Социально-трудовая адаптация воспитанников Центра социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куликова, Л. В. Социально-трудовая адаптация воспитанников Центра социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров» / Л. В. Куликова, О. В. Заяц, Е. В. Фадеева, Л. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78901/ (дата обращения: 17.12.2024).



Социально-трудовая адаптация является сложным и многогранным процессом, который позволяет личности включиться в различные структурные элементы социальной среды: хозяйственно-бытовую, производственную, культурную жизнь общества.

Многие родители задаются вопросами: какого уровня социально-трудовой адаптации могут достигнуть их дети? Стоит тратить физическое и душевное здоровье, время при воспитании ребенка с ограниченными возможностями в семье? Ответ на эти вопросы положительный!

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, установок, принятых в обществе форм поведения и общения.

Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию инвалидов в общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. Оптимальный результат предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания.

Но главное, не увлекаться длительными беседами — воспитанники их не поймут. Обучение будет успешным, если мы будем использовать такую черту детей, как склонность к подражанию. Работая в группе со своими воспитанниками, даем им несложную хозяйственно-бытовую работу: заправка кровати, уход за одеждой и обувью, наведение порядка в шкафу, участие в приготовлении простых блюд (салаты, бутерброды), сервировка стола, уход за растениями, помощь при уборке группы. Основная задача таких занятий — привить воспитаннику элементы самостоятельности, избавиться от тенденции к иждивенчеству, что в будущем облегчит жизнь ему и окружающим.

На занятиях используем продуктивные методы обучения: беседа, экскурсии, наблюдение, дидактические игры, просмотр кино и диафильмов, обучение работы с компьютером, моделирование ситуации, постановка сценок-задач, развитие сюжета по заданной теме, упражнения, тренинги, деловые игры, арт-терапия.

Например, выходя на прогулку, обращаем внимание воспитанника на проезжую часть улицы, пешеходные дорожки, тротуар, светофор. Объясняем, как правильно переходить улицу, пользуемся общественным транспортом (автобус, троллейбус, метро). Изучаем улицы с их строениями, жилыми домами, магазинами, отмечаем особенности зданий. Гуляем в парке, при этом учимся правильному поведению в общественных местах.

Но больше всего воспитанники любят изучать приготовление пищи: блины, бутерброды, салаты. Большой интерес воспитанники проявили к проекту «Огород на окошке», где они сажают лук, зелень, томаты. Рассаду помидор выращивают сами из семян. Про посев томатов вы узнаете из занятия: «Посев семян томата на рассаду»:

Тип занятия: комбинированное

Форма организации: разноуровневая (индивидуальная + коллективная)

Методы обучения и восприятия: словесные, наглядные, практические

Цель: продолжить формировать знания о посеве семян томата на рассаду, формирование для жизни социально-значимых навыков и умение применять знания на практике

Задачи:

  1. Образовательная:

— Формирование и закрепление знаний воспитанников об овощных культурах

— Продолжаем знакомить с процессом посева семян томата на рассаду, выращивание рассады

— Узнаем новые сорта томатов

— Закрепление знаний о формах, цвете, размерах томатов

— Отмечаем значимость земли, солнца и воды для всего живого, в том числе и для растений

  1. Коррекционно-развивающая:

— Коррекция эмоционально-волевой сферы при выполнении коллективных видов деятельности (игры, практические работы)

— Коррекция мыслительной деятельности через выполнение практической работы (посев семян томата)

— Развитие произвольного внимания при выполнении практических видов деятельности

— Развитие ориентации в пространстве и времени через уточнение времени посадки рассады томатов

— Развитие долговременной памяти, используя «визуальный» алгоритм посадки семян томата

— Развитие мелкой моторики

  1. Воспитательная:

— Воспитать бережное отношение к растениям

— Приучить работать в коллективе

— Формировать стремление доводить начатое дело до конца

— Продолжить формировать трудолюбие

Возрастная направленность занятия: средний возраст

Наглядно-дидактический материал:

— картинки с овощами и томатами разных сортов

— семена томата

— земля, вода, горшки, фартуки, перчатки

— натуральные помидоры и муляжи

Музыка: «Весёлый огород»

Ход занятия:

1. Организационный момент:

1) Воспитатель:

«Дети, вот уже третий год у нас есть свой огород. Вспомните, пожалуйста, что мы на нем выращиваем? Перед вами картинки, найдите нужные изображения и опишите их (каждую картинку с овощами помещаем на доску). Посмотрите на доску и скажите, как это все называется одним словом? (овощи). А сейчас давайте проверим, как хорошо вы знаете овощи».

