Статья посвящена проблеме образования и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группе нормотипичных сверстников. Дано описание создания специальных образовательных условий в группе. Имя ребёнка с ограниченными возможностями здоровья изменено.
Ключевые слова : инклюзивное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, специальные условия.
Один из основных принципов ФГОС ДО — индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ). Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении (далее, ДОУ) — инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка.
Прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с ОВЗ — одна из примет нашего времени. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате совместной работы психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью
Но как воспитателю организовать образовательный процесс в группе, которую посещает наравне со всеми ребёнок с ОВЗ? Как реализовать в группе две образовательные программы — ООП ДО и адаптированную образовательную программу (далее, АОП) для ребёнка с ОВЗ?
Поделимся своим небольшим опытом, так как нашу группу общеразвивающей направленности посещал ребёнок — инвалид с ОВЗ, Алина (диагноз — синдром Дауна). Для Алины ежегодно разрабатывалась в ДОУ индивидуальная программа — АОП. За основу коррекционно-развивающей работы взята Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При составлении АОП учитывались данные ИПРА ребёнка-инвалида, заключение и рекомендации ПМПК, индивидуальные особенности ребёнка.
Пять образовательных областей ООП ДО МАДОУ д/с № 1 были адаптированы под особые образовательные потребности и возможности ребёнка, во время проведения НОД мы использовали разно уровневое содержание занятия, для Алины назначались дети-помощники. Дети — помощники ответственно относились к возложенной на них задаче, они с удовольствием применяли свою роль и в свободной деятельности. Учили Алину буквам, разучивали с ней стихи и песни, часто играли в «школу», где наша воспитанница примеряла на себя роль «Ученицы». Так же дети помогали нашей воспитаннице в умении следить за собой, мы вместе с девочками прививали Алине желание «быть красивой», «следить за своим внешним видом», «любить себя».
В группах нами была создана безопасная предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и характер нарушений здоровья ребёнка, способствующая её включению в социальную жизнь:
– наличие в группе игрушек предыдущей возрастной группы; игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира, соответствующие жизненным ситуациям (купание, чаепитие, прогулка и т. д.);
– картинки с изображением последовательности действий — для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (алгоритмы деятельности);
– дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности;
– дидактические игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности;
– игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации — железная дорога, парковка, автозаправка и др.;
– последовательные картинки, структурирующие деятельность ребёнка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий (пиктограмма режима дня, умывания, одевания, дежурства);
– зрительные опорные сигналы, которые помогают ребёнку сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность выполнения задания, работы и т. д.);
– книги разной степени сложности;
– кукольный театр.
Для развития сенсорной сферы мы подобрали картотеку дидактических игр: на развитие восприятия формы, различение цвета, формирование целостного восприятия, развитие тактильно-зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие пространственной и временной ориентировки. Также нами было изготовлено и подобран материал для упражнений в сенсомоторном развитии: бизиборды (настольные и настенные), бусы деревянные крупные, шнуровки, вкладывающиеся коробочки, вкладыши, пирамидки, матрёшки, клубочки, «Тактильные дощечки», сенсорные книжки; оборудование для упражнения с сыпучими материалами. Мы активно в работе с Алиной использовали возможности дидактического материала: «Блоки Дьенеша» и «Счетные палочки Кюизенера», которые очень эффективны в работе над развитием сенсомоторной сферы. Для закрепления материала все игры предлагали родителям домой. Большое значение уделялось индивидуальной работе, широко использовали пальчиковые игры, игровой массаж шариком су-джок и эластичным кольцом, игры на развитие зрительно-моторной координации. Для развития наглядно-образного мышления, формирования мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения мы использовали пособия В. В. Воскобовича. Алине очень нравились такие игры как «Чудо-крестики», «Кораблик Плюх-Плюх», «Волшебные фонарики». Одним из любимых занятий была работа с «Игровизором». Ребята из группы привлекали Алину в сюжетно-ролевые игры, она с удовольствием примеряла на себя различные роли: пациента, доктора, сестры, продавца, парикмахера и многие другие. Участие в таких играх дает возможность ребенку подготовиться к социальной жизни вне сада, а так же через сюжетную игру закладываются нормы и основы поведения в обществе.
