Особенности правого статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий на разных уровнях законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 11.03.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. А. Особенности правого статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий на разных уровнях законодательства / Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79113/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье освещается правовая природа государственных и муниципальных унитарных предприятий. Актуальность стать заключается в том, что современные унитарные предприятия стоит усовершенствовать под новую модель экономики, а для этого следует усовершенствовать законодательство.

Ключевые слова : государственные и муниципальные унитарные предприятия, законодательство, состав и структура имущества унитарного предприятия.

The article highlights the legal nature of state and municipal unitary enterprises. The relevance of becoming is that modern unitary enterprises should be improved for a new model of the economy, and for this, legislation should be improved.

Keywords : state and municipal unitary enterprises, legislation, composition and structure of property of a unitary enterprise.

В целях создания благоприятной экономической основы и жизнедеятельности граждан, государству следует правильно наладить взаимодействие с частными предприятиями, а также закрепить такое взаимодействие правовыми нормами и законодательными актами. В соответствии с этим, требуется создание и изучение правовой особенности управления и реорганизации унитарного предприятия, что позволяет государству и муниципалитету развивать свой потенциал.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить правовое положение унитарных предприятий.

«Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия признаётся неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия» [2]. Данное определение было закреплено в Гражданский Кодекс Российской Федерации пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3302; 2001, № 17, ст. 1644).

Пункт 7 статьи 113 ГК РФ гласит: «Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2]. Таким образом было установлено создание Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Закон регулирует правовое положение ГУП и МУП, порядок создания, права и обязанности собственников его имущества, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Так же не маловажную роль играют концепции управления муниципальными предприятиями. В связи с этим в 9.09.1999 г. было принято постановление Правительства РФ № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4626).

Концепция содержит два раздела. Первый раздел рассматривает механизмы, направленные на повышение эффективности управления имуществом.

Второй раздел рассматривает проблемы в вопросы приватизации для эффективности работы отечественных производителей.

Мы понимаем и осознаём, что государственные и муниципальные предприятия не должны мешать частному сектору и вредить здоровой конкуренции, но и не должны ущемлять себя так как в некоторых случаях, участие публично правовых образований в осуществлении предпринимательской деятельности из-за их особого правового статуса не всегда возможно, но иногда и ограничено. В этой связи следует рассмотреть, какие же именно предприятия включаются в государственные и муниципальные.

Законодателем, исчерпывающим образом было установлено, что муниципальные и государственные унитарные предприятия в отличии коммерческих организаций имеют особую правоспособность, с целью которой и было создано юридическое лицо.

цель создания государственных и муниципальных унитарных предприятий

Рис. 1. цель создания государственных и муниципальных унитарных предприятий

Для решения вопросов муниципалитетов, в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» могут создаваться муниципальные унитарные предприятия. Отсюда следует, что кроме установленных в ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» случаи создания для муниципальных унитарных предприятий ограничиваются дополнительно вопросами и местного значения, которые заключены в гл. 3 федерального закона» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Рассмотрим некоторые государственные и казённые унитарные предприятия Чувашской Республики по состоянию на 01.03. 2020 год, учтённых в Реестре государственного и имущества Чувашской Республики в таблице 1.

Таблица 1

Государственные и казённые унитарные предприятия Чувашской Республики по состоянию на 01. 03. 2020год.

Государственные и казённые унитарные предприятия Чувашской Республики.

Курирующее министерство

Полное наименование юридического лица

Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Фармация»

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Казенное унитарное предприятие Чувашской Республики «Агро-Инновации»

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашгаз»

ГУП Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения»

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства»

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтотранс»

Казенное предприятие Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары»

Некоторые унитарные предприятия Чувашской Республики созданы для решения социальных задач или для предоставления убыточных услуг такие как на пример: «Фармация», «Биологические очистные сооружения», «Чувашавтотранс».

Все муниципальные унитарные предприятия кроме федеральных законов должны соблюдать ещё и законодательство Чувашской Республики. Для обеспечения правового порядка Кабинетом Министров Чувашской республики выносятся постановления, указы, «Дорожные карты»- программы развития и другие нормативно правовые акты.

