Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте / О. Г. Климченко, Е. В. Тимченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77593/ (дата обращения: 24.11.2024).



У детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие психических и физических процессов. Поэтому необходимо в этот период насыщать организм двигательной активностью, обогащать его сенсомоторным опытом и тактильными ощущениями!

Почему очень важно с самого детства развивать моторику и для чего это нужно? Все дело в том, что движения способствуют активизации многих физиологических функций организма!

Именно движение является основой любой психической функции, в активном движении психика формируется! Только задумайтесь о том, сколько движений ребенок выполняет в течение всего дня: крупных, более точных, тонких! Ребенок осваивает ходьбу, бег, манипуляцию с предметами, учится использовать жесты, мимику. И во всех данных процессах, которым научается малыш, огромная роль принадлежит сфере произвольных движений. После рождения происходит интенсивное развитие мозга, его высших отделов — коры больших полушарий. Рассматривая и перебирая пальчики своих ладошек, ощупывая предметы и игрушки, ребенок посылает определенные импульсы в мозг, влияя на его работоспособность. Центры мозга, отвечающие за движения пальцев, находятся рядом с речевыми центрами. Поэтому при активном развитии моторики у ребенка развивается речь. Дети с достаточно развитой моторикой успешнее преодолевают недостатки в развитии речи.

При сборе анамнеза о раннем развитии специалисты всегда интересуются об этапах двигательного развития ребенка (стал поднимать голову, перевернулся, сел, пополз, пошел и т. д.). Осуществлять развитие мелкой моторики лучше через крупную. Сначала поворачивает головой, сгибает ручки и ножки, а затем пытается схватить предмет всей рукой, а позже осуществить пинцетный захват двумя пальцами. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь — это тоже своего рода движение, движение мышц артикуляционного аппарата и голосовых связок. Главная задача специалистов правильно скоординировать речь с движением, сформировать устойчивые навыки и согласованной работы разных групп мышц.

Взаимосвязь речевой и общей моторики изучена и доказана исследованиями многих ученых. Подтверждение этому мы можем найти в трудах И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия и т. д. [4, с. 4] У детей с речевыми нарушениями можно часто наблюдать моторную недостаточность разной степени, отклонения в движении пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Сотрудниками института физиологии детей и подростков АПН было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалистами был сделан вывод о том, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. Необходимо особо обращать внимание на стимулирование речевого развития детей через тренировку и развитие движений пальцев рук, так как формирование речевых зон в коре головного мозга совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов. Развитие и тренировку пальцев рук можно начинать с рождения (массаж каждого пальчика, разминание, поглаживание, стимулирование хватательных движений). Выполняя пальцами рук различные упражнения, можно достичь достаточного уровня развития мелкой моторики рук, который оказывает положительное влияние на развитие речи, его способностей и подготавливает ребенка к последующему обучению.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык! Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости т степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» [4, с. 4].

В последнее время количество детей с недостаточным физическим и психическим развитием возросло. У современных детей чаще стали наблюдаться различные множественные нарушения речи. Дети стали позже говорить, чем их сверстники 10–15 лет назад, а нарушения выражены более грубо. Нарушено звукопроизношение, развитие лексико-грамматического строя, связной речи наблюдается бедность пассивного и активного словаря. У детей с различными речевыми проблемами наблюдается раскоординация движений, двигательной памяти, нарушение переключаемости движений.

У детей с дислалией страдает мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У дизартриков — нарушение мышечного тонуса, координации и переключаемости движений, темпа и ритма общей, мелкой и артикуляционной моторики. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, двигательная истощаемость, моторная неловкость. У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, также страдает и общая координация движений.

Речь — важный вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых, зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произвести сложный комплекс движений, при полной согласованности голоса, дыхания и движения артикуляционного аппарата. И. М. Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В. М. Бехтерев, Л. В. Нейман и Выготский Л. С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

Существует множество способов и методов, которые позволяют добиться той самой четкой координации речи и движения. особностей.обностей.влияние на развитие учению.
оторый оказывает положительное влияние на развитие речи ает, то задерживаетсяДля детей самым распространенным действенным методом, является игра.

Все дети, любя игры и потешки, в которых требуется согласование движений и текста. Детские потешки очень лаконичны, они развивают умение слушать, различать близкие по звучанию звуки, плавность речи, ритмичность, интонационную выразительность. С самого раннего возраста потешки сопровождают жизнь ребенка: с ней веселей одеваться, умываться, кушать…

Водичка, водичка,

Умой мое личико!