Участие детей в выставках детского творчества и выставках совместного творчества, организация в ДОУ персональных выставках, оформление стен рисунками детей — радует детей и их родителей, позволяют увидеть своего ребёнка с другой стороны, демонстрирует всему саду успешность детей с ОВЗ в продуктивных видах деятельности. Поэтому нашу воспитанницу мы постоянно привлекали к участию в творческих конкурсах (конкурс рисунков, поделок, вокальный конкурс) разного уровня.
Достижения Алины за два года посещения нашей группы (старшая и подготовительная к школе группа):
— I Региональный фестиваль детских идей, номинация «Банк весёлых затей», победитель 1 место, 2017 год.
— Всероссийский творческий конкурс «Очарование осени», диплом 1 степени, 2017 год.
— Городской конкурс конкурса «Пасхальная открытка 2018», 3 место, 2018 год.
— IX Международный фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов Поволжья», номинация «Декоративно-прикладное искусство», диплом лауреата I степени, 2018 год.
— IX Международный фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов Поволжья», номинация «Эстрадная песня», лауреат I степени. 2018 год.
А какую радость приносит ребёнку и его семье первые успехи в конкурсах детского творчества! Возможность выйти на сцену, получить награду, позволяет «особому» ребёнку и его семье чувствовать себя со всеми единым целым, быть такими как все.
Вместе со специалистами, реализующими коррекционный раздел АОП, мы ведём работу по повышению педагогической компетенции членов семей: индивидуальные консультации, тематические и проблемные круглые столы, мастер — классы, игровые тренинги. На тематических встречах и круглых столах с родителями обсуждаем вопросы:
- Какие изменения произошли, с ребёнком?
- А что так и не изменилось?
- Какие изменения в себе как родителях / бабушке / дедушке почувствовали за время общения со специалистами?
- Каких следующих шагов в развитии ожидаете от ребенка в ближайшем будущем?
- Каким видите свое участие в этих изменениях?
Такие встречи также позволяют обозреть успехи за год, одновременно коснувшись темы нереализованных ожиданий. Проговаривая произошедшие за год изменения в развитии ребёнка, родитель имеет возможность еще раз сфокусироваться на переменах, произошедших в ребенке, на своей роли в этих переменах, отрефлексировать изменения в отношениях с ребенком.
Для повышения профессиональной компетентности в вопросах образования детей с ОВЗ мы постоянно участвуем в мероприятиях разного уровня, организованных ГАУ ДПО «ВГАПО», ГБСУ СО ЦРДИ «Надежда».
За время посещения ДОУ нашей «особой» воспитанницей Алиной произошли позитивные изменения в её социализации и развитии творческих способностей (повысилась степень общительности, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, появилась положительная динамика развития музыкальных способностей, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности, проявился интерес и желание к изобразительной деятельности). Родители Алины отмечают результативность проводимой нами работы, а родители воспитанников с нормативным развитием считают, что инклюзивное образование благотворно влияет на нравственное воспитание их детей. Посещение Алиной обычной группы позволило подготовить ее сверстников к принятию особенных детей, сформировать толерантное отношение к окружающим, развить навык помощи и поддержки нуждающимся. Сегодня наша Алина школьница.
По отзывам родителей и учителей мы узнали, что девочка проявляет лидерские способности в классе, с удовольствием идет на контакт как с детьми, так и со взрослыми. Продолжает развивать творческие навыки, участвует в конкурсах по изобразительной деятельности. Педагоги школы отмечают, что Алина пришла в образовательное учреждение подготовленной, с удовольствием посещает все уроки, занимается с упорством и неприсущей таким детям усидчивостью.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; //. URL: http://www.consultant.ru
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
- Молоканова Н. В., Билялова Н. А., Конькова И. Н., Гоношилова В. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 94–99.