Так, например, в Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2002 № 110 «Об утверждении Положения об отраслевых балансовых комиссиях и Положения о порядке определения и уплаты государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики части прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики» говорится о создании отраслевых и балансовых комиссий для координации и регулировании деятельности муниципальных предприятий. Так же устанавливается размер обязательной уплаты части прибыли предприятий в размере более 50 % от чистой прибыли, после обязательных платежей, в бюджет чувашской Республики [7].

В Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.03.2013 № 116 говориться, об обязательном отчёте руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики. Отчёты предоставляются по установленной форме и прописанной периодичностью, в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и министерств, курирующих унитарные предприятия, для осведомления.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.06.2011 № 266 «О порядке списания государственного имущества Чувашской Республики» разъясняет возможности списания «изношенного» и морально устаревшего, сломанного оборудования унитарными предприятиями.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.2007 № 71 «О мерах по снижению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и государственных учреждений Чувашской Республики» разъясняет правила и порядок ликвидации задолженности у предприятия, если таковая имеется.

К сожалению, среди многих законодательных актов и постановлений мы не видим ни одного правового акта, который содержал бы порядок определения и состава имущества у государственных муниципальных предприятий. Очень важно определиться с целесообразностью приобретения того или иного оборудования. Имущество унитарных предприятий может закупаться и на вырученные средства, как необходимое, но тогда после покупки и уплаты всех налогов и выплат, бюджет может недосчитаться средств, а оборудование, имущество оказаться лишним- не профильным.

Конечно, это лишь одна из проблем, но она требует подхода и рассмотрения. Правовая структура государственных и муниципальных унитарных предприятий требует совершенствования под новые современные системы развития экономики и права.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок от 30.12.2008, № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ). М., 2012.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.06.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 N 52-ФЗ.- Текст: электронный // Гарант: информационно правовой портал.- URL: https://base.garant.ru/10107501/ (дата обращения: 20.05.2020).
  4. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.- Текст: электронный // КонсультантПлюс: надёжная правовая поддержка: официальный сайт.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/ (дата обращения: 20.05.2020).
  5. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 9 сентября 1995 года № 1024 (ред. от 29 ноября 2000 года) // Российская газета.- 2000.- 25 мая.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.05.2020).- Текст: электронный // Гарант: информационно правовой портал.- URL: https://base.garant.ru/186367/ (дата обращения: 25.05.2020 года).
  7. Об утверждении Положения об отраслевых балансовых комиссиях и Положения о порядке определения и уплаты государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики части прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2002 № 110. –Текст электронный // Сайт государственной службы по делам юстиции Чувашской Республики: http://www.minust.cap.ru/deyateljnost (дата обращения 25.05.2020года).
  8. Об отчетности руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, представителей интересов Чувашской Республики в органах управления хозяйственных обществ, доли (акции) которых находятся в государственной собственности Чувашской Республики, и представителей Чувашской Республики в советах директоров открытых акционерных обществ, в отношении которых используется специальное право («золотая акция»): Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.03.2013 № 116.. –Текст электронный // Сайт государственной службы по делам юстиции Чувашской Республики: http://www.minust.cap.ru/ (дата обращения 25.05.2020года).
  9. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г. Ю. Ветрова — Москва:Фонд «Институт экономики города», 2009. — 258с.
  10. Камышанова, А. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий / А. Камышанова.- Текст непосредственный // вестник Таганрогского института управления и экономики: Сборник статей.- Таганрог, 2018. –С 47- 49
Основные термины (генерируются автоматически): Чувашская Республика, предприятие, Российская Федерация, унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие, постановление Кабинета Министров, правовое положение, государственное имущество, Гражданский кодекс, местное самоуправление.


Ключевые слова

законодательство, государственные и муниципальные унитарные предприятия, состав и структура имущества унитарного предприятия
Задать вопрос