в настоящее время характеризуется достаточно устойчивыми и высокими темпами развития. Однако, с другой стороны, имеются тревожные симптомы, накладывающие ограничения на продолжение данного тренда в долгосрочном периоде.
Узловыми проблемами остаются передача на аутсорсинг внешним банковским структурам функций финансового обслуживания, низкий уровень обеспеченности средствами производства, создаваемыми на территории. Недостаточно налажены туристская логистика, трансферт туристов (более 70 % трансфертов туристов на территорию республики и обратно осуществляется нерезидентными для Карелии транспортными и туристскими компаниями) и система сбыта продукции. Большая часть реализации туров по Карелии осуществляется турагентствами крупных российских и зарубежных туроператоров, неподконтрольных региональным субъектам.
Комплекс предлагаемых республикой турпродуктов востребован лишь частично. Основная туристская нагрузка приходится лишь на несколько наиболее известных и традиционных центров, привлекающих туристов — Кижи, Валаам, Соловки, Петрозаводск. Т. е., туристская активность тяготеет к уникальным объектам туристского показа, а основная часть туристских ресурсов незначительно задействована в хозяйственном обороте. Использование потенциальной емкости туристского рынка не превышает 30 % в среднем по республике.
Одной из причин пространственных диспропорций в развитии туристского комплекса является тот факт, что территория Республики Карелия отличается значительной дифференциацией по степени обеспеченности туристско-рекреационными ресурсами и туристской инфраструктурой. Учитывая то, что в оказании туристских услуг участвуют не только предприятия туристской индустрии, но и многие другие хозяйствующие субъекты, можно говорить о том, что уровень развития туризма на отдельной территории во многом будет определяться уровнем развития инфраструктуры сопутствующих отраслей. Т.о. на географию размещения туристских центров влияет территориальная неравномерность развития промышленного каркаса
Среди основных показателей, характеризующих уровень развития инфраструктуры, можно выделить плотность дорожного покрытия, количество предприятий размещения туристов, предприятий общественного питания, количество музеев и других объектов показа и т. д. [5]
Эти обстоятельства, тем не менее, дают представление об огромном потенциале для развития туристской индустрии региона на основе выстраивания наиболее полной цепочки создания стоимости (по крайней мере, в выделяемых функциональных зонах).
Основной акцент региональной экономической политики в области туризма сделан на создание конкурентоспособного туристского кластера (кластеров) — совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства. Стимулирование развития последних осуществляется на основе особого предпринимательского режима в рамках функциональной зоны (включая бюджетное финансирование, разрешение на строительство, зоны комплексного развития и другие организационные, экономические и финансовые механизмы). В основу концепции зоны положены следующие методологические разработки:
практика и теория формирования зон интенсивного экономического развития как инструмента активизации местной экономики,
стратегия и территориальная схема развития Республики Карелия,
маркетинговая стратегия развития туризма в Республике Карелия.
В зависимости от наличия и сочетания конкретных видов туристско-рекреационных ресурсов и факторов туристской привлекательности, а также от характера деятельности турфирм и уровня организации туризма, в пределах Республики Карелия можно выделить различные территориальные единицы: туристский регион, туристский район, туристский центр, туристско-рекреационную зону.
Резюмируя вышесказанное можно сделать следующие промежуточные выводы:
интерес к туристскому потенциалу Карелии постоянно растет как среди туристов, так и среди потенциальных инвесторов;
основным сдерживающим развитие туризма фактором на современном этапе является низкое качество транспортно-дорожной, информационно-коммуникационной, социально-культурной инфраструктур;
для того, чтобы сделать Карелию одним из ведущих туристских центров России, необходима реализация масштабных проектов в сфере туризма и существенный рост инвестиций в рамках создания новых механизмов пространственного планирования развития туризма.
Отличительной чертой развития туризма на современном этапе является акцент на запуске сети малых проектов, направленных на становление отрасли в городах и районах республики. В последние годы международные проекты были направлены на поддержку деятельности районных и городских администраций по развитию туризма, разработке туристских маршрутов, подготовке специалистов, разработке информационно-маркетинговых материалов и учебных пособий, продвижению туристских продуктов, строительству объектов малой туристской инфраструктуры, реконструкции сельских домов, внедрению новых информационных технологий. [6]
Литература:
- Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012–2015 годы»
- Региональная целевая программа «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года»
- Стратегия развития туризма в Республике Карелия на период до 2020 г.
- Е. И. Иванова, В. В. Нуйкина. Туристско-рекреационный потенциал Карелии. Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, 2011, с 109
- Федеральная служба государственной статистики. www.krl.gks.ru (дата обращения 24.03.2015)
- Официальный интернет портал республики Карелия. http://www.gov.karelia.ru (дата обращения 24.032015)