Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Авторы: Алимова Светлана Владимировна, Юдаева Оксана Валериевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)
Дата публикации: 25.12.2015
Статья просмотрена: 4600 раз
Библиографическое описание:
Алимова, С. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. В. Алимова, О. В. Юдаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9369/ (дата обращения: 22.12.2024).
Сенсорное развитие ребенка — буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Запорожец А. В. считает, что сенсорное воспитание направленно на формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления и т. д.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.
Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
По мнению Курашовой Р. А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.
Курашова Р. А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:
1) формирование сенсорных эталонов;
2) обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);
3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).
Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет.
Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.
Л. С. Выготский рассматривает такую деятельность как речевое общение, чтение, письмо, счет и рисование, как особые формы поведения, образующиеся в процессе социально-культурного развития ребенка.
Таким образом, сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др.
Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).
Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами — названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер, то есть все свойства предмета. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д.
Работа по формированию сенсорных эталонов регулярно проводится в детском саду, начиная с раннего возраста. Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей основываются на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы, в детском саду используем такие игры, как «Что катится, что не катится». Дети с удовольствием играют в эти игры. Игры и упражнения на восприятие величины «Спрятать ладошки», проводятся параллельно с играми на восприятие формы «Разложи фигурки по домикам». Когда дети научатся действовать с помощью проб, тогда величины предметов сопоставляется зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводим с предметами «Цветные кубики». Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако было замечено, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно — двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. В работе с дошкольниками используются разнообразные игры для развития тактильно — двигательного восприятия, например игра на осязание «Круглое квадратное», а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Для развития слухового восприятия мы используем дидактические игры — «Кто позвал?» Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения.
Работа с детьми проводится в основном индивидуально, но используется и подгрупповая форма работы. В результате работы у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины; ориентировки в пространстве.
В целом, необходимо отметить, что при проведении работы направленной на сенсорное развитие дошкольников, дети старались выполнять задания самостоятельно. Многие воспитанники хорошо ориентируются в цветах, геометрических фигурах. Особые затруднения возникают при выполнении заданий на тактильные ощущения.
Литература:
- Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.
- Бордовская, Н.В., Реан А. А. Педагогика [Текст] /Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб: Питер,2000.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988.
- Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973..
- Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981
- Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Учпедгиз, 1961