2) Загадки:

— «Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова, Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка» (тыква)

— «Он круглый и красивый, Как глаз светофора, Среди овощей Нет сочней» (помидор)

— «Вот зеленый толстячок — Длинный, гладкий…» (кабачок)

— «Ты на грядке — молодец. Ты в пупырышках родился, Быть красивым ухитрился. У тебя вагончик деток, Ты вкуснее всех конфеток. Долго ждали, наконец, В грядках вырос…» (огурец)

2.Основная часть:

1) Воспитатель:

— «Посмотрите, пожалуйста, на стол. Что Вы видите? (муляжи овощей). Выберите те, что мы выращивали на своем огороде и положите их в корзину, остальные в другую корзину. Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сеяли, чтобы выросли эти овощи? (семена). Куда сеяли? (в землю). В какое время надо сеять эти семена? (в конце мая, начале июня). Правильно! А как вы думаете, почему мы сегодня собрались сеять помидоры, ведь еще март? Да и земля холодная. Ведь, чтобы все росло нужно солнечное тепло, хорошая земля и пресная теплая вода, а это будет только летом. Что вы скажете на это? Лето длится всего три месяца, и не всегда они теплые, томаты не успеют созреть. Поэтому их сажают в марте или апреле, чтобы к лету выросла рассада (стебель с листочками). А в июне рассаду томатов пересадим в наш огород».

— «А теперь, внимание! Какие мы будем сажать томаты?» (на доске размещаем картинки с томатами разных сортов

— «Задание: опишите эти помидоры по цвету и форме» (круглые, длинные, большие, маленькие, зеленые, красные, желтые…)

— «Мы с вами будем сажать маленькие помидоры «Черри», которые быстро созревают. Что будем закапывать в землю и поливать водой?» (семена)

— «Достаем зрелый помидор и разрезаем, вытаскиваем семена, промываем водой и сушим на тряпочке. Вот какие маленькие семена! Есть секрет, их готовят осенью, после созревания помидора. Эти семена мы и возьмем. Мы заранее поместим их в марлю и опустим в чашу с водой. Семена готовы к посадке в землю. Но, прежде чем будем сеять семена томата на рассаду, проведем разминку»

— Физкультурная минутка (воспитатель): «Повторяем за мной движения: раз-два, шагаем на месте, Мы пришли к себе на грядку, раз-два, Мы работаем лопатой, раз-два (движение лопатой), Гладим землю мы граблями (движение граблями), Здесь сажаем помидоры. Влево — огурцы, вправо — кабачки. Поливаем все водой (круговое движение). Урожай будет большой!»

Сажаем семена томатов (на доске рисунками отмечаем алгоритм действий при посеве семян в грунт):

— Надеваем фартуки, перчатки

— Набираем землю в стаканчики

— Делаем лунку карандашом 1см.

— Кладем семена в лунку и засыпаем землей

— Поливаем водой

— Накрываем прозрачной пленкой стаканчик

— Ставим на подоконник на солнечную сторону

Молодцы!!!

3.Рефлексия:

— «Давайте вспомним как выглядят помидоры, семена?»

— «Чем их сажают?»

— «Как сажают?»

— «Когда сажают?»

— «Вам нравится работать на огороде: сажать семена, выращивать рассаду, поливать, собирать урожай?»

4.Сюрприз

Стук в дверь. Заходит «Сеньор Помидор», хвалит воспитанников за их трудолюбие, угощает томатным соком, помидорами с картошкой. Уходят под музыку «Веселый огород».

Такая работа должна производиться систематически с привлечением специалистов: дефектологов, логопедов, учителей, воспитателей, санитарок и всех заинтересованных лиц.

Социально-трудовая адаптация детей с умственными ограничениями существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом. Ребенок не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни. Поэтому данная работа очень важна для наших воспитанников.

Литература:

  1. Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева «Социально-бытовая ориентировка специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида», изд. ВЛАДОС, 2019 год, 200 стр.
  2. Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, М. М. Платонова, А. М. Щербакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII», изд. ВЛАДОС, 2018 год, 288 стр.
  3. Т. Г. Меретина «Специальная педагогика и коррекционная психология», изд. МПС, ФЛИНТА, 2019 год, 376 стр.
  4. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме», изд. АРКТИ, 2019 год, 312 стр.
  5. Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин «Коррекционная педагогика», изд. ФЕНИКС, 2019 год, 445 стр.
  6. «Коррекционно-развивающее обучение. Нормативные документы. Методические рекомендации», изд. УЧИТЕЛЬ, 2017 год, 207 стр.
  7. Документы мира и РФ «О детях-инвалидах».
  8. Материалы из опыта работы.
Основные термины (генерируются автоматически): семя, земля, помидор, посев семян томата, вода, воспитанник, золотая голова, семя томата, социальная среда, социально-трудовая адаптация.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Конспект комплексного занятия в духе толерантного общения для детей 5–6 лет «Доброта и вежливость»

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Конспект комплексного занятия в духе толерантного общения для детей 5–6 лет «Доброта и вежливость»

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Задать вопрос