Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Её эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. В ходе исследования речи ребенка учителю-логопеду необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка.
2. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
3. Установить уровень речевого развития.
Это, в совокупности с данными оценки познавательной деятельности и обучаемости, позволяет сформулировать логопедическое заключение.
По ряду причин объективная оценка при дифференциальной диагностике дошкольников бывает затруднена. Для получения объективных данных необходимо, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, а взрослый, проводящий обследование, обладал достаточным опытом, наблюдательностью, умелым подходом к ребенку. Часто работа учителя-логопеда проходит в условиях жесткого ограничения времени. Как минимизировать способы оценки речевой деятельности, но при этом не потерять значимой информации? Как быстро собрать информацию? Как её сохранить? И как потом воспроизвести, т. е. быстро дать характеристику ребенку (с примерами)?
В решении этих проблем могут помочь карты экспресс-обследования речи детей, которые предназначены для учителей-логопедов ДОУ (рис.1-3).
Рис. 1. Карта экспресс-обследования речи ребенка 4 лет
Рис. 2. Карта экспресс-обследования речи ребенка 5 лет
Рис. 3. Карта экспресс-обследования речи ребенка 6 лет
Карты экспресс-обследования для мониторинга общего и речевого развития детей с ОНР позволят учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребенка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.
В основе карты экспресс-обследования я использовала методику проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет Н. В. Нищевой [1, с. 268] и схему исследования речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) [1, с. 233].
Опираясь на разработки учебных карт обследования речи Е. П. Фуреевой и Е. В. Шипиловой [5,с. 37], я попыталась обобщить и систематизировать материал, чтобы он был удобен, доступен, легок в применении.
Карта экспресс-обследования — это средство для быстроты фиксирования результатов обследования. Она предназначена для:
– Определения уровня речевого развития детей четырех, пяти, шестилетнего возраста;
– Выявления отклонений в речевом развитии;
– Контроля динамики;
– Подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.
По таким картам легко дать характеристику (устную, письменную), приводя примеры правильных речевых высказываний ребенка и обозначая слабые стороны. Данная карта, по сравнению с известными речевыми картами обследования речи, имеет ряд преимуществ:
– Удобное расположение информации (на одном листе для каждого возраста), облегчающее ввод, обработку и извлечение необходимых данных.
– Индивидуально ориентированная процедура обследования для детей четырёх, пяти и шестилетнего возраста.
В качестве наглядно-дидактического обеспечения используется «Картинный материал к речевой карте ребенка 4–7 лет» Н. В. Нищевой. [2]
Обследование проводится на протяжении нескольких дней. На каждое исследование затрачивается не более 10 минут (ребенку 4 года); 15 мин. (ребенку 5 лет) или 20 мин (ребенку 6 лет) [5, с. 4].
Во время взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком создается положительный эмоциональный фон. Ребенок заинтересовывается выполнением заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Учитель-логопед может предлагать ребёнку задания не из всего предложенного материала, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их.
Содержание карт экспресс-обследования изменяется по возрастным группам с учетом речевых возможностей детей и в целом направлено на выявление следующих характеристик речевого развития детей:
– общее развитие ребенка: знает или не знает свое имя, возраст, родственные отношения, временные представления; (для 5 лет — времена года, для 6 лет — дни недели и части суток);
– зрительно-пространственный гнозис и праксис;
– строение и подвижность артикуляционных органов;
– состояние звукопроизношения;
– воспроизведение звуко-слоговой структуры слова;
– состояние фонематического анализа и синтеза; (в 5 лет дети выделяют первый ударный начальный гласный; в 6 лет могут назвать начальный и конечный согласный в слове, определить последовательность и количество звуков в слове);
– активный словарь: номинативный, предикативный, атрибутивный (в 6 лет дети подбирают слова-антонимы);
– состояние словоизменения (употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, употребление имен существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными единственного числа, употребление предложно-падежных конструкций, употребление числительных два и пять с существительными);
– состояние словообразования: употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; (в 6лет ребенок может назвать относительные и притяжательные прилагательные);
– состояние связной речи (в 4 года дети рассказывают по картинке, им доступен пересказ из 4 предложений; в 5 лет пересказывают рассказ; в 6 лет составляют рассказ по серии картинок).
Данное обследование может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития речевых компонентов у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.
Результаты, полученные в ходе обследования, фиксируются в речевой карте ребенка. Такая организация работы значительно сокращает время проведения обследования. На основе анализа полученных фактов составляются характеристики речи детей, определяются уровни развития и намечается программа дальнейшей педагогической работы.
Эта работа была представлена на заседании городского методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Волжского Волгоградской области, где было принято решение считать карты экспресс — обследования актуальными и рекомендовать их к использованию в работе.
Литература:
- Нищева Н. В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 3–7 с.
- Нищева Н. В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)»: Наглядно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-16 с.+ цв.вкл.
- Фуреева Е. П., Шипилова Е. В. «Учебные карты обследования речи». Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Логопедия» Волгоград «Перемена», 2004.
- Нищева Н. В. Речевая карта с ОНР от 4 до 7 лет. СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Быховская А. М., Казова Н. А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012–32с.