Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.02.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Топычканова, Т. Н. Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития / Т. Н. Топычканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78759/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, психическое развитие, коррекционная работа, ориентировка в пространстве.

В настоящее время все больше детей имеют те или иные затруднения в развитии. Наиболее распространенное отклонение и часто встречаемое в психофизическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста является задержка психического развития (ЗПР). Дети с ЗПР представляют неоднородную группу. Для психической сферы таких детей характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. При поступлении в школу дети, с замедленным темпом развития, демонстрируют ограниченность знаний об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, быструю истощаемость интеллектуальной деятельности, преобладание игровых интересов, низкий уровень социальных и коммуникативных навыков. Таким образом, приоритетной задачей педагогов, работающих с данной категорией детей, является создание полноценных условий для формирования интегративных качеств личности каждого ребенка. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника и обеспечивают постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Подготовка детей с задержкой психического развития к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одним из важнейших показателей развития дошкольника и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школе. Недостаток развития ориентировки в пространстве оказывает негативное влияние на уровень актуального развития и интеллектуальную готовность дошкольников с задержкой психического развития.

Следовательно, изучение особенностей формирования пространственной ориентировки, у детей с ЗПР, разработка путей их формирования и коррекции при подготовке к школе в разных видах деятельности является актуальной проблемой.

Изучением особенностей восприятия пространства у детей занимались:

– Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко, особо подчеркивая влияние всех компонентов пространственной ориентации на всестороннее развитие детей и познавательные способности.

– А. А. Семенович внесла существенный вклад в разработку основ нейропсихологической коррекции детей с нарушениями в развитии, выделив семь уровней архитектоники пространственных представлений [8, с.35].

– Ж. Пиаже, исследуя генезис пространства в сенсомоторном интеллекте, раскрывает развитие представлений ребенка о взаимоотношениях объектов, используя метод исследования развитий топологических представлений о «перемещении объектов в пространстве». [3, с. 226]

– З. М. Дунаева изучала формирование пространственных представлений у детей с ЗПР, выделила научно обоснованные формы и методы коррекции выявленных нарушений у дошкольников, способствующие предупреждению школьной неуспеваемости [2, с.7].

Наш детский сад является дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида. В учреждении функционируют группы общеобразовательной направленности и группы компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями в развитии, в том числе и для детей с ЗПР. Задача специалистов и педагогов выстроить коррекционно-образовательный процесс таким образом, чтобы к достижению школьного возраста максимально приблизить детей к возрастной норме развития. Реализуя коррекционно-образовательный процесс, специалисты нашего учреждения, выделяют задачу по формированию полноценных пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве как значимый параметр познавательного развития, который формируется практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности. В условиях компенсирующей группы мероприятия по формированию и коррекции пространственных представлений вплетаются в непосредственно образовательную деятельность по всем областям развития, а так же в процессы бытовой деятельности детей, собственные действия с предметами, игрушками. Таким образом, речь идет о комплексном подходе в работе с детьми с ЗПР, который подразумевает наличие взаимосвязи в работе между дефектологом, логопедом, психологом, инструктором физического развития, музыкальным руководителем, воспитателем и включает в себя организацию просветительской деятельности среди родителей.

Весь коррекционно-образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Так, психолого-педагогическая диагностика является неотъемлемым структурным компонентом коррекционной работы. Диагностическая работа проводится по всем областям развития в соответствии с ФГОС ДО. Выявление пробелов в овладении пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве, является одним из составляющих компонентов познавательного развития детей дошкольного возраста. Диагностическая работа по выявлению уровня сформированности пространственных представлений производится по нескольким направлениям:

– Пространственные представления о собственном теле

– Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу)

– Восприятие отношений между предметами;

– Ориентировка на плоскости и на листе.

Диагностическое исследование невозможно провести без помощи речи, поэтому каждый из уровней сливается с обследованием лингвистических представлений ребенка. [9, с. 22]

Для выявления уровня сформированности пространственных представлений у дошкольников с ЗПР были использованы методики:

– методика М. М. Семаго и Н. Я. Семаго «Ориентировка в схеме собственного тела»;

– методика М. Г. Аббасовой «Определение пространственных отношений между предметами»;

– методика Л. Б. Осиповой «Ориентировка на себе и относительно себя»;

– методики С. Д. Забрамной «Коробка форм» и «Построение фигур из палочек».