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Кулачки сложили,

Кулачками били:

Тук-тук, тук да тук,

Тук-тук, тук да тук.

Такие игры не только забава для детей, но и получение простейших навыков координации движений и речи. Все педагоги, а так же дефектологи и логопеды знают, что речь в сочетании с движением дает отличные результаты. Выполняя действия, дети более четко проговаривают слоги и слова, а при выполнении движений ребенку необходимо придерживаться определенного темпа и ритма.

Одним из методов коррекции моторной и речевой сферы у детей, имеющих нарушения речи, используется логопедическая и фонетическая ритмика. Жак-Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение и в развитии чувства ритма участвует все наше тело. «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». [3, с. 5]

Члены Московской ассоциации ритмистов (Н. Г. Александрова, В. А. Гринер, Н. П. Збруева…) утверждали, что кем бы ни вырастал ребенок, он должен ритмически развиваться. В 1932г. Была создана особая система лечебной ритмики под руководством профессора В. А. Гиляровского для детей и взрослых. В дальнейшем эта система получила применение и в логопедических учреждениях. В нынешнее время такие методы, как фонетическая ритмика и логоритмика очень широко известны. Данный метод, сочетая в себе речь и движение, направлен на:

– развитие правильного речевого дыхания и плавности речи;

– формирование и развитие умения изменять силу и высоту голоса;

– владение тембром голоса;

– правильное воспроизведение звуков: изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, фразах;

– правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

– восприятие и воспроизведение различных ритмов;

– на ориентировку в пространстве (перестроение);

– на согласование и координацию движений конечностей, корпуса головы.

На занятиях также используются игры под музыку, различные творческие задания. На стыке этих двух методик появился комплекс упражнений под названием логофоноритмика.

Данная методика включает в себя три уровня. Первый и второй уровни включают в себя работу по оптимизации мышечного тонуса, статической и динамической координации, все виды моторики (общая, пальцевая, мимическая, артикуляционная), формирование правильного дыхания, развитие чувства ритма. Для развития динамической координации можно взять комплекс упражнений в сочетании гимнастики пальчиков и языка. На этом этапе отрабатываются упражнения по развитию координации движений и пространственных представлений. Эти же упражнения связаны с развитием двигательной памяти и межанализаторных связей, голосовой функции и интонационной выразительности речи.

«Ежик»

По сухой лесной дорожке-

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

(Ребенок стоит, слегка согнувшись.

Руки, согнуты в локтях,- перед грудью

Кисти рук опущены вниз.

Ноги, слегка согнуты в коленях,

делает мелкие, частые шажки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

(«собирает ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды») [4,с. 79]

Третий уровень включает в себя развитие сенсомоторных, двигательных, ритмических и речевых навыков детей и включение в деятельность детей умений и навыков, приобретенных в процессе занятий. Детям предлагаются творческие задания, где дети могут свободно двигаться под музыку, стараясь передать её характер, логопед читает знакомое стихотворение, а дети самостоятельно подбирают к нему движения. Разыгрывание мини-инсценировок без предварительной работы. Логофоноритмика является хорошей основой для развития и коррекции речи в сочетании с движениями.

Общую и тонкую моторику следует развивать параллельно с речью, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.

Литература:

  1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика»
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учеб. Для студентов высш.учеб.заведений Г. А. Волкова.– М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. –272с.(Коррекционная педагогика)
  3. Э.Жак-Далькроз Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций — СПб., 1913
  4. Лопухина И. С. логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта,1997
  5. Родионова Ю. Н. Фонетическая ритмика и логофоноритмика как нетрадиционные методики проведения логопедических занятий /Ю. Н. Родионова // Современный детский сад — 2018. — № 1 — с. 45–47
  6. Стихи, сказки, потешки для малышей Составитель Данкова Р. изд. Оникс, 2011
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, развитие, речь, артикуляционный аппарат, тонкое движение пальцев рук, артикуляционная моторика, двигательная память, динамическая координация, мышечный тонус.


Похожие статьи

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте

Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Роль двигательной активности в полноценном развитии детей дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Похожие статьи

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте

Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Роль двигательной активности в полноценном развитии детей дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Задать вопрос