В результате мы выяснили, что у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте уровень формирования пространственных представлений и ориентировки в пространстве соответствует возрастному уровню на один или несколько этапов ниже. У большинства отмечается нарушение восприятия собственного тела, проблемы в развитии моторики, незрелый соматогнозис. Наиболее часто данное отклонение сопровождается нарушением восприятия телесной и, главным образом, глубокой (протопатической) чувствительности, а также нарушениями зрительного и слухового восприятия. Проявляется как гиперчувствительность к движениям (движения детей замедленные, они избегают быстрых движений, кажутся неуклюжими), либо наоборот, как гопочувствительность к движениям (такие дети постоянно двигаются, не стоят на месте, не усидчивы, могут раскачиваться), отмечается слабость мышечного тонуса (дети сутулятся, быстро устают, с трудом застегивают молнии и застежки, одинаково владеют обеими руками). Незрелость соматогнозиса является причиной истощаемости внимания при интеллектуальных нагрузках, ведет нарушениям в развитии памяти и мышления и речи. Следовательно, для детей данной категории — формирование и коррекция восприятия внутреннего пространства, обозначаемым в нейропсихологии как соматогнозис, является важнейшим этапом работы. Именно над внутренним восприятием через зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятия надстраивается взаимодействие с внешним пространством. Выявленные результаты показали, что у детей отмечается недостаточность ориентировки в «схеме лица и тела». Некоторые воспитанники в старшем возрасте допускают ошибки при назывании частей лица и тела, таких как лоб и подбородок, локоть и колено и т. д. Дети испытывают значительные трудности при перекрестной ориентировке в «схеме тела и лица». Выполняя задания на плоскости, отмечается несформированность ориентировки на плоскости листа; многочисленные грубые топологические, метрические, координатные ошибки. Необходимо отметить, что обучающую помощь дети с ЗПР используют нерезультативно, исправление ошибок часто недоступно. Восприятие и выполнение простой инструкции с пространственным значением дети понимают с уточнением и помощью педагога. Часто при обозначении пространственных отношений дети используют указательный жест. При употреблении предложно-падежных конструкций с пространственным значением отмечаются аграмматизмы, дети затрудняются в понимании логико-грамматических структур языка.

Выявленные пробелы в сформированности пространственных представлений являются основанием выстраивания коррекционной работы, как с группой детей, так и в построении индивидуальной образовательной траектории. Организуя коррекционно-образовательный процесс с детьми данной категории, необходимо учитывать такие особенности, как необходимость индивидуального и дифференцированного подхода, снижение темпа обучения и частый возврат к уже изученному материалу, наглядность.

С целью повышения качества и эффективности коррекционной работы была адаптирована и внедрена система игр и упражнений Т. А. Мусейибовой, включающие несколько групп: игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве; игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами; дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения объектов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними; дидактические игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, то есть на плоскости, например, на листе бумаги; дидактические игры словесные, которые специально предназначены для активизации пространственной терминологии в речи детей. [7, с.21]

Для активизации познавательной деятельности и мотивации детей с ЗПР, в систему коррекционной работы был введен персонаж «улитки-путешественницы», заимствованный из методики Ж. Пиаже об исследовании развитий топологических представлений о «перемещении объектов в пространстве» Таким образом, работа по формированию пространственных представлений проводилась поэтапно и начиналась с уровня тела. По утверждениям А. В. Семенович пространственные представления, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела». Поэтому на первом этапе, особое внимание уделено играм и упражнениям, направленным на развитие проприрецептивных ощущений. Которые способствуют, прежде всего, развитию взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами, обеспечивающие формирование других чувств. Параллельно осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице и теле в соответствии с основными осями тела:

– формирование пространственных представлений по вертикальной оси

– формирование горизонтальных отношений (cпереди и сзади от тела)

– формирование таких отношений как «справа», «слева», «за», «перед».

Работа выстраивается в определенной последовательности: вначале перед зеркалом, потом через движение, затем с закрытыми глазами. Изучению расположение частей лица и тела проходит с помощью игрушки «Улитка-путешественницы», тем самым обеспечивая взаимодействие двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов. Прежде всего, в ходе игр и упражнений, ребенок анализирует параметры: выше всего, ниже всего; выше, чем; ниже чем. Далее формирование представлений о взаимоотношении объектов, происходит с точки зрения «горизонтальной оси» и начинается с обозначения пространства «впереди». При формировании представлений по горизонтальной оси совершенствуется схема тела с упором на левую и правую ориентировку, необходима маркировка левой руки (звучащая — зрительная — тактильная). Именно левой руки, так как в дальнейшем при обучении в школе дети пишут и читают в русском языке слева направо.

Обучение ориентировке в окружающем пространстве основывается наанализе взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу ребенка. На данном этапе предлагаются задания для анализа расположения объектов по вертикальным и горизонтальным осям. С помощью, которых отрабатывается понимание и употребление соответствующих слов в речи ребенка: выше-ниже, над-под, ближе-дальше, за, перед, слева-справа, между и т. п.

На следующем этапе проводится работа, по формированию обозначений пространственных отношений между объектами, отрабатываются предлоги и наречия с пространственным значением.

Особое место в обучении детей занимает формирование умения ориентироваться на плоскости и на поверхности листа. В первую очередь детям даются понятия о разных сторонах, углах и частях вертикальной плоскости (доска/ ковер Воскобовича), затем полученные знания переносятся на горизонтальную плоскость-стол, лист бумаги. В процессе коррекционных занятий эти умения закрепляются при выполнении различных заданий (например, расположение двумерной «Улитки-путешественницы» на доске, листе бумаги по инструкции педагога, её перемещение в пространстве плоскости). Дети должны усвоить следующее: доска или лист бумаги (любого размера и даже по-разному расположенный) — это определенное ограниченное пространство, имеющее свои параметры: верх и низ, середину и стороны, центр и углы; на нем можно отразить реальные пространственные отношения между предметами.

Работа по формированию пространственных представлений может интегрироваться со всеми видами деятельности детей дошкольного возраста, обозначенными в ФГОС ДО, в том числе с содержанием непосредственно образовательной деятельности по подготовке дошкольников к обучению грамоте. В связи с этим, в систему работы в данном направлении, был также введен персонаж улитки, по имени Звулика (улитка, которая живет в саду звуков). В ходе непосредственно образовательной деятельности она помогает знакомить детей с новым звуком. В соответствии с характеристикой изучаемого звука дети изменяют внешний вид улитки с помощью символов гласных и согласных звуков (по Т. А. Ткаченко): гласные –оральные символы красного цвета, согласные- в виде синих и зеленых шапочек или наушников в соответствии звонкости или глухости.

В план работы по формированию слухового внимания и фонематического восприятия мы также разработали и внедрили игры, включающие умение ориентироваться в пространстве

«Скажи столько раз звук, соседу справа/слева или впереди/сзади, сколько раз я хлопну»,

«Звуковые корзиночки» (дети, выделяют изучаемый звук из речи, и обозначаю его, рисуя кружок в одну из четырех корзиночек расположенных вверху, внизу, справа или слева-по инструкции).

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210210_083007.jpg

Авторское пособие «Стрелочки», усложнение игры «Звуковые корзиночки»

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210210_083033.jpg

Задачи коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа, также объединяются с навыками ориентировки в пространстве.

Для этого было создано авторское пособие «Где спрятался звук?»

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210210_083323.jpg

Выделяя место звука в словах, дети продолжают игру с одной из картинок на пособии «Домик улитки», представляющая модификацию игры «Муха».

Для работы с плоскостью были изготовлены для каждого ребенка двумерные улитки. Закрепляя изучаемую букву, дети конструируют её и выполняют задание с плоскостной двухмерной улиткой и трех деталей (голова, ножка, домик) для составления целой фигуры улитки: перемещение целой улитки в заданных направлениях относительно буквы; составление целой улитки из частей, так чтобы она смотрела мордочкой в заданном направлении.

Реализуя задачи по формированию элементарных математических представлений в области «Познавательное развитие» в нашей группе был организован центр занимательной математики. Центр оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки количественных представлений, представлений о формах предметов, представлений о величине, временных представлениях, а также пространственных представлений и ориентировки в пространстве.

Таким образом, работа по формированию и коррекции пространственной ориентировки можно разнообразить и сделать интересной.

В итоге повторной диагностики показатели всех уровней пространственных представлений стали выше и приблизились к норме. При обследовании дети увереннее ориентируются на себе, относительно себя и другого объекта. Улучшилось понимание инструкций, предполагающие перемещение в пространстве с изменениями направления движений, а также изменение отношений между предметами, включающие предложные конструкции. В активной речи закрепилось правильное использование предлогов, выражающие пространственные отношения. Улучшилась ориентировка детей в двухмерном пространстве. Следовательно, можно утверждать, что коррекционная работа, направленная на формирование и коррекцию пространственных представлений и ориентировки в пространстве у детей с задержкой психического развития, является целесообразной и позволяет повысить уровень актуального развития детей, обеспечивая в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления.

Литература:

  1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
  2. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / З. М. Дунаева — М.: Советский спорт, 2006. — 144 с.
  3. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научный редактор О. В. Защиринская. — СПб., 2006.
  4. Жан Пиаже: теория, эксперементы, дискуссии: Сб. статей /Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской; предисл. Л. Ф. Обуховой- М.: Гардарики, 2001. — 624 с.
  5. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо — влево, вверх — вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. — М.:ТЦ Сфера, 2004.
  6. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. — Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200501814 (Дата обращения: 10.05.2020)
  7. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — Ленинград: [б. и.], 1964. — 19 с.
  8. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция. -СПб: Детство-пресс, 2006.
  9. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2007
  10. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. —М.: Генезис, 2007. — 474 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, представление, психическое развитие, коррекционная работа, формирование, коррекционно-образовательный процесс, пространство, дошкольный возраст, образовательная деятельность, пространственная ориентировка.


Задать вопрос